Защита интересов работников при банкротстве предприятия
1. Содержание понятий
Правоведами отмечено, что
в иерархии задач, стоящих на сегодняшний день перед исследователями различных
отраслей права, включая трудовое, одно из первых мест занимает формирование
понятийного аппарата. Данная проблема особенно актуальна в условиях
реформирования трудового законодательства и развития права о
предпринимательстве.
Понятие социальное партнерство было введено в нормативную лексику с момента подписания Указа Президента Российской Федерации "О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 15 ноября 1991 г. N 212. Оно используется федеральными законами "О коллективных договорах и соглашениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и другими нормативными актами. К числу последних можно отнести, например, акты, в которых были закреплены положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утверждено Указом Президента Российской Федерации "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 21 января 1997 г. N 29 порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден постановлением правительства Российской Федерации "О порядке обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и порядке ротации представителей федеральных органов государственной власти в этой комиссии" от 30 апреля 1997 г. N 518)
В данном случае, говоря о
термине работник, имеется в виду отсутствие дефиниции в трудовом
законодательстве. В то же время следует отметить наличие широкого толкования
понятия "работник" в Федеральном законе "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. Данное
обстоятельство имеет значение, поскольку международная практика использует
общий термин "трудящиеся". Поясним тезис о необходимости переосмысливания
не очень удачного раскрытия понятия "работник", закрепленного в
указанном законодательном акте.
К работникам кроме
физических лиц, выполняющим трудовые функции на основании трудового договора
(контракта), отнесены лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью
(чьи отношения с нанимателем регулируются гражданским законодательством) и
обучающиеся в образовательных учреждениях (для данной категории действует
административное законодательство). Бесспорно то, что трудовое законодательство
и смежные отрасли права должны стыковаться между собой и содержать безупречные
дефиниции - единые, сквозные, охватывающие социальные реальности и адекватные
рыночным отношениям. Однако проблема выходит за границы исследования, и поэтому
отметим, что наряду с термином "работник(и)" будет использоваться и
термин "трудящиеся".
Субъекты или стороны
социального партнерства - группы людей или лиц, олицетворяющих и реализующих в
своей деятельности данный тип отношений.
Уровни социального
партнерства - совокупность различных степеней регулирования социально-трудовых
отношений и согласования социально-экономических интересов субъектов данного
типа общественных отношений (федеральный уровень; уровень краев, территорий,
областей, городов; уровень организации) (Перечисленные уровни определены
нормами Закона РФ "О коллективных договорах и
соглашениях" (в ред. 1995 г.), ст.10-19.).
Работодатель - физическое либо юридическое лицо, с
которым работник заключает договор найма для выполнения трудовых функций
Представитель работодателя - руководитель организации или другое лицо,
уполномоченное надлежащим образом представлять интересы организации. Под
надлежащей процедурой передачи полномочий работодателя следует понимать их
закрепление в уставе или положении об организации, а также в иных
соответствующих правовых актах.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий
социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации (филиала,
представительства) с работодателем.
Соглашение - правовой акт, регулирующий
социально-трудовые и социально-экономические отношения между работниками и их
полномочными представителями, включая объединения профсоюзов, и работодателями
и их объединениями, а также органами исполнительной власти и местного
самоуправления и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным
судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме
удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)
исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Руководитель должника - единоличный исполнительный орган
юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с
федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности.
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к
должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника
банкротом до момента, определяемого в соответствии с Федеральным законом (N 6-ФЗ), в целях обеспечения
сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния
должника.
Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства,
применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного
удовлетворения требований кредиторов.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний
управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для
проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом (N 6-ФЗ).
Временный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для
проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества
должника и иных полномочий, установленных Федеральным законом (N 6-ФЗ).
Внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для
проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных
Федеральным законом (N 6-ФЗ).
Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для
проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий,
установленных Федеральным законом (N 6-ФЗ).
Представитель работников должника - лицо, уполномоченное
работниками должника представлять их интересы при проведении процедур
банкротства.
Защита требований работников - комплекс мер,
направленных на сохранение рабочих мест и организации в целом, а также на
охрану заработной платы работников за выполненые объемы работ и услуг и
некоторых видов выплат, входящих в категорию "оплата труда".
2. Российское законодательство о труде, несостоятельности, коллективных
договорах и соглашениях: реальность и проблемы
Кодекс законов о труде РФ не содержит правовых
норм, регламентирующих взаимодействие сторон трудовых отношений (работников и
работодателя) в условиях несостоятельности. Под несостоятельностью понимается
весь комплекс процедур, предусмотренных Федеральным законом от 8 января 1998 г. N
6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". (См.: Собрание
законодательства РФ. 1998. N 2. Ст.222. Далее - Закон о банкротстве.). Раскроем
перечень упомянутых процедур. Согласно ст.23, при рассмотрении дела о банкротстве
должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение;
иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Выясним степень и достаточность регламентации отношений в условиях
несостоятельности (банкротства) законодательными актами, вытекающими из КЗоТ и
входящими в область трудового права.
Закон РФ от 11 марта 1992 г. N
2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции
федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ; от 1 мая 1999 г. N 93-ФЗ). (См.: Собрание
законодательства РФ. 1995. N 47. Ст.4558. Далее - Закон о коллективных
договорах.) содержит определенный перечень ситуаций, при которых коллективный
договор организации имеет юридическую силу. В ст.14 законодатель определил, что коллективный
договор сохраняет свое действие в случаях:
1) изменения cостава,
структуры, наименования органа управления организаций;
2) расторжения трудового
договора (контракта) с руководителем организации;
3) реорганизации
организации (срок сохранения действия коллективного договора ограничен рамками
периода реорганизации);
4) смены собственника
имущества организации (срок сохранения действия коллективного договора
ограничен более жестко и конкретно: в течение 3 месяцев).
На случай ликвидации
организации, например по причине банкротства, Законом о коллективных договорах
предусмотрен только механизм реализации права претензии работников, связанный с
выполнением обязательств по коллективному договору. Так, согласно ст.16, претензии работников
удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с
действующим гражданским законодательством. При этом, по нашему мнению,
законодатель в недостаточной степени проанализировал ситуацию, излагая вторую
часть данной нормы. Поясним, о чем идет речь, обратившись к закону.
Согласно ст.16 Закона о
коллективных договорах, размер средств, направляемых на удовлетворение
претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди
работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем
работников, подписавшим коллективный договор с приложениями. По смыслу данной
нормы надлежащим лицом, которое должно обеспечить ее реализацию, является
ликвидационная комиссия. Как следует из ч.1 ст.16, деятельность названного института
предусмотрена гражданским законодательством. Это, в свою очередь, означает, что
ликвидационную комиссию может возглавить лицо, которое имеет другой юридический
статус и цель деятельности, отличную от работодателя. Следовательно, данное
лицо не имеет надлежащих полномочий представлять интересы работодателя, а
работники и их представительные органы не состоят с ним в социально-трудовых
отношениях.
Действительно, Гражданским
кодексом РФ (ч.1 ст.62-64) предусмотрена регламентация процедуры
ликвидации организации. Согласно п.2 ст.62 ГК, учредители (участники) юридического
лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по
согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических
лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с
настоящим кодексом порядок и сроки ликвидации.
Функции органов управления
юридического лица, предусмотренные его учредительными документами, с момента
назначения ликвидационной комиссии прекращаются (п.3 ст.62 ГК).
В контексте темы такое
положение дела означает, что на практике рассматриваемую норму ст.16 Закона о коллективных
договорах реализовать крайне затруднительно или невозможно. Причина в том, что
юридический статус и регламентация отношений между работниками и их
полномочными представителями, с одной стороны, и ликвидационной комиссией - с
другой, по сути, принадлежат разным отраслям права и не стыкуются.
Надо обратить внимание на
противоречия норм Закона о коллективных договорах в отношении их действия по
кругу лиц. Согласно ч.2 ст.1, действие Закона распространяется на всех
работодателей, работников, представителей работодателей и представителей
работников, а также на органы исполнительной власти и органы местного
самоуправления. В данный круг лиц не входят собственник имущества и лицо,
осуществляющее реорганизацию организации, например в ходе проведения процедур
несостоятельности (арбитражное, временное управление до начала конкурсного
производства), а также лицо, занятое ликвидацией организации.
Все упомянутые лица прямо или косвенно причастны к процедурам, предусмотренным ст.14 и ст.16 Закона о коллективных договорах и соглашениях.