МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ

 И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СИТУАЦИЮ В УКРАИНЕ

Бондаренко И.Л.

Харьковский национальный университет радиоэлектроники
вернуться

                      

В конце 1999 г. во всем мире насчитывалось около 361 млн. абонентов мобильной связи, а к началу 2001 г. их число выросло до 670 млн. По прогнозам, приведенным в отчетах западных аналитических компаний, в 2006 г. число абонентов мобильной связи достигнет 1,7 млрд., охватив при этом 26% всего населения планеты. Стремительное увеличение абонентской базы и потребности абонентов «всюду и везде» иметь возможность высокоскоростного доступа к службам интернета, подталкивает мировой рынок мобильной связи к ускорению темпов внедрения сетей 3-го поколения. Специалисты предполагают, что стоимость минуты разговора в сетях 3-го поколения снизится в несколько раз и составит в среднем около 0,06 долл.

Операторам мобильной связи предстоит решать широкий круг проблем (3G-лицензирование, построение новых сетевых инфраструктур, освоение режимов связи и услуг интернета, переподготовка эксплуатационного персонала). Мировая отрасль мобильной связи под воздействием гигантских инвестиций со стороны компьютерных и телекоммуникационных гигантов уже в 2002 г. вступит в этап полной технологической модернизации. Этот важнейший этап в развитии мобильной связи вызовет радикальные изменения во всем мире абонентских устройств, резко ускорит внедрение новых 3G-услуг, создаст все необходимые технологические условия для появления новых приложений и видов услуг.

Высокая стоимость приобретения 3G-лицензий, оборудования для 3G-сетей, разработки новых приложений неминуемо привели к консолидации мобильной отрасли и слиянию некоторых компаний. На рынке 3G-услуг смогут эффективно действовать только 2-4 операторов в каждом отдельном регионе. В каждой стране наилучшими шансами в конкурентной борьбе будут располагать операторы, уже создавшие самые большие абонентские базы.

Для достижения успеха на глобальном рынке при быстром развертывании услуг на базе интернета оператор должен планировать партнерства, в том числе за пределами своих традиционных инфраструктурных отношений. Среди таких партнеров будут производители оборудования передачи данных, специалисты по работе с клиентами и внутренней обработке данных, поставщики интернет - контента.

Понимание и учет некоторых имеющихся особенностей процесса планирования сети 3-го поколения чрезвычайно важны для достижения экономической эффективности проектируемой сети. Наличие опыта работы с CDMA для всех операторов станет ключом к успеху развертываемых сетей UMTS, в том числе именно по экономическим соображениям. Японский оператор NTT DoCoMo первый на своем примере показал возможность успешного ведения бизнеса, основанного на услугах мобильного интернета.

Темпы роста абонентской базы режима i-mode (NTT DoCoMo): февраль 1999 г. – 0 абонентов; апрель 1999 г. – 100 тыс.; октябрь 1999 г. – 2,2 млн.; февраль 2000 г. – 4,5 млн.; август 2000 г. – 11 млн.; апрель 2001 г. – 20 млн.; сентябрь 2001 г. – 23 млн., превысили самые смелые прогнозы.

Как показывает японский опыт i-mode, кроме экономических факторов, массовое освоение новых услуг интернета определяется также социально-культурными особенностями той или иной страны. Украинским операторам необходимо тщательно изучить опыт развития рынка «фиксированных» интернет-услуг в различных регионах страны. Украинский мобильный интернет будет развиваться своим национальным путем с учетом социально-экономических особенностей нашего региона.

Украинский рынок мобильной связи остается достаточно перспективным, однако вследствие того, что уровень проникновения интернета очень низкий (всего 1%), ближайшие перспективы услуг мобильного интернета представляются достаточно туманными. Ближайшие 5-7 лет в украинском мобильном пространстве сохранится доминирование голосовых услуг над услугами, связанными с передачей данных. Отечественного потребителя услуг мобильной связи на данном этапе в сетях 3-го поколения может заинтересовать привлекательная тарифная сетка.

Правительству Украины, в лице Государственного Комитета по связи, необходимо тщательно изучить опыт других европейских держав и своими решениями обеспечить максимально комфортные условия на рынке для операторов сотовых сетей, с целью ускорения внедрения в Украине сетей мобильной связи 3-го поколения. Основываясь на опыте схожих с точки зрения социально-экономической ситуации стран таких, как Польша и Чехия, можно с уверенностью утверждать, что Украине при переходе к сетям 3-го поколения не обойтись без участия крупных иностранных инвестиций.