Previous page i

Васильченко Олена Анатоліївна



Деловые сети на территориях приоритетного развития как фактор повышения конкурентоспособности Украины


В статье рассмотрена проблема асимметрии местных фискальных полномочий, предложена стратегия частно-общественного партнерства, как вариант ее разрешения. Также рассмотрена роль СЭЗ в усилении экономических возможностей частного сектора. Дано понятие еловой сети и описаны принципы, лежащие в основе политики экономического развития городов на ее базе.

У статті розглянута проблема асиметрії місцевих фіскальних повноважень, запропонована стратегія приватно-суспільного партнерства, як варіант її вирішення. Також розглянута роль ВЕЗ у посиленні економічних можливостей приватного сектора. Подане поняття ділової мережі та описані принципи, які лежать в основі політики економічного розвитку міст на її базі.

Развитые страны Запада (прежде всего государства, входящие в Европейский союз) давно поставили задачу решения проблемы городского развития во галву списка национальных приоритетов, придя к четкому пониманию того, что динамичность развития страны определяется, прежде всего, динамичностью роста и развития её городов. В “единой Европе” проводятся постоянные консультации между представителями администраций европейских городов, идет разработка совместных проектов по развитию новых информационных технологий, транспортных технологий и телекоммуникаций, лоббирование общих интересов муниципалитетов на международном уровне.

Шаткое финансовое положение городов Украины можно в большей степени объяснить политикой правительства, которое преследуя свои интересы, пренебрегало своим конституционным долгом, который состоит в поддержке местной автономии. Туманные законодательные акты о финансовом регулировании, приведшие к несправедливому перераспределению, означают забвение основных принципов распределения финансовых ресурсов и обязанностей в государстве.

Очевидно, что это асимметрия местных фискальных полномочий может быть оправдана только лишь в условиях системного кризиса, который охватил все сферы экономической деятельности. В условиях стабильности было бы правильным, чтобы степень местных налоговых полномочий соответствовала степени независимости местного уровня в вопросах о расходах.

Что касается доходов, то чрезвычайно важно обеспечить такое положение, при котором у местных властей будут собственные источники доходов, независимые от центрального правительства. В дополнение к местным налогам и сборам необходимо, чтобы взимались и поступали в местную казну налоги, уровень которых определялся бы внутри самого региона таким образом, чтобы его можно было приводить в соответствие имеющимся на местах потребностям.

Такое состояние городских финансов является типичным не только для стан СНГ, но и для европейских государств, когда существует большое и постоянно возрастающее число обязанностей при отсутствии соответствующего финансирования. Для решения финансовых проблем требуется значительно более широкий набор стратегий.

Одной из оригинальных стратегий является частно-общественное партнерство. Город создает условия для привлечения частных средств в финансирование капиталовложений. Существует множество задач, финансирование или решение которых не под силу городу. В то же время ситуацию можно значительно улучшить, сотрудничая с фирмами, имеющими устойчивое положение. При таком взаимодействии происходит передача частным компаниям функции по решению задач, не связанных с государственным обеспечением. Обычно это связано с тем, что частный сектор обладает способностью предоставить услуги по более низкой цене. Таким образом, задача местной администрации состоит в систематическом анализе структуры затрат и в определении путей их снижения на основе передачи определенных функций частному сектору.

Для реализации стратегии частно-общественного партнерства необходимо, помимо политической воли, как государства, так и местных властей, наличие достаточного экономического потенциала у предпринимателей. То есть, у обеих сторон должен быть ресурс, предполагающий реализацию обоюдовыгодной стратегии. В Донецкой области усиление экономической мощи частного сектора может быть достигнуто путем использования особого режима осуществления инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития (ТПР) и специальных экономических зон (СЭЗ).

В современных условиях специальные экономические зоны (СЭЗ), создаваемые в различных формах превратились в неотъемлемый структурный элемент, как национальных экономик, так и мирового хозяйства. При всем разнообразии СЭЗ речь идет о формировании определенных территорий, имеющих льготный режим ввоза-вывоза товаров и услуг, определенную обособленность в финансовом и торговом отношении от всей территории страны, на базе активного привлечения иностранного капитала. Создание СЭЗ зачастую рассматривается как способ активизации внешнеэкономической деятельности за счет иностранных инвестиций, использования новой техники и технологии, повышения конкурентоспособности национальной продукции. В отдельных случаях, например, в Донецкой области, с помощью СЭЗ предполагалось оживить экономику депрессивных городов и районов.

Исторически выделяются три поколения СЭЗ. К первому поколению относятся таможенные зоны с беспошлинным ввозом товаров. К зонам второго поколения причисляются промышленно-производственные зоны, которые часто возникали в результате эволюции торговых зон: территории приоритетного развития и специальные экономические зоны в Донецкой области. К зонам третьего поколения относятся технико-внедренческие зоны (технополисы, технопарки – в Киеве и Харькове), а также сервисные зоны – банковские, туристские и пр.

Усиление критики в адрес правительства Украины со стороны международных финансовых институтов относительно политики создания специальных экономических зон обусловлено стремлением снизить международную конкурентоспособность нашей страны. В условиях глобализации для устранения конкурентов используются методу косвенного воздействия. Ведь рынки Украины закрыты для дорогих высокотехнологических товаров вследствие низкой платежеспособности потребителей. В свою очередь, США и страны Европейского Союза предъявляют спрос на продукцию с низкой долей добавленной стоимости. Поэтому приток новых технологий на предприятия, расположенные на территориях приоритетного развития и специальных экономических зон не выгоден фирмам развитых стран по следующим причинам:

Учитывая вышеизложенное, необходимо предоставить статус территории приоритетного развития другим районам и городам Донецкой области с позиции повышения конкурентоспособности страны. Ведь наша область производит свыше 20% национального дохода и приносит более четверти валютных поступлений от экспорта. Однако экстенсивное распространение специальных режимов хозяйствования следует дополнить формированием деловых сетей между предприятиями и органами местного самоуправления территориями приоритетного развития.

Деловая сеть – это совокупность устойчивых относительно замкнутых связей между хозяйственными агентами. Деловая сеть – группа фирм, кооперирующаяся для повышения своей конкурентоспособности, причем кооперация позволяет им получить синергетический эффект – достижение того, чего нельзя добиться поодиночке. Включение в сеть сулит предпринимателю ряд преимуществ – возможность получения дополнительных услуг от других членов сети, в том числе на нерыночных условиях. Это могут быть ценовые льготы, отказ от предоплаты или межфирменный кредит под льготный процент. Речь идет именно о взаимной поддержке предприятий.

Объединение независимых фирм в деловые сети дает им возможность распределять между собой накладные расходы, получать доступ к дорогостоящей технологии и продвигать новую продукцию на рынок. Объединяясь в сети по обслуживанию, предприятия делят между собой расходы по рыночному прогнозированию, сертификации качества, приобретению материалов, финансовому менеджменту. На основе сетей по обслуживанию возникают и производственные сети, объединяющие мелкие фирмы, которые используют общую рыночную нишу.

В литературе отмечаются следующие общие принципы, лежащие в основе политики экономического развития городов на базе создания деловых сетей мелких фирм [1, 97]. Эти принципы прошли практическую проверку в странах Западной Европы и отдельных районах США.

  1. Принцип прибыльности. В Европе города содействуют модернизации путем определения перспектив прибыльного бизнеса для мелких фирм. Предприниматели действуют уж с учетом более полной информации о рисках, сопряженным с функционированием данного вида производства, что повышает результативность действий местных органов власти.
  2. Принцип эффективности. Город должен оказывать поддержку (в виде предоставления определенных услуг) не каждой фирме в отдельности, а группе предприятий.
  3. Принцип непрерывности. В условиях ограниченности финансовых ресурсов в местных бюджетах установление платы за оказываемые услуги может помочь расширению программ стимулирования развития малого бизнеса. И использование ценового механизма позволяет обеспечить соответствие услуг потребностям клиента, а тем самым непрерывность и самообеспеченность программ.
  4. Принцип кооперации. В Японии и странах Западной Европе государственные агентства и торгово-промышленные ассоциации активно содействуют установлению связей между фирмами. В результате были созданы групповые клиенты - потребители услуг государственного сектора, что способствовало росту эффективности.

Деловая сеть – это объективное явление, характерное для нестабильной внешней среды. Поскольку при таких условиях риски ведения бизнеса превышают психологически допустимую величину, то возникающее недоверие требует контроля и прогнозирования конкретных отношений. Люди предпочитают вступать в деловые отношения с уже неоднократно проверенными партнерами, что и ведет к образованию неформальной сети.

Сети – это еще и циркуляция информации, прежде всего конфиденциальной. Они же выполняют функции защиты бизнеса. Сеть определяет репутацию предпринимателя. Новичку войти в сложившуюся сеть непросто – необходимы личные рекомендации других участников сети, нужно быть в чем-то полезным, например, иметь опыт работы на каком-то рынке. А иначе с ним по крайней мере, крупных дел иметь не будут и отнесутся к нему насторожено.

Конкурируют на самом деле не отдельные производители, а сети. В то же время в одну и ту же сеть могут быть включены и конкуренты. Это, кстати говоря, вполне согласуется с последними тенденциями корпоративной организации на Западе, когда в рамках одного концерна могут находиться организации конкуренты. Другое дело формы этой конкуренции. Скажем, члены сети, даже если они конкуренты, не будут применять специфических методов, не согласующихся с неформальным кодексом поведения.

Рынок сегодня невозможно представить без участия представителей органов государственной власти. Это касается и входа на рынок (регистрации, лицензирования, получения помещений), и доступа к ресурсам и контроля за текущей деятельностью бизнеса. Ясно, что взаимоотношения с органом власти – важная часть деловой стратегии. Ключевой момент состоит в том, что коммерческие взаимоотношения с представителями власти давно стали частью нормальной деловой сети.

Наблюдающееся сегодня повышение гибкости в организации бизнеса, рынков и менеджмента предполагает и усиление неформальных элементов в экономиках развитых стран. Глобализации выводит бизнес за пределы отдельной страны, а следовательно усиливает неопределенность внешней среды по отношению к отдельной фирме. Следовательно, независимо от квалификации юристов, предельной пунктуальности ведения бизнеса невозможно прописать в контракте все нюансы хозяйственной деятельности. Везде ценятся связи с госаппаратом и силовыми структурами. Везде борются за госзаказы, везде это считается самым прибыльным делом. Везде национальный капитал использует поддержку государства для ограничения конкуренции, формирования барьеров входа на рынок иностранным товарам.

В результате обобщения опыта функционирования СЭЗ можно сделать следующие выводы:

  1. Эти территории никогда не развиваются в полном соответствии с первоначальными планами, что обусловлено повышенной неопределенностью (по сравнению с обычными инновационными проектами). Определяющим фактором неопределенности (или хаоса в системном понимании) является сложность взаимодействия зон с внешней средой.
  2. Традиционный анализ затрат – результатов, применяемый при технико-экономическом обоснования проекта зоны не позволяет определить как позитивные моменты обратных связей территорий со специальным режимом хозяйствования на национальную экономику (демонстрационные эффекты), возможность экспериментировать с новыми для страны экономическими инструментами), Так и негативное воздействие (перераспределение капиталов, ресурсов на территории с льготным налоговым режимом, усиление налогового нигилизма).
  3. Успех любой производственной зоны определяется не ее внутренней рентабельностью, определенной с помощью анализа затрат – результатов или потерями или приобретениями бюджетов всех уровней, а ее влиянием на конкурентоспособность страны. Именно поэтому анализ международной конкурентоспособности должен быть исходной посылкой при планировании специальных экономических зон и определении особенностей хозяйственно правового режима.

Литература

  1. Local economic development: strategies for a changing economy/ Ed. by R. Scott Foster/ - Washington, 1991.

Прометей: региональный сборник научных трудов по экономике/ Донецкий экономико-гуманитарный институт; Институт экономико-правовых исследований Национальной академии наук Украины. – Донецк: Юго-Восток, 2001. – Вып. 6. – 385 с.


Page up     Back to the main page