Подгайный А.И.

Саенко В.Д.

Донецкий национальный технический университет

Руководитель: Ярым-Агаев А.Н.

Сравнительный анализ конкурентоспособности операторов мобильной связи на региональном рынке Донбасса.

     Целью настоящей работы являлось определение уровня конкурентоспособности компаний-операторов мобильной связи, предлагающих свои услуги на региональном рынке Донбасса. В настоящее время на Донбасском региональном рынке действуют три из пяти операторов, предлагающих услуги мобильной связи на рынке Украины: UMC (Украинская Мобильная Связь),  DCC (Цифровая Сотовая Связь), КиевСтар.

     С целью определения уровня конкурентоспособности каждого из представленных операторов, нами были проведены маркетинговые исследования посредством анкетирования потребителей мобильной связи г.Донецка. Методом проведения опроса мы выбрали личное интервью, приблизительно наметили основные вопросы и формы ответов на них, определили последовательность задаваемых вопросов. Так, было решено вопросы общего характера расположить в конце анкеты, а вопросы, касающиеся непосредственно мобильной связи, в начале. Для тестирования правильного понимания вопросов и корректировки недоработок, было решено провести предварительное тестирование анкеты. Нами была собрана тестовая группа из 10 студентов и им было предложено самостоятельно заполнить по 1 экземпляру анкеты. На основании полученных в результате тестирования данных анкета была окончательно скорректирована и работа над ней завершена.      

       Для выяснения предпочтений и требований потребителей к характеристикам предлагаемой услуги опрашиваемым было предложено распределить 100 баллов между основными характеристиками услуги мобильной связи, предлагаемой операторами г.Донецка. Рассматривались основные характеристики: территория радиопокрытия (территория, охватываемая оператором в пределах Украины), тарифы на разговоры, цены на телефоны, первоначальный платёж (включает телефон+подключение+аванс), роуминг (возможность использования телефона за пределами Украины), услуга SMS (возможность посылать короткие текстовые сообщения), мобильный Интернет (вход в Интернет с мобильного телефона), голосовая почта (запись голосовых сообщений при выключенном телефоне). Для каждой характеристики каждого оператора использовалась 5-ти бальная шкала Лэйкерта, что при опросе 100 человек обеспечивает точность оценки 0.2 балла при достоверности 95 %.

Таблица 1 - Важность характеристик услуги мобильной связи

 

Характеристики

Сту-денты

Пред-приниматели

Служащие

Пенсионеры

Безра-бот-ные

Об-щий балл

Территория радиопокрытия

0,25

0,26

0,3

0,26

0,1

0,27

Тарифы на разговоры

0,47

0,36

0,35

0,34

0,5

0,37

Цены на телефоны

0,05

0,03

0,04

0,08

0,1

0,05

Первоначальный платёж

0,11

0,17

0,11

0,32

0,2

0,14

Роуминг

0,03

0,11

0,14

0

0

0,1

Услуга SMS

0,06

0,01

0,03

0

0,1

0,04

Мобильный Интернет

0,007

0,03

0,01

0

0

0,01

Голосовая почта

0,023

0,03

0,02

0

0

0,02

 

Таблица 2   - Средняя оценка каждого из операторов  

 

Характеристики

UMC

KYIV

STAR

DCC

Территория радиопокрытия

 4,6

4,0

2,4

Тарифы на разговоры

 3,8

 3,7

 2,2

Цены на телефоны

 3,4

 3,3

 2,3

Первоначальный платёж

 4,0

 3,3

 2,4

Роуминг

 4,4

 3,8

 2,4

Услуга SMS

 4,0

 3,7

 1,8

Мобильный Интернет

 3,1

 3,4

 1,8

Голосовая почта

 3,6

 3,5

 2,1


  Таблица    3    -  Оценка конкурентоспособности каждого из операторов мобильной связи г.Донецка

Характеристики

UMC

KYIV

STAR

DCC

Территория радиопокрытия

1,24

1,08

0,65

Тарифы на разговоры

1,40

1,37

0,81

Цены на телефоны

0,17

0,16

0,12

Первоначальный платёж

0,56

0,46

0,34

Роуминг

0,44

0,38

0,24

Услуга SMS

0,16

0,15

0,07

Мобильный Интернет

0,03

0,04

0,02

Голосовая почта

0,07

0,07

0,04

Общая оценка

4,08

3,71

2,29 

         

  

 

 

 

 

 

 


       Таким образом, UMC, являясь самым старым оператором как на рынке мобильной связи г.Донецка, так и всей Украины, оказалась и самым конкурентоспособным оператором, имея преимущества перед остальными компаниями в подавляющем большинстве показателей. Но по самому важному показателю «Тарифы на разговоры» она имеет почти одинаковую оценку с KYIVSTAR – самым молодым оператором, стремительно захватывающим рынок в основном за счёт своей гибкой ценовой стратегии. И по остальным показателям KYIVSTAR ненамного проигрывает UMC, но ему трудно конкурировать с ней по основным показателям территории покрытия и роуминга. Также успешной оказалась стратегия  UMC обеспечению низкого первоначального платежа – значительного показателя.

        DCC намного отстаёт от своих конкурентов по всем показателям, немаловажную роль в этом играет отсутствие в DCC основных услуг (SMS, Интернет, голосовая почта и т.д.), предлагаемых большинством операторов сети GSM (DCC использует другой стандарт DAMPS). Но последние попытки усовершенствовать ценовую стратегию и снизить первоначальный платёж несколько подняли оценку компании.