В новых условиях хозяйствования инновации превратились в решающий фактор повышения конкурентоспособности, обеспечения экономического роста, повышения уровня жизни населения, а также обеспечения оборонной, экономической, технологической и экологической безопасности страны. Для государств с переходной экономикой именно инновации обеспечивают переход к новой технологической базе, выпуску новой продукции и, в конечной счете, - выход в фазу экономического роста.
Анализ статистических материалов приводит к выводу, что промышленность обследованных регионов развивается в русле традиционного технологического уклада с акцентом на расширении ассортимента и повышении качества традиционной продукции. При этом, в большей или меньшей степени, просматривается тревожная тенденция все большего отставания от индустриально развитых стран отраслей, принадлежащих к прогрессивному технологическому укладу; особенно это касается промышленности средств вычислительной техники – флагмана перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.
Научно-техническая политика в регионах рассматривается на трех уровнях: макроуровень - в контексте смены лидирующих технологических укладов (реликтовый, традиционный, прогрессивный), происходящей примерно раз в 50 лет; мезоуровень - в плане смены поколений техники, обновления активной части основных фондов (примерно раз в 10 лет); микроуровень - перманентное обновление техники и технологий в рамках промышленных предприятий.
Смена лидирующих технологических укладов (макроуровень) - сдерживается тем, что в обследованных регионах относительно высока доля затрат на технические науки (около 70%) и довольно низок удельный вес расходов на естественные и медицинские, а также на гуманитарные и сельскохозяйственные науки. В общем количестве специалистов с высшим образованием, выполняющих НИОКР, например в Республике Беларусь, 48% составляют ученные в сфере технических наук, почти 24% - исследователи естественнонаучных направлений, примерно по 5% – экономисты и специалисты сельского хозяйства, 18% – представители других отраслей знания. Сходные или близкие к названным показатели в других регионах свидетельствуют о том, что научный потенциал для социальной переориентации национальных экономик пока невелик.
Смена лидирующих технологических укладов связана, прежде всего, с изменением отраслевой структуры национальной экономики. Между тем, отраслевую структуру инновационно ориентированных расходов, например, в промышленности Беларуси, характеризуют следующие данные: более половины затрат на НИОКР сосредоточено в химическом комплексе промышленности (62,9%), в машиностроении – 37,0%; на долю социально ориентированных легкой и пищевой промышленности приходится лишь по 0,5% общих расходов на НИОКР. Есть основания полагать (при отсутствии аналогичных данных в других регионах), что научно-технический потенциал промышленности большинства регионов, непосредственно направленной на удовлетворение потребностей человека, невелик, что затрудняет социальную переориентацию научно-технического потенциала национальной экономики в целом.
Смена поколений техники и обновления активной части основных фондов (мезоуровень) – связывается с изменением внутри основных отраслей. Становление прогрессивного технологического уклада в экономике обследованных регионов началось, как и в развитых капиталистических странах, с середины 1950-х гг. В народном хозяйстве формировался практически весь комплекс движущих отраслей этого уклада: электроника, авиакосмическая техника, средства телекоммуникации. Становление прогрессивного технологического уклада вплоть до 1960-х гг. было сосредоточено в отраслях военно-промышленного комплекса (ВПК) и осуществлялось за счет государства. Когда в середине 1970-х гг. в развитых капиталистических странах началось крупное перераспределение из традиционного технологического уклада в прогрессивный, в СССР становление нового уклада все более сдерживалось дефицитом производственных ресурсов, связанных с воспроизводством устаревших технологий.
В том что касается экономики Республики Беларусь, можно с уверенностью говорить об увеличении в 1999 г (по сравнению с 1996 г.) объемов сертифицированной продукции в промышленности в целом (в 3 раза) и отдельных отраслях – легкой промышленности (в 12,7 раз), пищевой (в 4,3 раза), химической и нефтехимической (в 3,5 раза), машиностроении (в 2 раза) и т.д. Удельный вес новой продукции (производство которой впервые освоено за счет внедрения новых технологических процессов) на порядок ниже, чем удельный вес сертифицированной продукции в общем ее объеме. Так, по промышленности в целом, удельный вес новой продукции в общем объеме производства за период с 1996 г. по 1999 г. почти не изменился и составляет 3,8 %. В химической и нефтехимической промышленности удельный вес новой продукции возрос за эти годы всего в 1,4 раза. В машиностроении и металлообработке в 1999 г. он составил 0,76 от удельного веса в 1996 г.; особенно это коснулось приборостроения (0,54 от удельного веса в 1996 г.) и промышленности средств вычислительной техники (0,3 от удельного веса в 1996 г.). Вместе с тем, в 6,5 раз возрос удельный вес новой продукции в промышленности строительных материалов.
Перманентное обновление техники и технологий в рамках промышленных предприятий (микроуровень) связывается с эффективностью продуктных, технико-технологических и организационно-управленческих инноваций. Техническая база большинства предприятий регионов и сфер применения техники представляет собой традиционный технологический уклад. Продукция, производимая на таких предприятиях, как правило, неконкурентоспособна и ресурсорасточительна. Старение производственного аппарата ускоряется: износ основных производственных фондов на значительном количестве предприятий достиг 50–60%, а на отдельных – и более 70%. Вследствие этого, производственный процесс консервируется не только по экономическим (отсутствие оборотных средств, неплатежи, невозможность получения кредитов и др.), но и технологическим причинам. Так, в технологических процессах, соответствующих мировому уровню, например в Беларуси, задействовано всего лишь 4% оборудования. Основная часть парка машин и механизмов (79%) применяются в технологических процессах, обеспечивающих выпуск продукции в соответствии с действующей нормативно-технической документацией. Удельный вес оборудования, применяемого в устаревших и требующих замены технологиях, составляет 17%. В обследованных регионах доля прогрессивного технологического уклада достигала в начале 1990-х гг. 10%, а в настоящее время она находится, по оценкам специалистов, на уровне 3–5%.
Сравнительный анализ показателей деятельности инновационно-активных предприятий в ряде обследованных регионов (табл. 1) позволяет оценить направления и эффективность этой деятельности в рамках сложившихся условий традиционного технического уклада.
Таблица 1-Основные показатели деятельности инновационно-активных предприятий в ряде обследованных регионов в 1999 г. (%)
Показатели инновационной деятельности предприятий |
Московская обл. |
Нижегородская обл. |
Самара |
РБ (Минск) |
1. Объем инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции |
17,1 |
27,0 |
19,0 |
15,0 |
2. Затраты на инновации: - из средств предприятия - из средств сторонних организаций |
100,0 83,0 17,0 |
100,0 64,0 36,0 |
100,0 89,0 11,0 |
100,0 54,9 45,1 |
3. Структура затрат: - на НИОКР - на производственное проектирование - на машины и оборудование - на новые технологии - на программные средства - на патенты и лицензии - на обучение персонала - на маркетинговые исследования - на другое |
100,0 29,6 … 53,5 3,7 4,2 0,2 1,5 1,3 6,0 |
100,0 35,0 28,0 14,0 4,0 … … … … 19,0 |
100,0 1,0 2,9 89,9 0,03 … 0,7 0,2 0,2 5,07 |
100,0 15,3 5,0 65,0 3,5 3,8 0,5 1,3 0,9 4,7 |
4. Экспорт инновационной продукции: - в страны СНГ - в страны дальнего зарубежья |
19,6 1,5 18,1 |
3,0 … … |
11,5 0,1 11,4 |
9,6 5,6 4,0 |
Примечание: … данных не имеется.
Характерно, что отраслевая структура инновационно-активных предприятий в регионах, как правило, соответствует структуре распределения предприятий по отраслям. Основная часть инноваций сосредоточена в отраслях машиностроения и металлообработки, пищевой, химической и нефтехимической, легкой промышленности, промышленности строительных материалов.
Так, в самарском регионе более 3/4 общего объема затрат на инновации сосредоточено в машиностроении и пищевой промышленности. Доля продукции, освоенной впервые, составляет в общем объеме произведенной продукции 1/6 часть, так что большинство инноваций направлено не на освоение принципиально новой продукции, а на модификацию уже существующей. Полагаем, что именно этим объясняется сравнительно малая доля затрат на НИОКР и новые технологии и высокая - на закупку машин и оборудования, обновление основных фондов.
В Московской области также имеется традиционная структура отраслей, но в сфере машиностроения главное место принадлежит электронике, приборостроению и авиакосмическим отраслям, которые находятся на острие научно-технического прогресса и наиболее наукоемки. Очевидно, поэтому, большую часть инновационной продукции здесь составила новая или технологически усовершенствованная продукция, доля которой в общем объеме произведенной продукции равнялась 15,7%. Освоение принципиально новой продукции обусловило сравнительно большую долю затрат на НИОКР, машины, оборудование, а также необходимость приобретения (хотя и в скромных размерах) новых технологий и программных средств.
В Нижегородской области больше всего внимания предприятия уделяли работам по созданию продукт инноваций, на которые затрачено 3/4 от общих затрат на технологические нововведения. Соответственно, здесь сравнительно высока доля затрат на НИОКР и значителен объем инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции.
Что касается республики Беларусь, то являясь "сборочным цехом" бывшего СССР, она производит инновации всех типов – продуктные, технологические, организационные, организационные, маркетинговые и др.
Необходимость реструктуризации национальной экономики в условиях затяжного экономического кризиса придает инновационным процессам многоцелевой характер, а государственная поддержка крупных промышленных предприятий государственной и коллективной форм собственности обеспечивает масштабность инвестиционных проектов.
Следует отметить одинаково низкий во всех регионах уровень затрат на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений (от 0,2 до 0,7%); между тем, именно этот вид промышленной собственности обладает наибольшим уровнем новизны. Характерно также, что доля экспорта инновационной продукции колеблется от 1/5 до 1/3 в общем объеме отгруженной продукции, так что подавляющая часть инновационной продукции остается на внутреннем рынке регионов-производителей. Это свидетельствует как о недостаточной конкурентоспособности инновационной продукции, так и о значительных трудностях выхода регионов на мировые рынки товаров и технологий.
Основные проблемы развития инновационной деятельности в обследованных регионах, можно систематизировать и проследить их иерархию на макро- , мезо- и микроуровне (табл. 2). Попытки преодоления сложившихся негативных тенденций осуществляются посредством создания концепций научно-технического развития регионов. Последние реализуются в программах научно-технического и промышленного развития и совокупности конкретных мероприятий.
Концепция научно-технического развития регионов должна содержать направления и механизмы реализации инновационных программ в условиях сложившегося традиционного технологического уклада в производстве и рыночных условий хозяйствования, а также – мотивационно-стимуляционные механизмы вовлечения предприятий как субъектов хозяйствования в инновационные процессы. Главные направления государственной научно-технической политики в регионах на период до 2010 г. – это создание условий для обеспечения инновационно ориентированного развития экономики и проведения структурной и технологической перестройки производственной и социальной сферы. Для реализации этих направлений предстоит развивать национальную инновационную систему как целенаправленный механизм взаимоотношений всех участников процесса производства и распределения знаний и технологий, повышения наукоемкости ВВП.
Так, в концепции социально-экономического развития Московской области научно-техническая политика определяется как "создание инновационной среды, обеспечивающей превращение научных идей и разработок организаций научно-технического комплекса (НТК) в рыночный продукт международного уровня, внедрение этих продуктов в важнейшие отрасли экономики и социальную сферу, а также позволяющей сохранить уникальный набор научных и технологических школ". Согласно данной концепции, центральным звеном производственной структуры экономики должно являться предприятие, целевой задачей которого является воплощение идеи в инновационную технологию, способную создать конкурентную продукцию (т.е. способствовать развитию прогрессивного технологического уклада). В научно-технической политике Московской области существует единство трех тенденций: использование иностранного опыта, технологий и, по возможности, инвестиций; опора на отечественного производителя; комбинация федеральных инвестиций и собственных средств.
Таблица 2-Проблемы развития инновационной деятельности в обследованных регионах
Уровень экономической системы |
Перечень проблем |
Макроуровень |
|
Мезоуровень |
|
Микроуровень |
|
Основным инструментом государственной научно-технической политики выступают государственные программы и инновационные проекты по реализации важнейших социально-экономических проблем регионов. В условиях ограниченности средств на проведение научных исследований приоритетными направлениями государственной поддержки инновационной деятельности должны стать: разработка и выпуск конкурентоспособной продукции, особенно импортозамещающей; развитие ресурсо-, энерго- и трудозамещающих наукоемких производств и технологий; привлечение собственных средств заказчиков для выполнения научных исследований и разработок. Приоритетными должны стать исследования в наукоемких областях производства: электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги, биологические и тонкие химические технологии.
В русле генеральной концепции научно-технического развития, в регионах существуют собственные региональные программы, отражающие их специфику. Так, согласно государственным программам Московской области, прямое государственное финансирование полагается только для приоритетных проектов, а в основном, руководство области стремится оказывать политическую поддержку и предоставлять гарантии для предприятия (машиностроения, ракетно-космического производства, тяжелого станкостроения, энергетического машиностроения, биотехнологии), обладающих большим научно-техническим потенциалом и способных в относительно короткие сроки создавать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка. Особое внимание уделяется малому и среднему предпринимательству, созданию условий для разработки и реализации небольших краткосрочных и малоденежных предпринимательских проектов на предприятиях области с ориентацией на их взаимодействие с ближайшими регионами.
Одним из основных направлений реализации региональной научно-технической политики должно стать стимулирование актуальных для региона высокотехнологичных разработок в области энерго- и ресурсосбережения, экологии, землеустройства, строительного и агропромышленного комплексов, медицинской техники. Однако, как следует из конкретных данных, в большинстве своем указанные цели остаются желаемыми, но не достигнутыми.
Нижегородская область относится к ведущим российским центрам по разработке и применению наукоемких технологий и сосредоточивает в себе около 7% всего научно-технического потенциала России. Особенностью научно-технического потенциала Нижегородской области является преодоление ее прежней ориентации на потребности оборонного комплекса, связанное с отказом от существовавшей ранее системы взаимоотношений науки и производства, которая была приспособлена к плановому ведению хозяйства и практически исключала рыночные отношения из цепи продвижения от идеи к товару. Региональная Программа развития научно-технического потенциала включает в себя и Программу промышленной политики, цель которой – "обеспечение роста производства и реализации продукции промышленности области путем точечной поддержки наиболее эффективных инвестиционных проектов в промышленности, реализации адресных региональных программ и обеспечения благоприятных экономических условий". Основными показателями оценки Программы являются объем реализации промышленной продукции, объем инвестиций в основной капитал, численность работающих в промышленности, платежи в бюджет
Одной из главных задач государственных программ в рамках научно-технической политики является интеграция науки и производства, однако конкретные мероприятия по реализации этой задачи не прописаны. Инновационная деятельность в промышленности не является целью специальной региональной Программы и не выделяется в качестве приоритетного критерия для поддержки предприятий, поскольку для руководства области главным является достижение таких показателей, как объемы реализации, объем инвестиций в основной капитал, занятость, платежи в бюджет.
Что касается Республики Коми (Сыктывкар), то промышленная политика в регионе выстраивается исходя из ресурсной ориентации региона, результатов проведения рыночной макроэкономической политики, притока иностранного капитала в ресурсные отрасли и убыточности более половины остальных промышленных производств из-за северного удорожания. В связи с убыточностью половины республиканских предприятий, в правительстве обсуждается концепция реформирования предприятий с целью повышения эффективности производства. Основная задача государственной власти в рамках этой концепции – "ускорить структурную перестройку экономики, повысить эффективность работы предприятий, помочь становлению эффективного собственника". Положительный опыт выхода из кризиса видится во внедрении новых технологий и проведении рыночной политики. Такая постановка задачи правомерна, но скорее декларативна по своему существу в силу отсутствия механизмов ее реализации и отсутствия четких представлений о факторах эффективного производства в современных условиях хозяйствования.
Цели реформирования предприятий – добиться их успешной работы в рыночных условиях, увеличить объемы налоговых поступлений в бюджет, создать новые рабочие места, улучшить социальную инфраструктуру предприятий, увеличить число реформируемых предприятий. Индикатором успешного реформирования выступает прирост прибыли. В целом, концепция реформирования требует дальнейшей проработки с точки зрения определения механизмов роста промышленного производства в условиях сложившегося в России и регионе рыночного хозяйствования, выявления внешних и внутренних стимулов и барьеров на пути к эффективному производству.