[Главная] | [Ссылки] | [Электронная библиотека] |
Тема диссертации: | Экономико математическое моделирование маркетинговой деятельности предприятия |
Руководитель: | к.т.н. Дацун Н.Н. |
Автор: | Спивак Ю.Е. |
Кафедра: | Прикладная математика и информатика |
Специальность: | Информационные системы в менеджменте |
Общая характеристика работыАктуальность темыПочему можно говоpить об эффективности пpименения методов моделиpования в области маркетинга? Во-пеpвых, экономические объекты pазличного уpовня (начиная с уpовня пpостого пpедпpиятия и кончая макpоуpовнем - экономикой стpаны или даже миpовой экономикой) можно pассматpивать с позиций системного подхода. Во-втоpых, такие хаpактеpистики поведения экономических систем:
Целью данной работы является создание комплексной экономико-математической модели, целиком охватывающей маркетинговую деятельность предприятия.
Цели и задачи исследования
Научная новизна Рассматриваемый рынок трех фирм является олигополистическем и изолированным, т.е. модель не рассматривает какие-либо внешние воздействия на него С одной стороны это можно рассматривать как недостаток, но с другой - при моделировании деятельности двух фирм мы получаем абсолютно четкую картину о внешней среде третьей.
Практическое значение и реализация полученных результатов
Особенности экономико-математического моделирования в области маркетинга в основном определяются задачами и функциями этой сферы деятельности предприятий и фирм в условиях рыночной экономики. В настоящее время не существует общепринятого определения маркетинга. Он рассматривается как система взглядов, как функция координации различных аспектов коммерческой деятельности, как философия бизнеса, как процесс балансирования спроса и предложения и т. д. Например, многие специалисты определяют маркетинг как функцию администрации фирмы, состоящую в организации и управлении всем комплексом деловой деятельности, связанной с выявлением и превращением покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар или услугу, а также с доведением данного товара или данной услуги до конечного потребителя, с тем чтобы обеспечить получение намеченной фирмой прибыли или достижение иных целей. Перед маркетингом как рыночной концепцией управления стоят следующие задачи:
Обобщенная модель платежеспособного спроса |
Фактор | Краткое название | |
F1 | Количество покупателей с низким уровнем дохода (для физических или) или прибыли (выручки, оборотных средств, капитальных вложении, текущих материальных затрат или накоплений) (для юридических лиц) | Пок-ли "А" |
F2 | Количество покупателей со низким уровнем дохода (для физических или) или прибыли (выручки, оборотных средств, капитальных вложении, текущих материальных затрат или накоплений) (для юридических лиц) | Пок-ли "Б" |
F3 | Количество покупателей с высоким уровнем дохода (для физических или) или прибыли (выручки, оборотных средств, капитальных вложении, текущих материальных затрат или накоплений) (для юридических лиц) | Пок-ли "В" |
F4 | Доход (прибыль и т. п.) покупателей категории "А" | Доход "А" |
F5 | Доход (прибыль и т. п.) покупателей категории "Б" | Доход "Б" |
F6 | Доход (прибыль и т. п.) покупателей категории "В" | Доход "В" |
F7 | Доход (прибыль и т. п.), который покупатели "A" готовы расходовать на товары данной группы (в долях ед.) | Доля "А" |
F8 | Доход (прибыль и т. п.), который покупатели "А" гото-вы расходовать на конкретный товар из расходов на товары данной группы (в долях ед.) | Доля "Ат" |
F9 | Доход (прибыль и т. п.), который покупатели "Б" готовы расходовать на товары данной группы (в долях ед.) | Доля "Б" |
F10 | Доход (прибыль и т. п.), который покупатели "Б" гото-вы расходовать на конкретный товар из расходов на товары данной группы (в долях ед.) | Доля "Бт" |
F11 | Доход (прибыль и т. п.), который покупатели "В" готовы расходовать на товары данной группы (в долях ед.) | Доля "В" |
F12 | Доход (прибыль и т. п.), который покупатели "В" гото-вы расходовать на конкретный товар из расходов на товары данной группы (в долях ед.) | Доля "Вт" |
F13 | Совокупный платежеспособный спрос на данный товар, занятый конкурентами, или степень неосведомленности покупателей об этом товаре (в долях ед.). При выходе на новый сектор рынка или с новой модификацией товара можно считать, что данный фактор лежит в пределах от 0,9 до 1,0 | Конкуренты |
F14 | Количество товара (в натуральном выражении), которое может быть реализовано вне рынка или по гарантированным договорам | Вне рынка |
F15 | Качество предлагаемого для продажи товара сравнительно с аналогичным товаром у конкурентов (в долях ед.) | Качество |
F16 | Инфляция (в процентах) | Инфляция |
F17 | Рост покупательной способности (в процентах) | Покуп. сп |
F18 | Вероятность, что однажды услышавший рекламу потенциальный покупатель станет реальным покупателем хотя бы единицы товара | Эф.рекл. |
F19 | Количество покупателей, охватываемых одним рекламным объявлением | Эф.объявл. |
P1 | Отпускная цена товара (являющаяся одновременно ценой для потребителя) | Цена |
P2 | Цена конкурента (для потребителя) | Ц.Конкур |
P3 | Оплата труда на единицу товара в денежном выражении | Труд |
P4 | Материальные затраты на единицу продукции в денежном выражении (без ТЭР) на единицу товара в денежном выражении | Материалы |
P5 | Затраты топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на единицу товара в денежном выражении | ТЭР |
P6 | Амортизационные отчисления на единицу товара | Амортизация |
P7 | Прочие расходы на единицу товара в денежном выражении | Накладные |
P8 | Налоги на единицу товара в денежном выражении | Налоги |
P9 | Суммарные затраты на рекламу | Затр. Рек |
P10 | Стоимость одного рекламного объявления | Ст. Объявл |
P11 | Потери в себестоимости на единицу продукции при хранении, %. Например: аккумулятор при хранении в течение 6 месяцев теряет свои качества на 15%. Если продукт не подлежит хранению, то данный показатель полагается равным 100% (или 0. В этом случае показа-тель игнорируется) | П. Хран. % |
P12 | Издержки на хранение единицы товара в течение пред-полагаемого времени хранения при нереализации това-ра. Например: если единица товара занимает на складе 0,7 м2, его придется хранить (в случае нереализации на рынке) 1 месяц и арендная плат в месяц составляет X руб. за 1 м, то издержки за хранение = X * 0,7 руб. | Изд. Хран |
P13 | Потери от замораживания оборотных средств. Данный показатель полагается равным либо средней ставке банков-ского процента по срочным вкладам, приведенной к сроку, в течение которого придется хранить товар в случае его нереализации на рынке, либо аналогичной ставке в банке, в котором у вас открыт счет. Например, если банк дает 15% годовых, а товар придется хранить 6 месяцев, то дан-ный показатель полагается равным 15/2 = 7,5% | З. Об. Ср. |
P14 | Размер неплатежей у покупателей категории "А" в долях ед. к доходу (прибыли, выручке и т. п.). Показатель может иметь значения в пределах от 0 (если нет неплатежей) до 1 (при полном отсутствии платежей) | Анеплатежи |
P15 | Размер недекларированного дохода (прибыли, выручки и т. п.) у покупателей категории "А" в долях ед. Показатель может иметь значение 0 (если нет недекларированных доходов) или любое положительное значение, в том числе и превосходящее единицу. Если показатель больше 1, то недекларированный доход превосходит декла-рированный в соответствующей пропорции | Анед.Доход |
P16 | Размер неплатежей у покупателей категории "Б" в долях :ед. к доходу (прибыли, выручке и т. п.). Показатель может иметь значения в пределах от 0 (если нет неплатежей) до 1 (при полном отсутствии платежей | Бнеплатежи |
P17 | Размер недекларированного дохода (прибыли, выручки и т. п.) у покупателей категории "Б" в долях ед. Показатель может иметь значение 0 (если нет недекларированных доходов) или любое положительное значение, в том числе и превосходящее единицу. Если показатель больше 1, то недекларированный доход превосходит декларированный в соответствующей пропорции | Бнед.Доход |
P18 | Размер неплатежей у покупателей категории "В" в долях ед. к доходу (прибыли, выручке и т. п.). Показатель может иметь значения в пределах от 0 (если нет неплатежей) до 1 (при полном отсутствии платежей) | Внеплатежи |
P19 | Размер недекларированного дохода (прибыли, выручкии т. п.) у покупателей категории "В" в долях ед. Показатель может иметь значение 0 (если нет недекларированных доходов) или любое положительное значение, в том числе и превосходящее единицу. Если показатель больше 1, то недекларированный доход превосходит декларированный в соответствующей пропорции | ВнедДоход |
Имитационные модели платежеспособного спроса: А = F1 * F4 * F7 * F8 * (1 - Р14 + Р15) - сумма, которую покупатели "А" готовы заплатить за товар, с учетом неплатежей и недекларированного дохода; В = F2 * F5 * F9 * F10 * (1 - Р16 + Р17) - сумма, которую покупатели "Б" готовы заплатить за товар, с учетом неплатежей и недекларированного дохода; С = F3 * F6 * F11 * F12 * (1 - Р18 + Р19) - сумма, которую покупатели "В" готовы заплатить за товар, с учетом неплатежей и недекларированного дохода; D = (А + В + С) * (100 + F16)/(100 + F17) - сумма, которую покупатели всех категорий готовы заплатить за товар вам и вашим конкурентам; скорректированный с учетом ожидаемого соотношения темпов роста покупательной способности и инфляции; Е = F13 * Р1/Р2 - сумма, которую получают конкуренты, с учетом :соотношений вашей цены и цены конкурента; G = D * (1 - Е)/Р1 - количество товара в натуральных единицах, которое можно реализовать на рынке; H = F18*F19*Р9/Р10 - количество покупателей, равное количеству единиц товара (в предположении, что один покупатель берет единицу товара, которых можно привлечь с мощью рекламы; Z = min{G, V} - потенциальный объем продаж, равный меньшей из величин: потенциальной емкости рынка (G) и количества покупателей (единиц товара), которых может привлечь реклама (V). Иными словами, потенциальный спрос определяется доходами и структурой потребления, а реальный - рекламой, но в пределах потенциального спроса; FA1 = Z * F15 + F14 - платежеспособный спрос, скорректированный с учетом качества товара (F15) и увеличенный на реализацию вне рынка (F14); S = РЗ + Р4 + Р5 + Р6 + Р7 + Р8 + F9/FA1 - себестоимость с учетом реализации вне рынка; S = S * (РП + Р13)/100 + Р12 - доля себестоимости, теряемая в процессе хранения, затраты на хранение и издержки от замораживания оборотных средств. FA1 = Z * F15 - платежеспособный спрос, скорректированный с учетом качества товара (F15), при этом возможности реализации вне рынка не учитываются, так как при недостатке товара в этом отпадает необходимость; Т = РЗ + Р4 + Р5 + Р6 + Р7 + Р8 + F9/FA2 - себестоимость без учета реализации вне рынка; Т = Т * (РП + Р13)/100 + Р12 - доля себестоимости, теряемая в процессе хранения, затраты на хранение и издержки от замораживания оборотных средств. PL - искомый оптимальный объем поставки товара на рынок в натуральном выражении ("Утверждаемый показатель"). Риск завышения = M{S * (PL - FA1)}, где М - знак математического ожидания. Риск завышения заключается в том, что не весь поставленный на рынок товар найдет спрос. Если товар не подлежит хранению, то риск количественно выражается себестоимостью произведенной, но не реализованной продукции. Если же товар может храниться, то риск завышения выражается потерями в стоимости товара в процессе хранения, затратах на хранение и потерях от замораживания средств, вложенных в нереализованный товар. Риск занижения = М{(Р1 - Т) * (FA2 - PL)}, где М - знак математического ожидания. Риск занижения заключается в том, что спрос будет больше количества товара, предлагаемого для продажи, в связи с чем будет иметь место упущенная прибыль. Ожидаемый размер упущенной прибыли является количественным выражением риска занижения.
Расчетные показатели: (Р1 - S) * PL - прибыль; S * PL - затраты; G - емкость рынка; Н - привлечено рекламой; Р1 * PL - выручка. Заметим, что приводимая здесь модель является неполной. В оригинале магистрской работы рассматривается модель рынка состоящего из 3-х фирм, моделируется процесс ценообразования, детально расписано моделирование рекламной деятельности предприятия, моделируется формирование потребительских предпочтений, т.е. переход потребителя от одного производителя к другому в соответствии с отношением цена/качество. |