Как обещал, делюсь впечатлениями о прошедшей недавно
конференции “Управление предприятием: система мотивации персонала”. В роли
организаторов выступили консультационная фирма “ЛАУМ/B-I-R” и международная
консультационная компания “КПМГ”.
Долго говорить о том,
что такое мотивация по определению и зачем она нужна (в данном случае — на
работе), пожалуй, не стоит. Если в двух словах, то мотивация — это внутреннее
обоснование, необходимое для того, чтобы человек (в нашем случае — сотрудник
компании) сделал что-либо, причем качественно, в срок, да еще и с энтузиазмом, с
желанием научиться выполнять эту работу еще лучше... Сотрудника можно
мотивировать, то есть создавать у него мотивацию, и для этого компании должны
предпринимать определенные систематические и регулярные действия.
Перед тем как засесть за этот труд, я долго перебирал в
памяти различные фирмы, в которых работают мои бывшие коллеги, друзья, партнеры
и т. д., пытаясь вспомнить те из них, в которых система подкрепления мотивации
либо отсутствует напрочь, либо развита очень слабо (я имею в виду те
организации, в которых практически единственным мотивирующим фактором для
сотрудников является заработная плата). Поспрашивал знакомых и коллег о том,
что, собственно, мотивирует их к работе. Оказалось, все предсказуемо: во-первых,
зарплата, которая дает возможность или как-то, или неплохо жить, содержать
семью... Это, конечно, хорошо — для работодателя.
Но
дальше... Практически все признали, что если им предложат “побольше”, то они,
пожалуй, уйдут. Только “побольше” у всех было разное. И, конечно, при условии,
что работа будет перспективная, чтобы “не в дыру”, чтоб руководство было
“нормальное” и что-то еще в этом роде. Вот это для работодателя уже плохо
.
Тот мотивирующий фактор, что работа человеку интересна и
он узнает что-то новенькое, нередко может работать до поры до времени. А что
будет потом, когда для него вдруг все станет обыденностью? Аргумент, что у меня
просто “есть работа”, все реже оказывается веским — чай, времена далеко не
кризисные. Да и специалисты по рынку труда уже давным-давно отметили, что народ
стал совершенно нормально относиться к перемене мест. Безусловно, есть люди,
которые волею судеб оказались “запертыми” на своем рабочем месте, но это тема
для отдельного разговора.
Эти рассуждения я привожу на тот
случай, если читателю до сих пор не ясно, зачем иные компании (которых сейчас
становится все больше) тратят столько времени и средств на разработку и
поддержание в действенном состоянии системы мотивации своего персонала. Жалко
ведь терять ценных сотрудников, в которых были вложены какие-то средства, да
которые еще и прибыль компании приносили (или вот-вот могли начать
приносить).
Думаю, теперь большинству ясно, что вопрос
мотивации — сложный, важный и нужный. А сейчас пора перейти к главному и кратко
познакомить вас с выступлениями авторитетных докладчиков. Если кто из вас
обнаружит для себя нечто новое — прекрасно. Если нет — тоже неплохо, поскольку в
этом случае можно будет сделать вывод, что вы в достаточной степени подкованы в
этом вопросе, как теоретически, так и практически.
Система мотивации должна быть системой
Компенсационный пакет и налоги
Компенсационный пакет и правовые аспекты его предоставления
"Образование и Бизнес" № 41
(65)
15 ноября 2000 года