Сергей Коловоротный
ЛОГИСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ БИЗНЕСА
Термин «логистика»
широко используется в деловом мире, так называется наука, изучающая теорию и
практику движения сырья, материалов, производственных, трудовых и финансовых
ресурсов, готовой продукции от источника к потребителю. Логистика охватывает
ряд взаимосвязанных дисциплин, в том числе логистику снабжения, производства,
сбыта (распределительная логистика), транспорта, информационную или
компьютерную логистику и т.д. За последние десятилетия логистика превратилась в
эффективный инструмент бизнеса. Как свидетельствует зарубежный опыт, сокращение
на 1% логистических издержек эквивалентно почти 10% увеличению объема продаж.
Внедрение современного логистического менеджмента позволяет ускорить
оборачиваемость капитала, снизить себестоимость продукции, сократить затраты на
распределение товаров.
Логистика как
наука о планировании, контроле и управлении движением материальных, информационных
и финансовых ресурсов в различных системах, хотя и имеет глубокие исторические
корни, тем не менее, считается сравнительно молодой. Особенно бурное развитие
логистика получила в период Второй мировой войны, когда она была применена для
решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности,
тыловых, снабженческих баз и транспорта в целях своевременного обеспечения
армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно
понятия и методы логистики стали распространяться из области военной в
гражданскую — вначале как новое научное направление, объектом исследования
которого является рациональное управление движением материальных потоков в
сфере обращения, а затем и в производственную.
Использование методов логистики в сфере хозяйственной деятельности было обусловлено несколькими причинами: резким увеличением расходов на перевозки; переходом от рынка продавца к рынку покупателя и как следствие достижением предела эффективности производства. Для дальнейшего продвижения товара на рынке необходимо было улучшить работу, в частности, в сфере распределения, что позволяет снижать цены и поставлять товар надлежащего качества точно в срок.
Одним из важных
факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было применение в
бизнесе информационных технологий, позволяющих осуществлять обработку огромных
массивов информации и обмениваться данными в реальном времени с минимальными
затратами. В результате бурного научно-технического прогресса перед предприятиями
возникла необходимость решать такие сложные многоальтернативные и
оптимизационные задачи, как выбор вида транспорта, размещение производства и
складов, составление маршрутов движения товаров, управление запасами продукции,
прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах. Решать такие задачи без
компьютерной поддержки было невозможно.
Новизна концепции
логистики применительно к управлению промышленными системами состоит в
комплексном подходе к вопросам движения материальных потоков в процессе
производства и потребления. Логистическая система должна охватывать и
согласовывать процессы производства, закупок и распределения продукции, а также
быть основой при стратегическом планировании и прогнозировании. Логистическая
деятельность базируется на трех принципах: техника как совокупность
транспортных средств и оборудования, сопровождающих материальные потоки;
информация как совокупность всей статической и динамической информации о
движении материальных и нематериальных потоков в системах; экономика предприятия
и инфраструктура.
В современной
логистике ключевой является концепция общих затрат. Она позволяет так
перегруппировать затраты в цепи производитель — оптовая торговля — розничная
торговля — конечный потребитель, что уровень общих расходов на продвижение
товаров от производителя к потребителю снижается. Скажем, если неукоснительно
соблюдать график поставок, то можно отказаться от создания промежуточных
складов. И хотя расходы на транспортировку в этом случае возрастут, общие
затраты в сети распределения уменьшатся.
В «узком»
понимании (с позиции хозяйственной деятельности субъекта) логистика является
интегральным инструментом менеджмента, способствующим достижению целей
организации за счет эффективного управления материальными и сопутствующими
потоками. В данном контексте эффективность определяется с точки зрения общих
затрат на обслуживание потоков и удовлетворения требований конечных
потребителей к качеству товаров и услуг. В более широком понимании с позиции
логистики исследуются возникновение, преобразование или поглощение материальных
и сопутствующих потоков на определенном производственном объекте,
функционирующем как система, то есть реализующем стоящую перед ним цель и
рассматриваемом как единое целое. Действия, совершаемые в процессе управления материальными
(или сопутствующими) потоками в рамках такой системы, называются логистическими
операциями (функциями).
Развитие рыночной
экономики предполагает постоянное преобладание предложения над спросом, поэтому
деятельность всех субъектов рынка подчинена поиску наиболее эффективных
способов привлечения и удержания потребителей. Тезис «создать потребителя» —
это обобщение всех целевых установок любого предприятия. Достижение цели
связано с наиболее полным удовлетворением потребительского спроса на тот или
иной вид продукции, услуг. Это предполагает установление тесных связей и
постоянное взаимодействие функциональных подсистем всей совокупности
предприятий-производителей, потребителей готовой продукции и поставщиков
ресурсов, а также разработку и внедрение принципиально нового подхода к
планированию производственных мощностей.
Новый подход к
планированию должен основываться на стремлении увеличить результативность
работы предприятия (или производственной системы) с учетом требований
международных стандартов в отличие от плановой экономики, когда целевые
установки ориентированы на сокращение затрат. Управление предприятием должно
осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а основываться на
планировании упреждающих воздействий. В рамках единой логистической системы,
охватывающей все подразделения предприятия, осуществляется интеграция
планирования и контроля операций по организации производства с операциями
маркетинга, сбыта, снабжения и финансов. Это способствует согласованию целей,
над достижением которых работают отдельные функциональные подсистемы и
подразделения.
Таким образом,
специалисты в области логистики должны уметь планировать и управлять
производственно-сбытовыми процессами в соответствии с классическими правилами
логистики.
Тренинги-семинары
по бизнес-логистике для руководителей, менеджеров-логистов предприятий
направлены на развитие навыков управления движением товаров и планирования,
основанных на современных подходах к управлению бизнесом. Их цель — помочь
осознать необходимость координации работы всех отделов компании, связанных с
товародвижением, для принятия грамотных управленческих решений, а также
ознакомить с основными практическими методами управления запасами, складской
обработки, транспортировки и таможенного оформления грузов.
При подготовке
публикации использованы материалы, подготовленные компанией «Гештальт
Консалтинг Груп» для тренинг-семинара «Бизнес-логистика».