Электротехника | №3, 2000 |
Захаров П.А.
Нижегородский государственный технический
университет
Захаров А.М.
Ивановский государственный энергетический
университет
Область применения регулируемых электроприводов переменного тока и в нашей стране, и за рубежом в значительной степени расширяется. Особенно это относится к асинхронным электроприводам со статическими преобразователями энергии и двигателями с короткозамкнутым ротором. Эта тенденция обусловлена в большей мере конструктивной простотой и надежностью такого типа двигателей, а также технологичностью их изготовления, сравнительно низкой стоимостью и удобством в эксплуатации. Однако двигатель, как объект автоматического управления представляет собой сложную динамическую структуру, описываемую системой нелинейных дифференциальных уравнений высокого порядка. По этой причине применение такого описания в разработках систем управления асинхронным электроприводом в большинстве случаев оказывается проблематичным. Практически, чаще всего в задачах управления пользуются упрощенными линеаризованными вариантами динамических моделей, что приводит на практике к ухудшению качества процессов регулирования координат асинхронного электропривода.
Вопросы разработки динамических моделей асинхронного двигателя неоднократно ставился в работах [5, 6]. Однако существующие модели в ряде случаев дают существенные ошибки. В то же время в связи расширением области применения, особенно высокоточных электроприводов требуются уточненные модели.
Таким образом, разработка математического описания электромагнитных и электромеханических процессов в асинхронном электроприводе, учитывающих реальный характер нелинейных процессов в асинхронном электродвигателе при условии максимального снижения порядка дифференциальных уравнений, а также использование такой структуры математического описания при разработке регулируемых асинхронных электроприводов, представляется актуальной.
Вывод уравнений описывающих электромагнитные и электромеханические процессы в асинхронном электроприводе, учитывающих нелинейный характер протекания процессов в двигателе осуществлен в [1, 3]. Полученные исходные уравнения имеют следующий вид:
(1) | |
(2) | |
(3) | |
(4) |
где Ym - фазные потокосцепления двигателя; in - фазные токи; Um - фазные напряжения; Rmn - параметры двигателя; m - суммарное число фаз статора и ротора двигателя; J - суммарный момент инерции движущихся частей электропривода, приведенных к валу двигателя; Jw - момент количества движения, приведенный к валу двигателя; MC - момент статического сопротивления; MЭ - электромагнитный момент двигателя; - слагаемое содержащее информацию о дополнительных электродвижущих силах в двигателе и связанных с ними перераспределениях токов и потокосцеплений, не учитываемых при обычном описании; Gmnk - символ Кристоффеля, в геометрическом смысле отражает кривизну пространства зарядов.
Система уравнений (1)-(4) выведена на основе математического аппарата тензорного анализа [4] и представлена в тензорной форме.
Рис. 1. Асинхронный электропривод с датчиками тока и напряжения статора и с идентификатором состояния построенным на основе тензорных уравнений.
В регулируемом асинхронном электроприводе, построеном на базе асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, управление как потоком, так и моментом осуществляется через статорную цепь. При этом ни одна из электромагнитных переменных, исключая напряжение питания, в общем случае не задана. Используя полученную систему уравнений, можно осуществить наиболее полный анализ процессов в электроприводе переменного тока.
В общем случае структура асинхронного электропривода, построенная по уравнениям (1)-(4), представлена на рис. 1. Настройка системы и определение масштабов динамических параметров осуществляется с использованием скользящих режимов. Повышение качества регулирования в асинхронном электроприводе, построенном по такой структуре обеспечивается тем, что учет динамических параметров дает адекватное описание электромагнитных и электромеханических процессов в асинхронном электродвигателе. Полученная структура асинхронного электропривода отличается от известных наличием дополнительного блока А4, предназначенного для восстановления динамических параметров двигателя. Реализация данного блока осуществляется с использованием скользящих режимов. Блок А1 выполняет функцию векторной ориентации и формирования векторных переменных двигателя, блок А2 - преобразователь, блок А3 - идентификатор, построенный по уравнениям (1)-(4).
Обобщенная методика преобразования тензорных уравнений электромагнитных
процессов в асинхронном электроприводе к векторной форме для случая различных
переменных входящих в тензорные уравнения осуществляется следующим образом:
(5) | |
(6) | |
(7) | |
(8) |
Различные варианты динамических моделей с ориентацией переменных относительно векторов тока статора, потокосцепления статора, потокосцепления ротора, напряжения статора и т. д. могут быть получено из (1)-(4) с помощью таблицы 1 и действий над тензорами известными из тензорного анализа по методике (5)-(8).
Один из вариантов уравнений электромагнитных процессов в асинхронном двигателе с учетом их нелинейного характера, выведенные с использованием методики приведенной выше, имеют следующий вид:
(9) | |
(10) | |
(11) | |
(12) | |
(13) | |
(14) | |
(15) | |
(16) | |
(17) |
где , , , .
По (9)-(17) осуществляется расчет статических и динамических режимов работы асинхронного двигателя с учетом нелинейного характера протекания электромагнитных процессов в нем. Система дифференциальных уравнений (9) - (17), выраженная через переменные в установившемся режиме преобразуется к виду, при котором обнуляются левые части выражений и дополнительные слагаемые учитывающие нелинейный характер процессов.
Углы между векторами напряжения статора, током статора и потокосцепления статора связаны между собой (рис. 2):
(18) |
где aў - угол между тока статора и вектором потокосцепления статора; bў - угол между тока статора и вектором напряжения статора; g - угол между вектором потокосцепления статора и вектором напряжения статора.
В режиме холостого хода двигателя (w = w0), в установившемся режиме, из уравнений (9)-(11) путем несложных преобразований можно получить
(19) |
то есть угол между вектором потокосцепления ротора и вектором напряжения при холостом ходе двигателя определяется только параметрами двигателя и выходной частотой преобразователя. В том же режиме модуль вектора потокосцепления статора и модуль вектора потокосцепления ротора связаны с модулем вектора напряжения соотношениями:
(20) | |
(21) |
(22) | |
(23) |
(24) | |
(25) | |
(26) | |
(27) |
Захаров Петр
Алексеевич, к. т. н., ст. преподавтель кафедры "Электрооборудование судов" Нижегородского государственного технического университета. В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Динамическая модель асинхронного электропривода". Адрес: 603600, ГСП-41, Нижний Новгород, ул. Минина, 24, НГТУ, Факультет автоматики и электромеханики. |
Захаров Алексей
Михайлович, к. т. н., доцент кафедры "Электропривод и автоматизация промышленных установок" Ивановского государственного энергетического университета. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование электропривода нитепрокладчика ткацких станков предназначенных для выработки тяжелых и технических тканей". Адрес: 153003, Иваново, ул. Рабфаковская, 34, ИГЭУ, Электромеханический факультет. |
Электротехника | №3, 2000 |