Третинникова Ольга Николаевна
Статья скачана с сайта   officemag.kiev.ua

Научно-техническая политика в региональном контексте: возможности управления инновационными процессами

Соколова Галина Николаевна

Назад
 в библиотеку

В новых условиях хозяйствования инновации превратились в решающий фактор повышения конкурентоспособности, обеспечения экономического роста, повышения уровня жизни населения, а также обеспечения оборонной, экономической, технологической и экологической безопасности страны. Для государств с переходной экономикой именно инновации обеспечивают переход к новой технологической базе, выпуску новой продукции и, в конечной счете, - выход в фазу экономического роста.

Анализ статистических материалов приводит к выводу, что промышленность обследованных регионов развивается в русле традиционного технологического уклада с акцентом на расширении ассортимента и повышении качества традиционной продукции. При этом, в большей или меньшей степени, просматривается тревожная тенденция все большего отставания от индустриально развитых стран отраслей, принадлежащих к прогрессивному технологическому укладу; особенно это касается промышленности средств вычислительной техники – флагмана перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Научно-техническая политика в регионах рассматривается на трех уровнях: макроуровень - в контексте смены лидирующих технологических укладов (реликтовый, традиционный, прогрессивный), происходящей примерно раз в 50 лет; мезоуровень - в плане смены поколений техники, обновления активной части основных фондов (примерно раз в 10 лет); микроуровень - перманентное обновление техники и технологий в рамках промышленных предприятий.

Смена лидирующих технологических укладов (макроуровень) - сдерживается тем, что в обследованных регионах относительно высока доля затрат на технические науки (около 70%) и довольно низок удельный вес расходов на естественные и медицинские, а также на гуманитарные и сельскохозяйственные науки. В общем количестве специалистов с высшим образованием, выполняющих НИОКР, например в Республике Беларусь, 48% составляют ученные в сфере технических наук, почти 24% - исследователи естественнонаучных направлений, примерно по 5% – экономисты и специалисты сельского хозяйства, 18% – представители других отраслей знания. Сходные или близкие к названным показатели в других регионах свидетельствуют о том, что научный потенциал для социальной переориентации национальных экономик пока невелик.

Смена лидирующих технологических укладов связана, прежде всего, с изменением отраслевой структуры национальной экономики. Между тем, отраслевую структуру инновационно ориентированных расходов, например, в промышленности Беларуси, характеризуют следующие данные: более половины затрат на НИОКР сосредоточено в химическом комплексе промышленности (62,9%), в машиностроении – 37,0%; на долю социально ориентированных легкой и пищевой промышленности приходится лишь по 0,5% общих расходов на НИОКР. Есть основания полагать (при отсутствии аналогичных данных в других регионах), что научно-технический потенциал промышленности большинства регионов, непосредственно направленной на удовлетворение потребностей человека, невелик, что затрудняет социальную переориентацию научно-технического потенциала национальной экономики в целом.

Смена поколений техники и обновления активной части основных фондов (мезоуровень) – связывается с изменением внутри основных отраслей. Становление прогрессивного технологического уклада в экономике обследованных регионов началось, как и в развитых капиталистических странах, с середины 1950-х гг. В народном хозяйстве формировался практически весь комплекс движущих отраслей этого уклада: электроника, авиакосмическая техника, средства телекоммуникации. Становление прогрессивного технологического уклада вплоть до 1960-х гг. было сосредоточено в отраслях военно-промышленного комплекса (ВПК) и осуществлялось за счет государства. Когда в середине 1970-х гг. в развитых капиталистических странах началось крупное перераспределение из традиционного технологического уклада в прогрессивный, в СССР становление нового уклада все более сдерживалось дефицитом производственных ресурсов, связанных с воспроизводством устаревших технологий.

В том что касается экономики Республики Беларусь, можно с уверенностью говорить об увеличении в 1999 г (по сравнению с 1996 г.) объемов сертифицированной продукции в промышленности в целом (в 3 раза) и отдельных отраслях – легкой промышленности (в 12,7 раз), пищевой (в 4,3 раза), химической и нефтехимической (в 3,5 раза), машиностроении (в 2 раза) и т.д. Удельный вес новой продукции (производство которой впервые освоено за счет внедрения новых технологических процессов) на порядок ниже, чем удельный вес сертифицированной продукции в общем ее объеме. Так, по промышленности в целом, удельный вес новой продукции в общем объеме производства за период с 1996 г. по 1999 г. почти не изменился и составляет 3,8 %. В химической и нефтехимической промышленности удельный вес новой продукции возрос за эти годы всего в 1,4 раза. В машиностроении и металлообработке в 1999 г. он составил 0,76 от удельного веса в 1996 г.; особенно это коснулось приборостроения (0,54 от удельного веса в 1996 г.) и промышленности средств вычислительной техники (0,3 от удельного веса в 1996 г.). Вместе с тем, в 6,5 раз возрос удельный вес новой продукции в промышленности строительных материалов.

Перманентное обновление техники и технологий в рамках промышленных предприятий (микроуровень) связывается с эффективностью продуктных, технико-технологических и организационно-управленческих инноваций. Техническая база большинства предприятий регионов и сфер применения техники представляет собой традиционный технологический уклад. Продукция, производимая на таких предприятиях, как правило, неконкурентоспособна и ресурсорасточительна. Старение производственного аппарата ускоряется: износ основных производственных фондов на значительном количестве предприятий достиг 50–60%, а на отдельных – и более 70%. Вследствие этого, производственный процесс консервируется не только по экономическим (отсутствие оборотных средств, неплатежи, невозможность получения кредитов и др.), но и технологическим причинам. Так, в технологических процессах, соответствующих мировому уровню, например в Беларуси, задействовано всего лишь 4% оборудования. Основная часть парка машин и механизмов (79%) применяются в технологических процессах, обеспечивающих выпуск продукции в соответствии с действующей нормативно-технической документацией. Удельный вес оборудования, применяемого в устаревших и требующих замены технологиях, составляет 17%. В обследованных регионах доля прогрессивного технологического уклада достигала в начале 1990-х гг. 10%, а в настоящее время она находится, по оценкам специалистов, на уровне 3–5%.

Сравнительный анализ показателей деятельности инновационно-активных предприятий в ряде обследованных регионов (табл. 1) позволяет оценить направления и эффективность этой деятельности в рамках сложившихся условий традиционного технического уклада.

Таблица 1-Основные показатели деятельности инновационно-активных предприятий в ряде обследованных регионов в 1999 г. (%)

Показатели инновационной деятельности предприятий

Московская обл.

Нижегородская обл.

Самара

РБ (Минск)

1. Объем инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции

17,1

27,0

19,0

15,0

2. Затраты на инновации:

- из средств предприятия

- из средств сторонних организаций

100,0

83,0

17,0

100,0

64,0

36,0

100,0

89,0

11,0

100,0

54,9

45,1

3. Структура затрат:

- на НИОКР

- на производственное проектирование

- на машины и оборудование

- на новые технологии

- на программные средства

- на патенты и лицензии

- на обучение персонала

- на маркетинговые исследования

- на другое

100,0

29,6

53,5

3,7

4,2

0,2

1,5

1,3

6,0

100,0

35,0

28,0

14,0

4,0

19,0

100,0

1,0

2,9

89,9

0,03

0,7

0,2

0,2

5,07

100,0

15,3

5,0

65,0

3,5

3,8

0,5

1,3

0,9

4,7

4. Экспорт инновационной продукции:

- в страны СНГ

- в страны дальнего зарубежья

19,6

1,5

18,1

3,0

11,5

0,1

11,4

9,6

5,6

4,0

Примечание: … данных не имеется.

Характерно, что отраслевая структура инновационно-активных предприятий в регионах, как правило, соответствует структуре распределения предприятий по отраслям. Основная часть инноваций сосредоточена в отраслях машиностроения и металлообработки, пищевой, химической и нефтехимической, легкой промышленности, промышленности строительных материалов.

Так, в самарском регионе более 3/4 общего объема затрат на инновации сосредоточено в машиностроении и пищевой промышленности. Доля продукции, освоенной впервые, составляет в общем объеме произведенной продукции 1/6 часть, так что большинство инноваций направлено не на освоение принципиально новой продукции, а на модификацию уже существующей. Полагаем, что именно этим объясняется сравнительно малая доля затрат на НИОКР и новые технологии и высокая - на закупку машин и оборудования, обновление основных фондов.

В Московской области также имеется традиционная структура отраслей, но в сфере машиностроения главное место принадлежит электронике, приборостроению и авиакосмическим отраслям, которые находятся на острие научно-технического прогресса и наиболее наукоемки. Очевидно, поэтому, большую часть инновационной продукции здесь составила новая или технологически усовершенствованная продукция, доля которой в общем объеме произведенной продукции равнялась 15,7%. Освоение принципиально новой продукции обусловило сравнительно большую долю затрат на НИОКР, машины, оборудование, а также необходимость приобретения (хотя и в скромных размерах) новых технологий и программных средств.

В Нижегородской области больше всего внимания предприятия уделяли работам по созданию продукт инноваций, на которые затрачено 3/4 от общих затрат на технологические нововведения. Соответственно, здесь сравнительно высока доля затрат на НИОКР и значителен объем инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции.

Что касается республики Беларусь, то являясь "сборочным цехом" бывшего СССР, она производит инновации всех типов – продуктные, технологические, организационные, организационные, маркетинговые и др.

Необходимость реструктуризации национальной экономики в условиях затяжного экономического кризиса придает инновационным процессам многоцелевой характер, а государственная поддержка крупных промышленных предприятий государственной и коллективной форм собственности обеспечивает масштабность инвестиционных проектов.

Следует отметить одинаково низкий во всех регионах уровень затрат на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений (от 0,2 до 0,7%); между тем, именно этот вид промышленной собственности обладает наибольшим уровнем новизны. Характерно также, что доля экспорта инновационной продукции колеблется от 1/5 до 1/3 в общем объеме отгруженной продукции, так что подавляющая часть инновационной продукции остается на внутреннем рынке регионов-производителей. Это свидетельствует как о недостаточной конкурентоспособности инновационной продукции, так и о значительных трудностях выхода регионов на мировые рынки товаров и технологий.

Основные проблемы развития инновационной деятельности в обследованных регионах, можно систематизировать и проследить их иерархию на макро- , мезо- и микроуровне (табл. 2). Попытки преодоления сложившихся негативных тенденций осуществляются посредством создания концепций научно-технического развития регионов. Последние реализуются в программах научно-технического и промышленного развития и совокупности конкретных мероприятий.

Концепция научно-технического развития регионов должна содержать направления и механизмы реализации инновационных программ в условиях сложившегося традиционного технологического уклада в производстве и рыночных условий хозяйствования, а также – мотивационно-стимуляционные механизмы вовлечения предприятий как субъектов хозяйствования в инновационные процессы. Главные направления государственной научно-технической политики в регионах на период до 2010 г. – это создание условий для обеспечения инновационно ориентированного развития экономики и проведения структурной и технологической перестройки производственной и социальной сферы. Для реализации этих направлений предстоит развивать национальную инновационную систему как целенаправленный механизм взаимоотношений всех участников процесса производства и распределения знаний и технологий, повышения наукоемкости ВВП.

Так, в концепции социально-экономического развития Московской области научно-техническая политика определяется как "создание инновационной среды, обеспечивающей превращение научных идей и разработок организаций научно-технического комплекса (НТК) в рыночный продукт международного уровня, внедрение этих продуктов в важнейшие отрасли экономики и социальную сферу, а также позволяющей сохранить уникальный набор научных и технологических школ". Согласно данной концепции, центральным звеном производственной структуры экономики должно являться предприятие, целевой задачей которого является воплощение идеи в инновационную технологию, способную создать конкурентную продукцию (т.е. способствовать развитию прогрессивного технологического уклада). В научно-технической политике Московской области существует единство трех тенденций: использование иностранного опыта, технологий и, по возможности, инвестиций; опора на отечественного производителя; комбинация федеральных инвестиций и собственных средств.

Таблица 2-Проблемы развития инновационной деятельности в обследованных регионах

Уровень экономической системы

Перечень проблем

Макроуровень

  1. Недостаточно развитая система продвижения наукоемкой продукции и высоких технологий на мировой рынок.
  2. Недостаточный уровень исследования и информационного отслеживания тенденций мирового рынка научно-технической продукции с учетом региональных аспектов.
  3. Слабое использование методов международного маркетинга.
  4. Отсутствие развитой системы технологического трансфера, ориентированной на мировой уровень.
  5. Узкая сфера и недостаточные масштабы вхождения в мировые информационные сети.

Мезоуровень

  1. Неразвитый рынок научно-технической продукции.
  2. Неблагоприятный инвестиционный климат.
  3. Недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, способной обеспечить эффективный технологический трансфер и коммерциализацию результатов научных разработок.
  4. Отсутствие адекватной системы государственного регулирования научно-технологического развития.
  5. Неэффективная структура экспорта.

Микроуровень

  1. Низкая квалификация и отсутствие опыта в разработке бизнес-планов, технологически ориентированных проектов.
  2. Отсутствие знаний в области инновационного менеджмента.
  3. Слабое развитие предпринимательства в научно-технической сфере.
  4. Низкая рентабельность или убыточность предприятий.
  5. Отсутствие достаточных источников финансирования инновационной деятельности.

Основным инструментом государственной научно-технической политики выступают государственные программы и инновационные проекты по реализации важнейших социально-экономических проблем регионов. В условиях ограниченности средств на проведение научных исследований приоритетными направлениями государственной поддержки инновационной деятельности должны стать: разработка и выпуск конкурентоспособной продукции, особенно импортозамещающей; развитие ресурсо-, энерго- и трудозамещающих наукоемких производств и технологий; привлечение собственных средств заказчиков для выполнения научных исследований и разработок. Приоритетными должны стать исследования в наукоемких областях производства: электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги, биологические и тонкие химические технологии.

В русле генеральной концепции научно-технического развития, в регионах существуют собственные региональные программы, отражающие их специфику. Так, согласно государственным программам Московской области, прямое государственное финансирование полагается только для приоритетных проектов, а в основном, руководство области стремится оказывать политическую поддержку и предоставлять гарантии для предприятия (машиностроения, ракетно-космического производства, тяжелого станкостроения, энергетического машиностроения, биотехнологии), обладающих большим научно-техническим потенциалом и способных в относительно короткие сроки создавать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка. Особое внимание уделяется малому и среднему предпринимательству, созданию условий для разработки и реализации небольших краткосрочных и малоденежных предпринимательских проектов на предприятиях области с ориентацией на их взаимодействие с ближайшими регионами.

Одним из основных направлений реализации региональной научно-технической политики должно стать стимулирование актуальных для региона высокотехнологичных разработок в области энерго- и ресурсосбережения, экологии, землеустройства, строительного и агропромышленного комплексов, медицинской техники. Однако, как следует из конкретных данных, в большинстве своем указанные цели остаются желаемыми, но не достигнутыми.

Нижегородская область относится к ведущим российским центрам по разработке и применению наукоемких технологий и сосредоточивает в себе около 7% всего научно-технического потенциала России. Особенностью научно-технического потенциала Нижегородской области является преодоление ее прежней ориентации на потребности оборонного комплекса, связанное с отказом от существовавшей ранее системы взаимоотношений науки и производства, которая была приспособлена к плановому ведению хозяйства и практически исключала рыночные отношения из цепи продвижения от идеи к товару. Региональная Программа развития научно-технического потенциала включает в себя и Программу промышленной политики, цель которой – "обеспечение роста производства и реализации продукции промышленности области путем точечной поддержки наиболее эффективных инвестиционных проектов в промышленности, реализации адресных региональных программ и обеспечения благоприятных экономических условий". Основными показателями оценки Программы являются объем реализации промышленной продукции, объем инвестиций в основной капитал, численность работающих в промышленности, платежи в бюджет

Одной из главных задач государственных программ в рамках научно-технической политики является интеграция науки и производства, однако конкретные мероприятия по реализации этой задачи не прописаны. Инновационная деятельность в промышленности не является целью специальной региональной Программы и не выделяется в качестве приоритетного критерия для поддержки предприятий, поскольку для руководства области главным является достижение таких показателей, как объемы реализации, объем инвестиций в основной капитал, занятость, платежи в бюджет.

Что касается Республики Коми (Сыктывкар), то промышленная политика в регионе выстраивается исходя из ресурсной ориентации региона, результатов проведения рыночной макроэкономической политики, притока иностранного капитала в ресурсные отрасли и убыточности более половины остальных промышленных производств из-за северного удорожания. В связи с убыточностью половины республиканских предприятий, в правительстве обсуждается концепция реформирования предприятий с целью повышения эффективности производства. Основная задача государственной власти в рамках этой концепции – "ускорить структурную перестройку экономики, повысить эффективность работы предприятий, помочь становлению эффективного собственника". Положительный опыт выхода из кризиса видится во внедрении новых технологий и проведении рыночной политики. Такая постановка задачи правомерна, но скорее декларативна по своему существу в силу отсутствия механизмов ее реализации и отсутствия четких представлений о факторах эффективного производства в современных условиях хозяйствования.

Цели реформирования предприятий – добиться их успешной работы в рыночных условиях, увеличить объемы налоговых поступлений в бюджет, создать новые рабочие места, улучшить социальную инфраструктуру предприятий, увеличить число реформируемых предприятий. Индикатором успешного реформирования выступает прирост прибыли. В целом, концепция реформирования требует дальнейшей проработки с точки зрения определения механизмов роста промышленного производства в условиях сложившегося в России и регионе рыночного хозяйствования, выявления внешних и внутренних стимулов и барьеров на пути к эффективному производству.