ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Чекушина Ю. В.

Национальная горная академия Украины


Альтернатива имеет свои преимущества и недостатки. Если при появлении первого оператора сотовой связи клиент знал, с кем имеет дело, то сегодня перед покупателем стоит весьма нелегкая задача. Пытаясь разобраться в предложениях рынка, он сталкивается с тремя десятками вариантов обслуживания и возможностью подключения к одному из пяти сотовых операторов. Поэтому вопрос далекого от сотовой связи человека о том, какой сотовый оператор (пакет обслуживания) наилучший - становится почти риторическим. Потенциальный клиент пытается советоваться со знакомыми, работниками фирм, в конце концов, довериться рекламе, и все равно теряется.

Точного рецепта не существует до тех пор, пока самим же покупателем не определены все необходимые для этого выбора критерии. Но и это - не конец истории. Познав радости и горести "моногамного" сотового абонента, покупатель задумывается о возможности комбинированного использования услуг различных сотовых операторов.

В последние 5 лет украинский рынок сотовой связи Украины можно назвать одной из самых молодых и динамичных отраслей экономики. Причем как с точки зрения внешних влияний на отрасль, так и с точки зрения взаимоотношений между субъектами рынка. Украинский рынок сотовой связи постепенно приобретает цивилизованные очертания, несмотря на низкую платежеспособность клиентов, данный вид связи становится доступным достаточно большой потребительской аудитории. Она то и устраивает для операторов настоящий накал страстей в преддверии праздников и полное затишье в период отпусков. В настоящее время можно выделить несколько групп потребителей услуг сотовой связи, одни из них приобретают сотовые телефоны для работы, другие для личного пользования. Причем  доход и одной и другой группы выше среднего, иначе потребители не могли бы приобретать услуги операторов.

К первой группе покупателей относятся: юристы, адвокаты, политики; работники, имеющие частые командировки; коммивояжеры, люди, работающие в сфере услуг, продаже; охранники, телохранители; просто бизнесмены.

Вторая группа – это студенты и учащиеся старших классов школ, колледжей, техникумов; домохозяйки; подростки; люди, использующие телефон в экстренном случае.

Попробуем выяснить, какие же причины побуждают приобретать мобильный телефон. Первая группа потребителей не внушает подозрений в необходимости постоянно быть на связи, так как их работа требует мобильности (постоянного передвижения), срочности (необходимо срочно «найти кого-то»), информированности и доступности. Каждая из перечисленных категорий первой группы просто нуждается в сотовой связи, и, вероятно, если бы не было сотовой (мобильной) связи, для таких людей изобрели бы что-то подобное.

Сомнительна вторая группа. У каждой из перечисленных категорий, например, у студентов и подростков есть несколько причин пользоваться услугами сотовой связи.

Во-первых, это удобно, всегда можно сорвать лекцию или урок мелодичным пением «мобилки», или круто помахать ею перед завистливыми взглядами еще не купивших телефон.

Во-вторых, конечно, можно позвонить домой родителям с дискотеки и сказать, что все в порядке, я жив и т. д.

В-третьих, можно найти своего друга в любом месте и договориться о встрече. Но это, конечно, только одна сторона мотивов, побуждающих молодых людей и девушек пользоваться сотовой связью. В случае необходимости действительно человека всегда можно найти, кроме этого сейчас часть студентов уже работает и использует телефон не только как игрушку. Категория домохозяек может запросто связаться с мужем из супермаркета и спросить: «Милый, чего бы ты съел на ужин?», либо позвонить в школу своему ребенку и поинтересоваться его успехами и местонахождением.

Интерес вызывают категория, использующая сотовую связь в экстренном случае, яркий пример: 11 сентября, Нью-Йорк, люди, пострадавшие в результате террактов, звонили из-под обломков здания близким с мобильных телефонов. Возможно, до этого они пользовались сотовой связью редко, либо не считали телефон частью своего имиджа, а в данном случае он просто мог спасти им жизнь.

Когда компания-оператор сотовой связи знает своих потребителей, она может выяснить и по каким критериям они выбирают, с какой фирмой работать. Выбор клиентом «своего» варианта связи чаще всего зависит от:

·        величины абонентской платы (а лучше ее отсутствия);

·        качества связи;

·        территориальной зоны покрытия сети сотовой связи;

·        наличия городского номера;

·        стоимости звонков (в частности, стоимости минуты в бизнес-время);

·        существования «бесплатных минут» (секунд);

·        престижности, имиджа оператора;

·        качества сервисного обслуживания и т. д.

Конечно, число абонентов сотовой связи в Украине далеко от числа абонентов в Европе или Америке. Скорее всего, это объясняется тем, что покрытие распространено не на всю территорию, основная часть клиентов сосредоточена в крупных городах (Киев, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Харьков, Львов) и республике Крым.

Однако, ежедневно появляются новые клиенты у какого-либо оператора, они перетекают от одного оператора к другому, расторгают и заключают контракты, и все это говорит о том, что рынок сотовой связи в Украине развивается, медленно, но уверенно.