ВВЕДЕНИЕ

    Увеличение объема информации, поступающей в органы управления и непосредственно к руководителям, усложнение решаемых задач, необходимость учета большого числа взаимосвязанных факторов и быстро меняющейся обстановки требует использовать вычислительную технику в процессе принятия решений. В связи с этим появился новый класс систем - системы принятия решений (СПР).

Задачи, решаемые СПР, содержат большое количество неопределенностей. Последние принято разделять на три класса:

- неопределенности, связанные с неполнотой знаний о проблеме, по которой принимается решение;

- неопределенности из-за невозможности точного учета реакции окружающей среды на наши действия;

- неточное понимание целей лица, принимающего решения.
Системы поддержки принятия решений в процессе реализации человеко - машинных процедур:
1) помогают оценить ситуацию, выбрать критерии и определить их относительную важность;
2) генерируют возможные решения (сценарии действий);
3) дают оценку сценариям (решениям) и выбирают лучший;
4) обеспечивают постоянный обмен информацией об обстановке принимаемых решений и помагают согласовать групповые решения;
5) моделируют принимаемые решения (когда это возможно);
6) осуществляют динамический компьютерный анализ возможных последствий принимаемых решений;
7) ведут сбор данных о результатах реализаций принятых решений и осуществляют оценку результатов.
Системы поддержки принятия решений могут быть локальными и распределенными. 
Локальные СПР включают одну экспертную систему, установленную на одной вычислительной машине. В них отсутствует проблема обмена информацией. Эти системы помогают одному или небольшой группе специалистов оценивать обстановку и принимать решения.
Возможны следующие типы локальных СПР:
1) решение в автоматическом режиме принимает сама система, представляющая собой один узел. Такая система содержит ЭВМ, систему автоматического и/или ручного ввода информации и средства представления решения (возможно стандартные устройства вывода);
2) решение принимает специалист, имеющий в своем распоряжении СПР. Система может включать в себя экспертные системы, моделирующие программы, средства оценки принятых решений и т. д.
Распределенные СПР могут быть распределены пространственно и/или функционально. Первые состоят из локальных СПР, расположенных в связанных между собой узлах вычислительной сети, каждая из которых может независимо решать свои частные задачи. Однако, для решения общей проблемы ни одна из них не обладает достаточными знаниями, информацией и ресурсами. Общую проблему они могут решать только вместе, объединяя свои локальные возможности и согласовывая принятые частные решения. Функционально распределенные системы состоят из нескольких экспертных систем (или СПР), связанных между собой информационно и установленных на одной вычислительной машине, т.е. пространственно они сосредоточены. Распределенный подход поддержки принятия решений целесообразно использовать либо когда лица, принимающие решения, пространственно распределены, либо когда процесс принятия решений связан с высокой степенью функциональной специализации и когда имеют место оба эти случая.
Проблемы, решаемые в системах поддержки принятия решений, можно разделить на задачи с объективно и субъективно оцениваемыми результатами. Для задач с объективно оцениваемыми результатами может быть объективно определен факт их окончательного решения. В этих задачах в явном виде задан критерий, определяющий достижения цели. К ним относятся сложные комбинаторные задачи, различные игры с четкими правилами, задачи проектирования и т.д. Для задач с субъективно оцениваемыми результатами объективная оценка результата решения отсутствует и ее заменяют экспертные оценки, основанные на эвристических предположениях, т.е. качество решения основывается на субъективных оценках человека. К таким задачам относятся принятие экономических и политических решений, задачи медицинской диагностики и т.д.
Обстановку, в которой принимаются решения, можно подразделить на стабильную и экстремальную. В ходе принятия решений в стабильной обстановке лицо, принимающее решение, имеет достаточно времени для сбора и анализа данных и оценки принимаемых решений. Принятие решений в экстремальной ситуации характеризуется острым дефицитом времени и в большинстве случаев быстро меняющейся обстановкой. Задачи, решаемые в экстремальных ситуациях, можно разделить на ранее решавшиеся и уникальные. Однако, при решении аналогичных задач практически не бывает двух одинаковых чрезвычайных ситуаций. Поэтому вместе с использованием информации, хранящейся в базе данных, специалист должен вводить новую информацию, отображающую данную чрезвычайную ситуацию, корректировать значимость критериев и критериальные оценки значений физических параметров.


Анализ Список литературы

Домой