Вашему вниманию предлагается статьи из журнала "Компьютерное обозрение" №14 (333) 10-16 апреля 2002 г. В полном объеме статьи можно прочитать на сайте журнала www.itc.ua
История IP-телефонии на сегодняшний деньнасчитывает около восьми лет. Отправная точка развития этой технологии - начало 1995 г., когда компания VocalTec выпустила первую программу, с помощью которой пользователи двух мультимедийных компьютеров, оснащенных микрофонами и динамиками, могли организовать между собой переговоры. Собственно основным приимуществом решений на базе VoIP является не создание голосового канала между персональными компьютерами, а именнно способность пересылки голосового трафика по сетям передачи данных, работающим на базе протокола IP. Ведь при этом используется весьма доступная среда, а инфраструктура Internet, развиваясь стремительными темпами, к тому времени уже справлялась с таким ресурсоемким приложением, как голосовая связь.
Правда, надо признать, что новой технологии на первых порах пришлось непросто: она прокладывала себе дорогу "сквозь терни" Всемирной Сети, преодолевая многочисленные проблеммы. И одна из самых сложных среди них, лежащая в основе самой организации Internet, - независимый характер движения пакетов между узлами.
Дело в том, что после оцивровки поток голосовых данных разбивается на отдельные пакеты, которые пересылаются между двумя компьютерами по произвольным маршрутам. Из-за этого в пункт назначения пакеты приходят в разные временные, и при их сборке и восстановлении в режиме реального времени обратно в аналоговую форму может наблюдаться значительное искажение голоса либо просто выпадение отдельных участков разговора. Целый год понадобился разработчикам для достижения такого качества передачи, при котором разговор двух людей, организованный с помощью IP-телефонии, не вызывал бы у них неприятных ощущений. Причем совершенствование шло сразу по нескольким направлениям.
Прежде всего специалисты поработали над алгоритмами голосовых кодеков и особенно над их устойчивостью к выпадению или несвоевременному прибытию (что в данном случае одно и тоже) некоторых пакетов. Кроме того, за счеткомпрессии пауз в речи между отдельными словами и предложениями, а также связанных с дыханием человека, оказалось возможным значительно сократить объем передаваемой информации.
Исследования в этой области продолжаются и в настоящее время, но именно успехи достигнутые на раннем этапе развития IP-телефонии, позволили добиться удовлетворительной разборчивой речи. А это, в свою очередь, послужило залогом последующего широкого распространения данной технологии.
Обеспечение качества связанно и с эффектами задержек, возникающими при передаче голоса по IP-сети. Человек их не замечает, если они не привышают 250 мс. Сегодня продукты IP-телефонии удовлетворяют такому требованию, и в худшем варианте разговор напоминает случай, когда соединение происходит с помощью спутникового канала. Но совершенствование технологии продолжатся как за счет доводки характеристик IP-шлюзов, так и путем использования аппаратуры для построения инфраструктуры Internet, использующей резервирование полосы пропускания (Reservation Protocol - RSVP) для этого типа трафика.
Следующая важная веха в истории IP-телефонии связана уже с названием двух известных кампаний. В марте 1996 г. VocalTec объявила о начале совместной разработки с Dialogic, входящей ныне в состав корпорации Intel. Этот проект по выпуску первого шлюза для IP-телефонии открыл для нее новые горизонты и поднял технологию на качественно иной уровень. Поэтому мы остановимся подробнее на предложенной данными компаниями архитектуре...
Копьютерно-телефонная интеграция (CTI, Computer Telephony Integration) более известна отечественному читателю как технология компьютерной телфонии. Ее не нужно путать с IP-телефонией: если под IP-телефонией понимается технология, позволяющая использовать Internet или любую другую IP-сеть в качестве средства организации и ведения международных и междугородных телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального времени, то технология CTI изначально представлялась как возможность превлечения компьютерного интелекта для управления компьютерными звонками и организации примитивных сервисов.
В дальнейшем к понятию CTI стали относить все те технологические аспекты и технические решения, в которых интеграция "классических" компьютерных и телефонных технологий позволила максимально использовать совершенство стандартов обработки сообщений, гибкость, совместимость, удобство интерфейса компьютерных систем и возможность управления телефонными соединениями (комутация и маршрутизация вызовов), а также доступность и простоту привычного нам телефона в качестве терминала для общения с компьютерным миром.
Отдельного внимания заслуживает еще одно достоинство CTI - ее открытость. Максимальная совместимость систем и компонентов, легкость модификации и расширения достигается при четком исполнении существующих стандартов. Основным компонентом CTI являются "голосовые платы". Их главная задача - обеспечить голосовое взаимодействие с абонентом и адекватно отреагировать на нажатие пользователем клавиши тонального телефона, для чего необходимо оцифровать, сжать, а для выходящего сообщения - декодировать и воспроизвести речь. Само собой разумеется, что без функций набора номера, мониторинга состояния линии телефонное соединение не произойдет, да и процессор не должен отвлекаться на эти задачи, т.е. они должны выполняться на аппаратном уровне. Сердцем каждой из таких плат является DSP - процессор. Другим обязательным компонентом CTI системы стали комутационные платы., предназначеные как для внутреннего перераспределения проводного ресурса, так и для организаций конференций в рамках подключенных к одной системе телефонных линий....
В полном объеме статьи можно почитать по адресу http://www.itc.ua