Проект создания специальных экономических зон и введение
специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области
рассматривается как организационно-экономический механизм
обеспечения приоритетного ускоренного развития отдельных территорий
области и последующего позитивного влияния достигнутых результатов
на развитие экономики региона и страны в целом. Принятие Закона
Украины (декабрь, 1998 г., вступил в силу 14 января 1999 г.) "О
специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной
деятельности в Донецкой области" обеспечивает правовую форму
механизму реализации намеченных программ по привлечению внешних и
внутренних инвесторов.
Территории приоритетного развития В
соответствии с Законом, статус территорий приоритетного развития
предоставлен 17 городам области. Это - Донецк, Горловка,
Красноармейск, Макеевка, Мариуполь, Дзержинск, Димитров, Доброполье,
Енакиево, Ждановка, Кировское, Новогродовка, Селидово, Снежное,
Торез, Угледар, Шахтёрск. К таким территориям отнесены также 2
сельскохозяйственных района - Волновахский и Марьинский, как базовые
для последующего развития других сельскохозяйственных районов.
Перечень городов и районов, отнесенных к территориям приоритетного
развития, закреплен законодательно. На долю этих городов и районов
приходится 22% территории области. Здесь проживает 69% населения и
производится 74% промышленной продукции, обеспечивается 87%
внешнеторгового оборота.
В соответствии с Законом, для этих
территорий Кабинетом министров Украины установлен перечень
приоритетных видов экономической деятельности, развитие которых
будет осуществляться в условиях специального льготного режима
инвестирования.
Приоритетными направлениями развития
признаны сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли, пищевая
промышленность и производство товаров для населения, добыча
топливно-энергетических ресурсов и других полезных ископаемых,
высокотехнологические производства. Специальный режим инвестиционной
деятельности на территориях приоритетного развития установлен на 30
лет и включает льготы для каждого инвестиционного проекта: на 5 лет
вводятся таможенные и налоговые льготы по импорту материальных
ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
В течение 3 лет с момента получения первой прибыли
предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль, полученную от
реализации инвестиционных проектов. В последующие 3 года
налогообложение осуществляется в половинном размере действующей
ставки налога на прибыль, при условии, что инвестиции под
инвестиционный проект составляют не менее 1 млн.дол. США. Дивиденды,
выплачиваемые инвестору предприятием, реализующим инвестиционный
проект, облагаются налогом по ставке 10%. Доходы нерезидентов
Украины, полученные от реализации инвестиционных проектов на
территориях приоритетного развития, облагаются налогом в размере 2/3
действующих ставок, с условием, что освобожденная от налогообложения
часть дивидендов и доходов нерезидентов реинвестируется в развитие
производства или социальной сферы на территории приоритетного
развития. Для реализации инвестиционных проектов на территориях
приоритетного развития в первоочередном порядке предоставляются
кредиты, полученные под государственные гарантии от иностранных
государств, международных финансово-кредитных организаций,
иностранных банков, других финансово-кредитных учреждений.
Специальные экономические зоны В
соответствии с Законом, в Донецкой области создаются две специальные
экономические зоны сроком на 60 лет. Зоны не входят в состав
территорий приоритетного развития. Учитывая наличие в г. Донецке
достаточно высокого научного потенциала, профессиональной подготовки
рабочих и специалистов, развитой транспортной, производственной и
социальной инфраструктуры, здесь создается специальная экономическая
зона "Донецк". Площадь территории, отведенной под ее обустройство,
составляет 466 га. Это - свободная территория, согласно плану
развития города, предназначалась для строительства промышленных
объектов. Функциональное назначение СЭЗ "Донецк" - создание
современных высокотехнологичных наукоемких предприятий для
производства товаров на экспорт и поставок на внутренний рынок.
Выбор места для создания специальной экономической зоны
"Азов" в г. Мариуполе обусловлен благоприятными условиями для
размещения внешнеторговой зоны. Под нее выделены 315 га - это часть
территории судоремонтного завода, бывший рыбный порт и аэродром. На
территории СЭЗ "Азов" будут осуществляться операции по обслуживанию
транзитных грузов, их хранение, сортировка, упаковка, доработка,
оказание транспортно-агентских и экспедиторских услуг, торговля,
производство товаров, а также размещение предприятий с новейшими
технологиями для производства продукции на экспорт. На территориях
специальных экономических зон, кроме промышленных объектов, возможно
создание объектов производственной и непроизводственной
инфраструктуры, в том числе офисов, отелей, жилых домов и т.д. На
общих основаниях здесь могут быть открыты банки, аудиторские фирмы,
страховые, фондовые и другие финансовые организации.
В СЭЗ
запрещается создавать казино и другие игорные заведения. На
территориях зон инвесторы могут работат в любой отрасли, в том числе
и без создания юридического лица. Нерезиденты должны вести
обособленный баланс финансово-хозяйственной деятельности.
В
СЭЗ могут работать и иностранные граждане: консультанты,
специалисты, монтажники наладчики, рабочие других профессий, в
зависимое потребности в них.
Для реализации инвестиционного
проекта субъекты предпринимательской деятельности (инвесторы)
получают в пользование по договору об аренде земельные участки,
объекты инфраструктуры и природные ресурсы. Срок договора об аренде
ограничивается периодом существования специальных экономических зон.
В течение периода обустройства земельного участка арендная плата не
взимается. Для обеспечения таможенного контроля за перемещением
товаров в СЭЗ "Донецк" и "Азов" устанавливается режим специальной
таможенной зоны.
Порядок ввоза-вывоза товаров
предусматривает льготы по уплате таможенной пошлины и
налогообложению при импорте товаров для нужд зоны и при экспорте
товаров, произведенных в зонах.
В целом таможенные льготы
обеспечивают до 25% экономии общих затрат.
Импорт на
территории СЭЗ субъектами предпринимательской деятельности товаров и
других предметов для нужд собственного производства и экспорт
товаров и других предметов, полностью изготовленных или достаточно
переработанных в зоне, не подлежит лицензированию и квотированию,
если иное не предусмотрено международными договорами Украины.
Особенности налогообложения в специальных экономических зонах
сводятся к тому, что в течение всего периода существования зон (то
есть 60 лет):
- ставка налога на прибыль остается неизменной и равняется 20%
(в настоящее время ставка равна 30%);
- доходы нерезидентов, полученные в специальных экономических
зонах, облагаются налогом в размере 2/3 действующих ставок. Однако
эта норма не распространяется на доходы, полученные от
инвестирования в ценные бумаги, выпущенные государственными
органами;
- не взимаются сборы в Государственный инновационный фонд
(равняется 1% от стоимости реализованной продукции). Валютное
регулирование на территории СЭЗ осуществляется в обычном режиме,
за исключением того, что поступления в иностранной валюте от
реализации продукции, товаров (работ, услуг), произведенных или
оказанных в специальной экономической зоне, освобождаются от
обязательной их продажи государству. (В настоящее время 50% таких
поступлений подлежат обязательной конвертации в гривну).
Copyright © 2001 Центр Антикризисного Управления г.Донецк v.1.0
|