Васильченко Олена Анатоліївна
Некоторые аспекты возникновения эффекта реагирования на финансовых рынках
Всех участников финансовых рынков можно условно разбить на две категории: собственно участники рынка и регулировщики событий, происходящих в нем. И те и другие влияют на ход динамических процессов рынка.
Рассмотрим стандартную ситуацию развития динамических процессов на финансовых рынках Украины. В качестве динамических рядов финансового рынка взяты:
Первая попытка Национального банка Украины снижения ставки рефинансирования была вызвана ростом курса доллара. Первым на это снижение отреагировал рынок МБК с временным лагом в 1 день. Курс доллара на УМВБ продолжал расти. Товарный курс снизился через 7 дней после снижения ставки со 105 до 90 %. Далее НБУ уменьшил ставку до 75%. Межбанковский рынок снова отреагировал первым с нулевым лагом. Через 3 дня после этого события снизился курс на УМВБ, после чего общая тенденция изменилась на противоположную: курс на УМВБ начал падать. Через 9 дней после второго снижения ставки упал и товарный курс. На третье снижение ставки МБУ отреагировал только межбанковский рынок с ланом в 4 дня. Остальные рынки не отреагировали. На четвертое изменение ставки межбанковский рынок отреагировал уже только через 11 дней, аналогичные изменения произошли на УМВБ с тем же лагом. Товарный курс остался неизменным и т.д.
Очевидно, что на рынке существует так называемый эффект реагирования, который зависит от различного восприятия и интерпретации событий, происходящих на рынке, его участниками. Практически этот эффект присутствует в цепочке непрерывных каузальных связей, образующих собственно процесс рыночных отношений:
Рис. 1
Из схемы (рис. 1) понятно, что акту купли-продажи предшествует принятие решения участниками рынка, которое в свою очередь зависит от оценки ими ситуации на рынке в целом или отдельного события (любого характера – внешнего или внутреннего). Предшествующее же событие было вызвано определенными действиями участников рынка в той же последовательности. Процесс оценки событий и принятия решений и составляет эффект реагирования. Акт купли-продажи является результатом предпочтения участников и отражается в предлагаемой им цене (цене спроса/предложения).
Основным элементом эффекта реагирования является оценка ситуации участниками рынка. Человек- не машина, его восприятия и память полиморфны и ассоциативны. Подчас источник информации и способ, которым она предана, могут иметь для него не меньший смысл, чем само содержание сообщения. Тому или иному поступку человека предшествует определенный комплекс психических переживаний, который и обусловливает его поведение.
Что касается мышления участников рынка, то здесь всегда необходимо различать, с одной стороны, психическую сторону, с другой – внешнюю сторону, объективизирующую первую (степень информированности участников рынка). Характер психических переживаний определяет собой характер поступков, подразделения первых обусловливает подразделение вторых. Поэтому, анализируя такой феномен, как возникновение на рынке превалирующего предпочтения и, в частности, поведение людей, его создающих, и пытаясь расчленить на те или иные категории разнородные поступки, следует всегда исходить из анализа тех психических переживаний, которые сопровождают тот или иной акт поведения человека. Несовершенство мышления человека и условия его развития (мышления) способствует возникновению псевдомышления и объясняет суть явления: содержание мыслей человека бывает индуцировано извне настолько часто, что эти псевдоакты в большинстве случаев являются правилом. Псевдомышление возникает у отдельного участника рынка либо под влиянием другого лица, либо при получении им информации, носящей возбуждающий характер, а зачастую и в специально создаваемых условиях.
В силу того, что большинство участников рынка подвержено псевдомышлению, они и создают превалирующее предпочтение. В этом и состоит секрет успеха тех участников рынка, которые не подвержены эффекту толпы и не обладают псевдомышлением. Людьми, обладающими псевдомышлением можно управлять, создавая те или иные специальные условия, которые позволяют управлять толпой, массой, превалирующим предпочтением. Что касается управления превалирующим предпочтением или получения личной выгоды у отдельного участника рынка (в том числе и регулировщика), то здесь важно следующее. Аналитики рынка еще не осознали полностью, что существуют различия между словами и поведением людей. И если правительство утверждает, что собирается снизит налоги, в то же время усиливая налоговое бремя, то люди склонны верить тому, что говорит, а не делает правительство. П.Бейль писал, что “суждения людей не есть руководство к действию, и люди чаще не следуют им”. Можно привести бесконечное число примеров, как между действиями людей и словами возникают существенные противоречия. И в этом одна из причин того, что при анализе феномена возникновения превалирующего предпочтения нельзя полагаться только на слова. Предпочтения участников рынка, которые ими воспринимаются как собственные, по существу, навязаны со стороны (эффект псевдомышления). Кроме того в большинстве случаев речевые реакции людей лишь часть более существенных реакций. Поэтому успех участника рынка обычно зависит не столько от степени его информированности, сколько от наличия или отсутствия у него псевдомышления.
Там, где существует априорная неопределенность событий, которые могут быть различным образом истолкованы различными участниками рынка, возможна экономическая стратификация в зависимости от наличия псевдомышления и от степени информированности участников рынка. Характерным для финансовых рынков является противоречие между словами и поступками участников рынка. Тогда совокупное предпочтение можно представить как функцию двух переменных:
Y = f(x1, x2),
где y – совокупное предпочтение участников рынка;
x1 - уровень информированности участников;
x2 - степень предрасположенности участников к псевдомышлению.
Естественно, что эффект реагирования обладает сильной корреляционной связью с предшествующими событиями и при наличии временного лага является неотъемлемой частью причинно-следственного процесса, неизбежного даже в формировании совокупного предпочтения участниками рынка.
Если представить финансовый рынок как схему, которая формирует поток финансовых процессов, приводящих в конечном результате к созданию превалирующего предпочтения, то общее направление потока во времени определяет основной тренд, который является результирующим фактором создания совокупного предпочтения (рис. 2).
Рис. 2
Полоса значений цен, ограниченная сверху максимальной ценой, снизу – минимальной ценой заключения сделки на день ее совершения, составляет интервал количественных значений, математическое ожидание которых и образует основной тренд. Следует заметить, что именно интервал значений определяет состояние рынка. Когда большинство участников рынка принимает решения с небольшим отклонением от основного тренда, уместно говорить о стабильности на рынке.
Если система находится в пределах интервала стабильности, рынок можно описать обычными стационарными стохастическими процессами. Всегда существует совокупное предпочтение, которое может быть представлено как математическое ожидание в пределах интервала стабильности. Если процесс вышел за пределы интервала стабильности, существует большая вероятность наступления кризисного состояния на рынке.
Поводом к срыву интервала стабильности может послужить значительный внешний информационный импульс, который, в конечном счете, может привести к двум исходам. В первом случае после кратковременного интервала нестабильности система переходит в устойчивое состояние. В общепринятом смысле это затухающий релаксационный процесс. Если величина информационного импульса статистически значима
, то релаксационные колебания могут привести к возбуждению системы (автогенерации), т. е. к нестабильности рынка, и можно считать, что она обусловлена определенной количественной характеристикой – интервалом стабильности.Если процесс стабилизируется или релаксационный процесс является затухающим, то управление на рынке корректно и совокупное предпочтение в общем случае формирует новый интервал стабильности. Соответственно, если релаксационный процесс является нарастающим (амплитуда колебаний возрастает с течением времени
), то действия регулировщиков являются неоправданными.Совокупное предпочтение в общем случае представляет собой агрегированное мнение участников, или дискретную дифференциальную функцию распределения мнений участников рынка. Чем меньше разброс мненеий участников событий, т.е. чем меньше дисперсия распределения, тем выше качество управления рынком; размытость функции распределения свидетельствует о низком уровне управления или наличии непредсказуемых внешних факторов, которые в значительной степени определяют дальнейший ход событий на рынке.
Если произвести стратификацию участников рынка, то получится вариационный ряд предпочтений, который может быть представлен так называемой пирамидой стратификации. Она будет характеризовать предопределенность (вероятность) развития событий в ту или иную сторону. Процесс стабилизации ведет к упрощению пирамиды стратификации.
Участников процесса можно условно разделить на 2 неравновесные группы: с конструктивным мышлением и с псевдомышлением. Флуктуации рынка в основном обусловлены степенью конструктивности совокупного мышления. Чем большее количество участников рынка обладает конструктивным мышлением, тем менее рынок подвержен флуктуациям, то есть тем более он стабилен. Рынок с конструктивным мышлением всех участников является идеальным. В реальных условиях даже при одинаковой информированности участников рынка ввиду интеллектуальных и психофизических различий большинство из них подвержено эффекту псевдомышления, а в некоторых ситуациях даже наличие конструктивного мышления не является гарантией надежной защиты от воздействия совокупного мышления, что связанно с отсутствием реальной возможности повлиять на ход событий (эффект лавины). В таком случае основная задача регулировщиков событий – сократить до минимума длительность интервала нестабильности при появлении первых ее признаков (если отсутствует возможность предсказания развития событий и, тем самым, принятия адекватных мер). Если на рынке не было бы экономической стратификации по этим признакам, то не было бы эффекта реагирования.
Релаксационный временной процесс будет либо затухающим, либо нарастающим о тех пор, пока регулировщики не отреагируют на этот эффект и не стабилизируют ситуацию на рынке. Действия регулировщиков аналогичны введению отрицательной обратной связи в радиотехнических системах: в обоих случаях повышается устойчивость работы системы и предотвращается ее самовозбуждением.
Процессы, происходящие на рынке в некоторых случаях (комплекс внутренних и внешних причин, условий), подобны протеканию ядерной реакции: после превышения критической массы цепная реакция финансового кризиса неизбежна (пример – Великая депрессия). Очевидно, чтобы избежать этого, ее (реакцию) нужно сделать управляемой, но и в этом случае регулировщики должны быть в достаточной степени компетентны, чтобы не повторить эффект Чернобыля.
Теоретическая экономия: реальность, виртуальность и мифотворчество/ Под. ред. д. э.н., проф. Ю.М. Осипова, к.э.н., в.н.с. Е.С. Зотовой. – М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2000. – 319 с.
Page up    
Back to the main page