Васильченко Олена Анатоліївна
|
|
|
|
Кульминацией резко набирающего силу “евроскептицизма” стал прошедший в начале июня референдум в Ирландии. Большинство жителей этой страны проголосовали против принятия условий договора, подписанного в декабре прошлого года на саммите ЕС в Ницце. Договор, который можно считать одним из ключевых в истории Европейского союза, давал официальное подтверждение тому, что союз действительно будет расширяться за счет принятия в него новых членов из стран Центральной и Восточной Европы. Также в договоре шла речь о создании Европейских сил быстрого реагирования и о системе распределения голосов внутри европейского руководства. Для того, чтобы положения договора вступили в силу, необходимо было ратифицировать его каждой страной — членом ЕС. В противном случае он бы не имел юридической силы. Европейцы против ЕС Результаты референдума в Ирландии стали настоящим шоком для сторонников расширения Евросоюза. Мало кто ожидал от страны, где население в референдумах по европейским вопросам почти единодушно голосует "за", такого подвоха. Многие обозреватели, пришли к мнению, что результаты референдума во многом закономерны. Ирландцы не хотят терять ту финансовую помощь, которую их стране оказывает Евросоюз. Ежегодные финансовые вливания со стороны ЕС составляют около 6% от ВВП Ирландии, в то время как отчисления в Евросоюз равняются не более 1% от объема ВВП страны. Во многом благодаря именно этому фактору, экономика Ирландии в последние годы демонстрирует небывалый подъем. "Конечно, прямо сказать о том, что, мол, мы денег Восточной Европе давать не хотим, решатся лишь немногие, — говорит Саша Деклер, научный сотрудник Дублинского института передовых исследований. — Многие противники соглашения в Ницце зацепились именно за то, что создание Европейских сил быстрого реагирования нарушит нейтралитет Ирландии".Однако вопрос перераспределения финансовых дотаций в связи с принятие новых членов в ЕС волнует не только Ирландию. Экономики Италии, Португалии, Греции и особенно Испании обильно подпитываются деньгами Евросоюза. В этом году Испания получила примерно 63% от общего объема распределенных структурных фондов, составляющего 31,45 млрд. евро ($27,8 млрд.) и неудивительно, что эта страна неблагожелательно смотрит на пополнение из Центральной и Восточной Европы. Именно испанцы, на саммите в шведском Гетеборге, завершившимся на прошлой неделе, требовали от руководства ЕС письменного подтверждения, что объемы дотаций не изменятся, когда в союз вступят новые страны. А, судя по решениям встречи в Гетеборге, новые страны пополнят ЕС раньше, чем ожидалось. Принимая на правах хозяина глав государств и правительств стран ЕС и 13 ближайших кандидатов на его пополнение, шведский премьер-министр Горан Перссон сказал, что союз встал перед необходимостью значительно “ускорить процесс расширения”. Процесс ускоряется действительно очень быстро и претенденты “первой волны” войдут в Союз уже в конце 2002 года. Только тогда у них будет необходимое время для того, чтобы подготовиться к выборам в Европарламент. Оглашение таких ранних сроков, с одной стороны, — это сокрушительный удар по “евроскептицизму”. У Западной Европы остается слишком мало времени для того, что обсуждать все плюсы и минусы дальнейшего расширения ЕС. Необходимо как можно качественнее подготовиться к этому неизбежному событию. А это сделать не просто ввиду значительного сокращения экономического роста ведущих западноевропейских стран. Неудивительно, что Германия, на плечи которой взвален основной груз экономического развития ЕС, до последнего момента отказывалась подписывать финальный протокол саммита в Гетеборге, опасаясь, что эта ноша станет еще тяжелее. Новым членам также нужны будут дотации ЕС, чтобы завершить свои структурные экономические реформы. Ведь экономические проблемы претендентов остаются такими же, какими они были до встречи в Гетеборге. Это, в первую очередь, несостоятельность их в полном объеме выполнить требования “Единой сельскохозяйственной политики ЕС”, положений по либерализации энергорынков и т.д. Период жестких экономических преобразований для стран Центральной Европы по-видимому только начинается. Но они получили то, чего так долго ждали — точные сроки приема. Ведь неопределенность относительно даты вступления в ЕС привела к тому, что, к примеру, большинство жителей Эстонии месяц назад высказались против того, чтобы стать членом союза. Согласно данным опроса, проведенного исследовательской фирмой EMOR, процент эстонцев, высказавшихся против присоединения их страны к ЕС вырос до 54% в начале мая, в то время как только 35% приветствуют вступление в Европейский союз. “Некоторые полагают, что дела у Эстонии сегодня идут настолько хорошо, что ей не нужен ЕС, другие опасаются, что столь бедная страна будет служить для ЕС свалкой”, — рассказывает Хенрик Хололей, глава отдела европейской интеграции в эстонском правительстве. Популярность ЕС упала среди ряда стран-кандидатов, к которым относятся Чехия и Латвия. Однако Эстония, похоже, заняла сторону самой крайней оппозиции, движимой множеством мотивов. Если в Польше и в большинстве других стран наиболее ярыми оппозиционерами являются сельские жители, то население Эстонии, которая наравне с Латвией и Литвой входила в состав бывших Советских республик, не стремится так запросто распроститься со своим суверенитетом и вступить в новый союз. Более того, Эстония буквально расцвела за десять лет, в течение которых избранное жителями страны правительство занималось проведением необходимых для развития реформ. Теперь эстонцы опасаются, что такие консервативные государства ЕС как Великобритания будут навязывать их родине свои принципы управления.Эстонское правительство собирается провести “консультативный” референдум ориентировочно в 2003 году. По предварительным данным EMOR, 53% эстонцев проголосуют на референдуме “за”, и 59% собираются выступить “против”. Европейский союз надеется, что эти предположения окажутся ошибочными, ведь Эстония все еще остается “претендентом №1” на пополнение. Нас тоже ждут Для Украины новые сроки пополнения ЕС означают то, что уже в 2004 году наша страна будет иметь непосредственную границу с Евросоюзом, а стало быть наши отношения с Европой будут меняться и меняться, скорее всего, в сторону более глубокого сотрудничества. Об этом говорил премьер-министр Швеции Горан Перссон, посетивший Киев незадолго после саммита в Гетеборге. Уже в документах саммита ЕС в Гетеборге Украина упоминается в разделе “Будущее Европы”, в то время как России отведено место лишь в разделе “Внешние отношения”. Кроме того, Украине было предложено принять участие в Европейской конференции, что, по мнению издания, можно считать определенным шагом навстречу стремлению страны интегрироваться в европейские структуры. Европейская конференция была создана ЕС в 1997 году с целью компенсировать Турции то, что она не стала полноправным кандидатом на вступление в Евросоюз, а также отказ 15 стран — членов ЕС начать с Турцией переговоры о членстве в союзе. Приглашение Украины и Молдовы к работе в Европейской конференции, которая, кстати, не является органом, который собирается регулярно, означает признание этих двух стран потенциальными кандидатами на вступление в Евросоюз. Впрочем, эта перспектива будет действительной при том условии, если обе страны продемонстрируют большую благосклонность к демократическим преобразованиям и рыночным реформам. Иными словами, ЕС хочет продемонстрировать то, что Украина вполне может открыть “третью волну” стран, претендующих на вступление в союз. А пока нашей стране придется готовиться к тому, к чему она фактически готова — стать “буферной зоной”. Необходимые условия для вступления Украины в ЕС Соответствие Копенгагенским критериям
Соответствие “критериям сходимости”
Комментарий Горан ПЕРССОН, премьер-министр Швеции: Европейский союз поддерживает все усилия Украины на пути ее реформ. Но эта поддержка касается не только экономики, так как для демократического развития важно концентрировать свои усилия не только на экономических реформах, но и на реформах, касающихся прав человека и т.д. Все это взаимосвязано и мы не можем говорить об интеграции без взаимосвязи всех видов реформ. На саммите, который прошел в Гетеборге, мы приняли решение пригласить Украину для более тесного сотрудничества с Европейским союзом. Украина — это большая страна, и она имеет важное стратегическое значение для ЕС, и потому развивать более глубокое сотрудничество является важной задачей для Евросоюза. Кроме развития экономического сотрудничества, мы приняли решение пригласить Украину к тесному политическому сотрудничеству в рамках Европейской конференции. Также мы обратились к странам — кандидатам на пополнение ЕС, которые граничат с Украиной — Польше, Чехии, Венгрии и Словакии — сконцентрировать больше внимания на взаимное работе с Украиной в рамках тех программ, которые мы имеем на сегодняшний день. Мы с нетерпением ждем углубления нашего взаимного сотрудничества, так как оно представляет огромный интерес как для Европейского союза, так и для Украины. |