Информационно-аналитическое издание "Антикризисное управление"
№1-2 за 2001 год
ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМСергей Анатольевич Агапцов,
В современных условиях промышленное предприятие должно надеяться в первую очередь на свои внутренние резервы и возможности, особенно в том случае, если оно относится к отрасли сельхозмашиностроения, как ОАО “ВЗТДиН”.
Глубочайший кризис, охвативший отрасль, продолжающееся падение объемов производства, критическая недозагрузка производственных мощностей и отсутствие реальной инвестиционной перспективы заставляют каждого руководителя активизировать свои позиции, искать собственные пути выхода из кризиса.
Определенный опыт работы накоплен и в акционерном обществе Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей. Несколько лет назад завод оказался на грани банкротства, но благодаря экстренным мерам сумел выйти из трудного положения.
К концу 1994 года все производство предприятия стало убыточным, каждый рубль выпускаемой продукции обходился для предприятия в 2руб. 41 коп издержек. Завод подпадал под категорию банкротства по всем показателям.
В этих условиях Совет директоров предпочел процедуре банкротства с неопределенными последствиями попытку перехода от традиционных методов организационно-управленческих отношений к предпринимательским. Нужно было обеспечить гибкость производственного процесса, сокращение цикла изготовления продукции, всемерную ориентацию на потребителя — обязательные условия для функционирования предприятия в период изменения стандартов современного производства.
Первым антикризисным шагом явилась программа срочных мер. Ее главной задачей стало остановить дальнейшее сползание в кризис. Она предусматривала следующие основные направления:
Программа начала решительно претворяться в жизнь. В результате чего 1995 год стал переломным в биографии предприятия. На заводе наметились некоторые тенденции финансовой стабилизации. Они проявились в росте объемов производства и реализации продукции, (он составил 183%), снижении ее себестоимости, замедлении темпов роста заимствованных средств.
Однако предприятие по-прежнему пребывало в кризисном состоянии. Абсолютная неплатежеспособность и большая кредиторская задолженность сковывали действия руководства. Но надежда выйти из кризиса уже появилась.
Вторым этапом деятельности руководства явилась разработка стратегии антикризисного развития, вылившейся в двухлетнюю программу “Финансово-экономическое оздоровление и устойчивое развитие АО “ВЗТДиН” в 1996-97 гг.” Стержнем программы стал синтез двух принципиальных подходов: идеи рывка и идеи сдерживания. Рывок — в увеличении объёмов производства и реализации продукции и сдерживание издержек производства.
Благодаря внедрению этой программы в 1996 году завод увеличивает объемы производства почти в три раза, в 1997 — ещё на 12%, в 1998 году объём производства снова превысил отметку предыдущего года на 5%, в 1999 году — рост составил 20%. В целом начиная с 1995 г. объём производства увеличился более чем в 3 раза.
В 1998 году на предприятии была разработана “Программа стратегического развития ОАО “ВЗТДиН” на 1998-2001 годы”, которая явилась дальнейшим продолжением планирования антикризисных мероприятий. Дела завода “пошли в гору”, увеличилось количество предприятий и организаций на территории России и за её пределами, с которыми ВЗТДиН успешно сотрудничает. В числе потребителей его продукции — тракторные, машиностроительные заводы, производители комплектующих Поволжья, Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана, Урала и Башкирии. Осваивая новые виды выпускаемой продукции, предприятие вышло на рынки автомобильной промышленности. Были заключены соглашения с УАЗом, ВАЗом и некоторыми другими заводами. За счёт расширения рынков сбыта постоянно увеличивался объём реализации готовой продукции, так уже в 1995 году объём реализации готовой продукции по сравнению с показателями 1994 года увеличился почти в пять раз, а к 1999 году он вырос в 23,6 раза (в действующих ценах).
Благодаря успешной работе предприятия, появилась возможность увеличения заработной платы работникам ВЗТДиН — с 1994 года она выросла в 7 раз, опережая рост потребительских цен в 1,27 раза.
Сегодня Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей располагает необходимым научно-техническим потенциалом и профессиональной службой маркетинга, что способствует стабилизации производства и дальнейшему укреплению позиций завода на рынках сбыта.