Васильченко Олена Анатоліївна
Деловые сети на территориях приоритетного развития как фактор повышения конкурентоспособности Украины
В статье рассмотрена проблема асимметрии местных фискальных полномочий, предложена стратегия частно-общественного партнерства, как вариант ее разрешения. Также рассмотрена роль СЭЗ в усилении экономических возможностей частного сектора. Дано понятие еловой сети и описаны принципы, лежащие в основе политики экономического развития городов на ее базе.
У статті розглянута проблема асиметрії місцевих фіскальних повноважень, запропонована стратегія приватно-суспільного партнерства, як варіант її вирішення. Також розглянута роль ВЕЗ у посиленні економічних можливостей приватного сектора. Подане поняття ділової мережі та описані принципи, які лежать в основі політики економічного розвитку міст на її базі.
Развитые страны Запада (прежде всего государства, входящие в Европейский союз) давно поставили задачу решения проблемы городского развития во галву списка национальных приоритетов, придя к четкому пониманию того, что динамичность развития страны определяется, прежде всего, динамичностью роста и развития её городов. В “единой Европе” проводятся постоянные консультации между представителями администраций европейских городов, идет разработка совместных проектов по развитию новых информационных технологий, транспортных технологий и телекоммуникаций, лоббирование общих интересов муниципалитетов на международном уровне.
Шаткое финансовое положение городов Украины можно в большей степени объяснить политикой правительства, которое преследуя свои интересы, пренебрегало своим конституционным долгом, который состоит в поддержке местной автономии. Туманные законодательные акты о финансовом регулировании, приведшие к несправедливому перераспределению, означают забвение основных принципов распределения финансовых ресурсов и обязанностей в государстве.
Очевидно, что это асимметрия местных фискальных полномочий может быть оправдана только лишь в условиях системного кризиса, который охватил все сферы экономической деятельности. В условиях стабильности было бы правильным, чтобы степень местных налоговых полномочий соответствовала степени независимости местного уровня в вопросах о расходах.
Что касается доходов, то чрезвычайно важно обеспечить такое положение, при котором у местных властей будут собственные источники доходов, независимые от центрального правительства. В дополнение к местным налогам и сборам необходимо, чтобы взимались и поступали в местную казну налоги, уровень которых определялся бы внутри самого региона таким образом, чтобы его можно было приводить в соответствие имеющимся на местах потребностям.
Такое состояние городских финансов является типичным не только для стан СНГ, но и для европейских государств, когда существует большое и постоянно возрастающее число обязанностей при отсутствии соответствующего финансирования. Для решения финансовых проблем требуется значительно более широкий набор стратегий.
Одной из оригинальных стратегий является частно-общественное партнерство. Город создает условия для привлечения частных средств в финансирование капиталовложений. Существует множество задач, финансирование или решение которых не под силу городу. В то же время ситуацию можно значительно улучшить, сотрудничая с фирмами, имеющими устойчивое положение. При таком взаимодействии происходит передача частным компаниям функции по решению задач, не связанных с государственным обеспечением. Обычно это связано с тем, что частный сектор обладает способностью предоставить услуги по более низкой цене. Таким образом, задача местной администрации состоит в систематическом анализе структуры затрат и в определении путей их снижения на основе передачи определенных функций частному сектору.
Для реализации стратегии частно-общественного партнерства необходимо, помимо политической воли, как государства, так и местных властей, наличие достаточного экономического потенциала у предпринимателей. То есть, у обеих сторон должен быть ресурс, предполагающий реализацию обоюдовыгодной стратегии. В Донецкой области усиление экономической мощи частного сектора может быть достигнуто путем использования особого режима осуществления инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития (ТПР) и специальных экономических зон (СЭЗ).
В современных условиях специальные экономические зоны (СЭЗ), создаваемые в различных формах превратились в неотъемлемый структурный элемент, как национальных экономик, так и мирового хозяйства. При всем разнообразии СЭЗ речь идет о формировании определенных территорий, имеющих льготный режим ввоза-вывоза товаров и услуг, определенную обособленность в финансовом и торговом отношении от всей территории страны, на базе активного привлечения иностранного капитала. Создание СЭЗ зачастую рассматривается как способ активизации внешнеэкономической деятельности за счет иностранных инвестиций, использования новой техники и технологии, повышения конкурентоспособности национальной продукции. В отдельных случаях, например, в Донецкой области, с помощью СЭЗ предполагалось оживить экономику депрессивных городов и районов.
Исторически выделяются три поколения СЭЗ. К первому поколению относятся таможенные зоны с беспошлинным ввозом товаров. К зонам второго поколения причисляются промышленно-производственные зоны, которые часто возникали в результате эволюции торговых зон: территории приоритетного развития и специальные экономические зоны в Донецкой области. К зонам третьего поколения относятся технико-внедренческие зоны (технополисы, технопарки – в Киеве и Харькове), а также сервисные зоны – банковские, туристские и пр.
Усиление критики в адрес правительства Украины со стороны международных финансовых институтов относительно политики создания специальных экономических зон обусловлено стремлением снизить международную конкурентоспособность нашей страны. В условиях глобализации для устранения конкурентов используются методу косвенного воздействия. Ведь рынки Украины закрыты для дорогих высокотехнологических товаров вследствие низкой платежеспособности потребителей. В свою очередь, США и страны Европейского Союза предъявляют спрос на продукцию с низкой долей добавленной стоимости
. Поэтому приток новых технологий на предприятия, расположенные на территориях приоритетного развития и специальных экономических зон не выгоден фирмам развитых стран по следующим причинам:Учитывая вышеизложенное, необходимо предоставить статус территории приоритетного развития другим районам и городам Донецкой области с позиции повышения конкурентоспособности страны. Ведь наша область производит свыше 20% национального дохода и приносит более четверти валютных поступлений от экспорта. Однако экстенсивное распространение специальных режимов хозяйствования следует дополнить формированием деловых сетей между предприятиями и органами местного самоуправления территориями приоритетного развития.
Деловая сеть – это совокупность устойчивых относительно замкнутых связей между хозяйственными агентами. Деловая сеть – группа фирм, кооперирующаяся для повышения своей конкурентоспособности, причем кооперация позволяет им получить синергетический эффект – достижение того, чего нельзя добиться поодиночке. Включение в сеть сулит предпринимателю ряд преимуществ – возможность получения дополнительных услуг от других членов сети, в том числе на нерыночных условиях. Это могут быть ценовые льготы, отказ от предоплаты или межфирменный кредит под льготный процент. Речь идет именно о взаимной поддержке предприятий.
Объединение независимых фирм в деловые сети дает им возможность распределять между собой накладные расходы, получать доступ к дорогостоящей технологии и продвигать новую продукцию на рынок. Объединяясь в сети по обслуживанию, предприятия делят между собой расходы по рыночному прогнозированию, сертификации качества, приобретению материалов, финансовому менеджменту. На основе сетей по обслуживанию возникают и производственные сети, объединяющие мелкие фирмы, которые используют общую рыночную нишу.
В литературе отмечаются следующие общие принципы, лежащие в основе политики экономического развития городов на базе создания деловых сетей мелких фирм
[1, 97]. Эти принципы прошли практическую проверку в странах Западной Европы и отдельных районах США.Деловая сеть – это объективное явление, характерное для нестабильной внешней среды. Поскольку при таких условиях риски ведения бизнеса превышают психологически допустимую величину, то возникающее недоверие требует контроля и прогнозирования конкретных отношений. Люди предпочитают вступать в деловые отношения с уже неоднократно проверенными партнерами, что и ведет к образованию неформальной сети.
Сети – это еще и циркуляция информации, прежде всего конфиденциальной. Они же выполняют функции защиты бизнеса. Сеть определяет репутацию предпринимателя. Новичку войти в сложившуюся сеть непросто – необходимы личные рекомендации других участников сети, нужно быть в чем-то полезным, например, иметь опыт работы на каком-то рынке. А иначе с ним по крайней мере, крупных дел иметь не будут и отнесутся к нему насторожено.
Конкурируют на самом деле не отдельные производители, а сети. В то же время в одну и ту же сеть могут быть включены и конкуренты. Это, кстати говоря, вполне согласуется с последними тенденциями корпоративной организации на Западе, когда в рамках одного концерна могут находиться организации конкуренты. Другое дело формы этой конкуренции. Скажем, члены сети, даже если они конкуренты, не будут применять специфических методов, не согласующихся с неформальным кодексом поведения.
Рынок сегодня невозможно представить без участия представителей органов государственной власти. Это касается и входа на рынок (регистрации, лицензирования, получения помещений), и доступа к ресурсам и контроля за текущей деятельностью бизнеса. Ясно, что взаимоотношения с органом власти – важная часть деловой стратегии. Ключевой момент состоит в том, что коммерческие взаимоотношения с представителями власти давно стали частью нормальной деловой сети.
Наблюдающееся сегодня повышение гибкости в организации бизнеса, рынков и менеджмента предполагает и усиление неформальных элементов в экономиках развитых стран. Глобализации выводит бизнес за пределы отдельной страны, а следовательно усиливает неопределенность внешней среды по отношению к отдельной фирме. Следовательно, независимо от квалификации юристов, предельной пунктуальности ведения бизнеса невозможно прописать в контракте все нюансы хозяйственной деятельности. Везде ценятся связи с госаппаратом и силовыми структурами. Везде борются за госзаказы, везде это считается самым прибыльным делом. Везде национальный капитал использует поддержку государства для ограничения конкуренции, формирования барьеров входа на рынок иностранным товарам.
В результате обобщения опыта функционирования СЭЗ можно сделать следующие выводы:
Литература
Прометей:
региональный сборник научных трудов по экономике/ Донецкий экономико-гуманитарный институт; Институт экономико-правовых исследований Национальной академии наук Украины. – Донецк: Юго-Восток, 2001. – Вып. 6. – 385 с.Page up     Back to the main page