Донецкий Национальный Технический Университет
Плебух Сергей Леонидович
Тема диссертации: "Разработка системы автоматизированного управления шахтной калориферной установкой"
Руководитель: Гавриленко Б. В.
Специальность "Автоматизация технологических объектов и производств"
Код
Автореферат магистерской выпускной работы
Донецк-2002
Введение
На ш. Глубокой ш/у
“Донбасс” для подогрева атмосферного воздуха, подоваемого в шахту, используются воздухоподогреватели газовые смесительные, принцип действия которых основан на смешениии продуктов сгорания природного газа с воздухом.ВГС оборудаванно автоматикой пуска , безопасности и сигнализации , и выполненной приемущественно на элементах второго поколения . Автоматическое регулирование температуры в стволе осуществляется с помощью регулятора типа ТМ-8 в пределах работы одной установки . количество установок 8.
Таким образом, цель работы сводится к разработке системы
автоматизированного управления воздухонагревателями , которая решала бы вопросы автоматического поддержания требуемой температуры в стволе во всем расчетном диапозоне изменения темпрературы наружного воздуха.
1.
Анализ технологического процесса как объекта автоматизации. Требования к системе автоматизации.Разрабатываемая система автоматизации должна обладать всеми функциями ранее разработанной аппаратуры в дополнение к нововведенным .
Таким образом, система должна выполнять следующие функции
:Защитное отключение подачи газа к блоку горелок осуществляется в следующих случаях
:0,03 кПа
( прекращение подачи электроэнергии )
;порядок включения и отключения воздухоподогревателя должен быть выполнен согласно порядку , изложенному в паспорте на ВГС.
В существующей функциональной схеме заложен принцип стабилизации температуры в стволе по отклонению , т.е. введена замкнутая цепь воздействий . При этом контролируется температура смеси в соединительной канале . такое управление допустимо так как соотношении расхода воздуха , непосредственно поступающего в ствол, и воздуха , проходящего через воздухаподогревателей, остается постоянным при работающих установках ( т.е. при нормальном режиме работы ). Но на практике оказалось, что возникает ситуация, в которых необходимо перекрыть подачу воздуха через воздухоподогреватель ( например для ремонтных работ , не терпящих отлогательств ) , что приводит к перераспределению потоков воздуха и изменению коэффициента их соотношения. Последний фактор исключит возможность поддержания температуры в стволе на заданном уровне.
Для устранения изложенных недостатков предлагается контролировать непосредственно управляемую величину - температуру в стволе . что даст возможность учесть любые другие случайные возмущения на ряду с возмущением по изменению количества воздуха ,поступающего в ствол .
Структурная схема разрабытывается на основе построенной ранее функциональной схеме . Рассмотрим передаточные функции отдельных элементов, входящих в структурную схему (рис. 3.1)
В качестве исполнительного механизма принят механизм типа МЭО – 16/25-0,25Р с постоянной скоростью вращения
[2]. Согласно [1] передаточной функции указанного механизма является функция идеального интегратора :,
где постоянная времени интегрировании
: , сгде Трх – номинальное время полного хода выходного вала, Трх =25 с
;φ
им – полный ход выходного вала, φим = 0,25 об.Зависимость расхода топлива от угла поворота вала при использовании заслонки в качестве РО является не линейным . Для “ устранения” нелинейности предлагается апроксимировать нелинейную характеристику в виде кусочно – гладкой . Таким образом , нелинейная характеристика разобъется на участки с различными tgαi (рис. 3.2) [3]. После апроксимации зависимость расхода топлива от угла поворота вала выразиться уравнением :
,
где ВТ – расход топлива , м
3/с;α – σ
гол поворота вала заслонки, град;К
i – коэффициент пропорциональности:
Таким образом ,передаточная функция по каналу угол поворота заслонки – расход топлива примет вид безинерционного звена
.
Аналогично изложенному методу получим передаточную функцию по каналу расход топлива – выделившееся количества тепла
:,
где
- представляет низкую теплоту сгорания топлива, Дж/м3,К=35,6 * 10
6Дж/м3 .Для измерения температуры принимаем датчик терморезистивный типа ТСМ.
В связи с наличием защитного кожуха, датчик обладает инерционностью и описывается апериодическим звеном первого порядка
:,
где передаточный коэффициент
: , Ом/ 0Схарактеризует чувствительность датчика.
Для
“устранения” инерционности датчиков , последовательно с ними включены корректирующие устройства Wкор 1 и Wкор 2 , передаточная функция которых имеет вид [1]:
,
т.е. является пропорционально – дифференцирующим звеном.
Коэффициенты К1,К2,К3 и К4 введены для соглассовния статических и энергетических характеристик смежных элементов.
. Для оценки динамических свойств воздухоподогревателя совместно с каналом, соединяющий последний со стволом, как объекта уравнения воспользуемся уравнением теплового баланса; составленного без учета потерь в окружающую среду :
( 1 )
где
QT – теплота, выделившаяся при сгорании топлива, Вт;Q’
Н – теплота, вносимая наружным воздухом, Вт;QCM
количества тепла, поступающего в ствол через воздухоподогреватели, Вт;m -
масса обмуровки воздухоподогревателя, кг;Ср – теплоемкость обмуровки воздухоподогревателя, Дж/( кг
0С)T
об – температура стенки обмуровки , 0С .В уравнении (1) величина
усиливает аккумулирующую способность обмуровки воздухоподогревателя.
Так как до внесения возмущения в стационарном состоянии наблюдалось равенство тепловыделения при сжигании топлива, внесеннием тепла наружным воздухом и теплоотвода , то величина
(2)
Вычитая уравнение (2) из (1) и обозначив
,
находим :
( 3 )
Количества тепла , отданное смесью обмуровке при переходе из одного установившегося состояния в другое , выражается уравнением
:( 4 )
где
F – площадь поверхности обмуровании, м2 ;- коэффициент теплопередачи от смеси к стенкам обмуровки ,
С учетом ранее введеннего условного обозначения
:( 5 )
откуда
( 6 )
Подставляя выражение ( 6 ) в уравнение ( 3 ) получим
:
, ( 7 )
где
( 8 )
Преобразуя уравнение (7) по Лапласу, получаем передаточную функцию воздухоподогревателя как объекта системы управления
:( 9 )
В качестве входной величины используется изменение количества тепла, поступившего в воздухоподогреватель
, а выходной – количество тепла, внесенное нагретой смесью в ствол.Исследуемый объект обладает запаздыванием, которое обусловлено временем прохождения нагретой смеси по объекту до датчика температуры в стволе.
Таким образом, звено вохдухоподогреватель – соединительный канал является статистическим объектом с запаздыванием
:,
где
-время запаздывания, с.Инерционность объекта связана с аккумулирующей способностью обмуровки и составляет около 3-х минут (получена экспериментально).
В качестве закона регулирования принимается пропорционально-интегральный закон управления, который формируется совместно регулятором и исполнительным механизмом и имеет вид
:,
где Кр
–коэффициент пропорциональности;Ти
-постоянная времени интегрирования,с.Параметры настройки Кр и Ти определяются, например, из критерия модульного оптимума, изложенного в
[1].В заключении отметим, что в связи с переменной структурой параметра К
i РО, система должна быть самонастраивающейся, что легко осуществимо с применением цифровых вычислительных устройств.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1.Лукас В.А.
Теория автоматического управления : Учеб. Для вузов . – 2-е изд ., перераб. и доп.- М.: Недра, 1990 . – 416 с. : ил.2. справочник по наладки автоматических устройств контроля и регулирования
. – К.: Наукова Думка , 1976 . – Нестеренко А.Д. и др.3.
Идельчик И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям ,1960.