Васильченко Олена Анатоліївна
ЕВРОПЕЙСКАЯ ДЕСЯТКА ОПРЕДЕЛЕНА
|
13 ноября Европейская комиссия в четвертый раз опубликовала ежегодный отчет, посвященный состоянию дел у стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз. Согласно его результатам, 10 из 13 стран-кандидатов – Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта, Польша, Чехия, Словакия и Словения – достаточно успешно следуют графику расширения ЕС, принятому на декабрьском саммите в Ницце. Это наиболее вероятные кандидаты на вступление. Выводы Еврокомиссии позволяют странам надеяться и на то, что они успеют принять участие в выборах в Европарламент 2004 года. Оптимизм отчета контрастирует с ослаблением энтузиазма относительно предстоящего расширения Союза как среди его членов, так и среди кандидатов. Согласно последним опросам общественного мнения, сегодня расширение ЕС поддерживают 43% европейцев, против этого выступают 35%. При этом, 55% согласны с тем, что увеличение числа европейских государств повысит гарантии мира и безопасности. Так, если в ноябре прошлого года в Польше – бывшем лидере среди стран-кандидатов – идею присоединения к ЕС поддерживали 62%, то сейчас этот уровень снизился до 49-56%. |
|
Изменения в тактике Комиссии связаны, во-первых, с новой картиной мира после терактов 11 сентября. Как заявил представитель Комиссии по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген, ЕС хочет развеять опасения стран-кандидатов в том, что Союз замедлит темпы принятия новых членов, и возродить надежду на то, что Евросоюз является основой создания сильной и единой Европы. Немаловажную роль в утверждении окончательного варианта отчета сыграл и политический фактор. Ситуация, при которой среди новых членов из стран Восточной и Центральной Европы не окажется самой крупной – Польши, видится Германии и европейским политикам как нонсенс. Несмотря на то, что Варшава ощутимо “сдала” в переговорном процессе (ей удалось завершить переговоры по 18 из 31 пункта, отстав от Венгрии, Словении, Чехии и Словакии), они настаивают на том, что геополитическое значение Польши слишком велико, чтобы его можно было так просто проигнорировать.Проблема перераспределения аграрных субсидий и помощи слаборазвитым регионам остается одним из самых серьезных препятствий на пути принятия новых членов. Сейчас на помощь регионам и сельскому хозяйству выделяется около 80% из EU96 млрд. европейского бюджета ($85 млрд.). И поскольку страны -кандидаты в среднем беднее европейских, а сельское хозяйство является важной отраслью их производства, именно на них будет уходить значительная часть этих средств. Это, конечно, не может не беспокоить таких традиционных крупных получателей этой помощи, как Испанию и Португалию. В связи с этим немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер заявил недавно, что эти европейские страны получили уже достаточно средств для своего развития, и теперь пришла пора направить потоки финансовой помощи на восток.Поскольку данная проблема остается одной из самых острых в дискуссиях о расширении ЕС, Еврокомиссия предложила оригинальный выход, способный ускорить запланированное расширение. Нынешний бюджет Союза рассчитан до 2006 года. Это означает, что в нем предусмотрены средства на принятие новых членов, которые должны были войти в Союз уже в следующем году. Таким образом, у Европы есть достаточно средств, чтобы принять новых членов на существующих условиях. Пожелания стран относительно распределения субсидий будут приняты во внимание в процессе формирования бюджета на период после 2006 года. Таким образом, один из самых острых вопросов предлагается рассмотреть уже после вступления новых членов.
Еврокомиссия также попыталась развеять опасения правительств-кандидатов относительно прогнозов о глобальной рецессии, способной привести к дополнительным расходам, необходимым для вступления в Союз. Дополнительно к ежегодной сумме помощи в 750 млн. евро комиссия готова выделить 250 млн. евро для проведения реформ и принятия необходимых законодательных актов. Несмотря на то, что в проведении реформ страны уже далеко продвинулись, основные проблемы остаются теми же, что и год назад: работа административных органов и законодательство все еще отстают от европейских требований. Европейских чиновников беспокоит низкий уровень зарплат государственных служащих, а также чрезмерный контроль экономики со стороны правительства, что влечет за собой распространение коррупции. Только две страны – Эстония и Словения – не попали в “черный” список стран, имеющих проблемы с коррупцией.
Почти все страны успешно выполняют политические требования Союза – наличие демократии, правовое государство, права человека вообще и меньшинств в частности. Некоторые проблемы с ущемлением прав меньшинств зафиксированы в Румынии, Болгарии, Чехии, Венгрии и Словакии. Что касается Эстонии и Латвии, этим двум странам удалось частично интегрировать в общество лиц, не имеющих гражданства (как правило, это выходцы из России). Правда, им предстоит еще работа по выполнению стандартов ОБСЕ к языковому законодательству.
Лишь две страны – Румыния и Болгария – признаны не соответствующими экономическим критериям, поскольку у них отсутствует “функционирующая рыночная экономика”. Наибольших успехов в “стабильном законодательстве” и “ликвидации основных барьеров на пути открытого рынка” достигли Эстония и Венгрия.
В этом году все страны выразили удовлетворение отчетом Еврокомиссии. Большинство из них сходится во мнении, что отчет, в отличие от прошлогоднего, лишен неточностей и обозначает проблемные сферы, на которых кандидатам следует сконцентрировать внимание. Даже Польша, для которой представители Еврокомиссии зафиксировали снижение экономического роста и увеличение уровня безработицы, в целом оценивает отчет положительно. Во время формулировки окончательных выводов особенно сложными были переговоры с представителями Румынии. Они прилагали все усилия, чтобы с помощью обтекаемых формулировок их страна была отнесена к числу стран с “функционирующей рыночной экономикой”, однако такие попытки оказались безуспешными.
Из всех субъектов общеевропейской политики только Еврокомиссия придерживается намеченного плана расширения. Она старательно фиксирует все изменения в политической и экономической жизни стран-аппликантов. Правда окончательное решение зависит не от нее. Пока что ЕС не стремится радикально преобразовывать существующую систему принятия решений в виду предстоящего расширения, которое может окончательно парализовать работу европейских структур.
Не следует забывать и о том, что в 2002 году пройдут парламентские выборы в таких крупных европейских странах, как Франция и Германия, и избиратели не всегда будут рационально подходить к выбору своего кандидата. Влиятельным инструментом избирательной борьбы может стать игра на страхах европейцев, вызванных предстоящим принятием еще 75 млн. человек в общеевропейскую семью.
Особую проблему может создать клочок земли в Средиземном море с 750 тыс. населением – Кипр. Разделенный между Грецией и Турцией остров может стать непреодолимым препятствием для расширения, даже несмотря на то, что Еврокомиссия сменила подход и готова принять часть острова, а не целый, как на этом раньше настаивали. Афины могут заблокировать принятие новых членов, если среди них не будет греческой части Кипра. В то же время, ЕС не может проигнорировать мнение такого влиятельного партнера по НАТО, как Турция, неудовлетворенного подобным решением. Пока что Европейскому союзу, во многом благодаря стараниям Европейской комиссии во главе с Романо Проди, удается следовать графику расширения ЕС, принятому на саммите в Ницце. Станет ли расширение ЕС реальностью в 2004 году или же будет отложено на неопределенный период времени, зависит в первую очередь от политической воли нынешних кандидатов, от глубины их понимания проблем, стоящих перед преемником бывшего Объединения угля и стали. |