МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИИ НА ПУТИ К ТРЕТЬЕМУ ПОКОЛЕНИЮ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

Масалыкина В.В.

Одесская национальная академия связи  им. А.С. Попова


На данный момент в индустрии мобильной связи имеют место следующие тенденции:

 Процесс выдачи 3G-лицензий продемонстрировал высокий уровень капиталоемкости рынка и вызвал острые споры об “утонувших” финансовых ресурсах операторов, вложивших гигантские суммы в новые лицензии.

Производители сетевого оборудования энергично подтверждают свою технологическую готовность к внедрению 3G-сетей на всех уровнях сетевых платформ (сетевые узлы, абонентские терминалы, софтверные решения, биллинговые системы, SIM-карты), однако широчайшее многообразие предлагаемых решений и их высокая стоимость все активнее ставят перед операторами сложные стратегические задачи.

Конвергенция мобильной связи и Интернета быстро развивается на всех рыночных секторах (мультимедийные порталы, мобильная коммерция, услуги гео-локализации, мобильный Интернет-пейджинг и др.) и становится главной рыночной тенденцией рынка мобильных услуг связи, что заставляет операторов переходить на более универсальные (мультисервисные) сетевые платформы.

Мировые лидеры электронной промышленности (Intel, Fujitsu, Siemens, Lucent, Motorola, Nokia, Ericsson и др.) продолжают концентрировать свои большие технологические и финансовые ресурсы на ключевых инновациях в области мобильной связи. Аналогичным образом компьютерные гиганты (Microsoft, Oracle, Sun, Compaq) и новые альянсы (Symbian, WAP Forum, Wireless Forum) готовятся выйти на мобильные рынки с десятками новых инфо-коммуникационных решений. Индустия мобильной связи вступает в фазу широкой структурной перестройки, когда усиливается роль производителей мультисервисных узлов и горизонтальных связей между многими новыми рыночными игроками.

Растущее многообразие мобильных приложений порождает гигантскую волну компаний-интеграторов, пытающихся захватить сотни и тысячи возникающих рыночных секторов.

 В результате этих процессов телекоммуникационная отрасль впервые в своей истории в короткий срок (примерно к 2005 г.) создаст огромные инновационные ресурсы и межотраслевые связи для повсеместного применения мобильных технологий. Мобильным операторам предстоит быстро предложить новым рыночным силам такие стратегические проекты, которые по своей финансовой привлекательности и конечной эффективности превзойдут другие подотрасли телекоммуникационного рынка.

Для многих операторов главные стратегии развития на ближайшие 5-10 лет связаны с мобильными 3G-сетями. Выбор3G-стратегии требует обоснованных решений по широкой совокупности проблем: приобретение лицензии на 3G-спектр, модернизация сетей, внедрение новых технологий, построение новых бизнес-моделей, освоение новых рынков и др.

Используя универсальные мультисервисные платформы, операторы связи начинают все более точно и целенаправленно фокусироваться на специальных услугах, профильно настроенных на узкие потребности каждой конкретной социальной группы. Таким образом, операторам предстоит в партнерстве с другими лидерами массовых рыночных услуг (торговых, банковских, транспортных, развлекательных, медицинских и т.д.) находить такие социально значимые приложения, где потребительский спрос и покупательская способность населения будут адекватно соответствовать новым бизнес моделям 3G-услуг.