Главная страница

УДК 551.735:477.

К ВОПРОСУ О НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДАХ СТРАТИФИКАЦИИ

КАМЕННОУГОЛЬНЫХ ОТЛОЖЕИЙ СЕВЕРНОЙ ОКРАИНЫ ДОНБАССА

Канд. геол. - мин. наук В.М.Яновский, Е.П.Бахтарова,

ст. гр. ГР-97 А.Н. Хромов (ДонГТУ, Донецк, Украина)

Северная окраина Донбасса - это условно выделенный район (переходная зона) между складчатым Донбассом и южным крылом Воронежской антеклизы (Старобельско-Миллеровской моноклиналью). Карбон этого района залегает под мощными мезо-кайнозойскими отложениями и вскрыт буровыми скважинами. Субплатформенный разрез каменноугольных отложений северной окраины Донецкого бассейна имеет неповторимый облик, отличающий его от карбона соседних районов (центрального Донбасса и Воронежской антеклизы). Учитывая специфику этих отложений, В.Н.Тихий выделил особый тип разреза - "воронежский карбон" [1].

Основная цель проведенных нами исследований - определение возможного использования геохимических и палеонтологических критериев для стратиграфического расчленения и корреляции разрезов каменноугольных отложений при глубинном геологическом картировании. Исходными материалами послужили данные по 18 глубоким скважинам картировочного бурения в пределах северной окраины Дон6асса (так называемая Беловодская площадь, Луганская область). В разрезах скважин присутствуют породы нижнего отдела каменноугольной системы (полный разрез) и большая часть среднекаменноугольных отложений (до свиты С25 включительно). Из скважин отбирались пробы с интервалом 2 м отдельно по каждому типу пород и анализировались спектральным полуколичественным методом в лаборатории Луганской ГРЭ. Общее количество использованных проб 5690, химических элементов - 18. Для проб устанавливались также спектры фауны и водорослей. Полученные данные обрабатывались с использованием математических методов компьютерных технологий. Для сопоставления основных геохимических особенностей каменноугольных отложений Беловодской площади с отложениями центральной части Донбасса были задействованы 2624 геохимических проб, отобранных в Донецко-Макеевском районе (свиты С23 - С24).

Статистическая обработка результатов спектрального анализа разрезов каменноугольных отложений Беловодской площади позволила установить общий характер концентрирования химических элементов в различных литотипах, а также сравнить полученные данные с аналогичными сведениями по Донецко-Макеевскому району. Коэффициенты концентрации рассчитаны нормированием по кларкам К.Таркяна и К.Ведеполя [2].

В целом в породах Беловодской площади отмечается повышенное, по сравнению с кларковым, содержание многих сидерофильных и халькофильных химических элементов: скандий, кобальт, никель, медь, цинк, мышьяк, олово, свинец. Наибольшее концентрирование (в 18 - 40 раз выше кларковых) характерно для никеля, меди, мышьяка. Основными концентраторами являются терригенные породы - песчаники и алевролиты

Для Донецко-Макеевского района спектр элементов, характеризующихся повышенным содержанием в породах, значительно шире. В частности, к числу накапливающихся принадлежит литий, ртуть, германий, вольфрам. Резко повышены также содержания молибдена, превышающие кларковые в 32 раза и выше. Причем в Донецко-Макеевском районе концентратором большинства химических элементов выступают, помимо терригенных образований, также известняки. Содержания молибдена в них повышены по сравнению с кларковыми в 247 раз, кобальта - в 99 раз, германия - в 44 раза.

Обращает внимание "стерильность" в отношении концентраций примесных элементов глинистых пород - аргиллитов. В них, в отличие от отложений Донбасса и сопредельных территорий, накапливаются только мышьяк, германий и молибден.

Для Беловодской площади характерны халько-сидерофильные ассоциации химических элементов в породах (элементы, входящие в одну ассоциацию характеризуются синхронным повышением или снижением концентраций). В терригенных породах обычны ассоциации типа: Ca-Ni-Cu-Ga-Sn-(Zn); W-Bi-Pb-As-(Ag). Для известняков характерна ассоциация элементов : Ga-Sn-Bi-Pb-W. Для сравнения, в каменноугольных отложениях Донецко-Макеевского района, чаще присутствует халькофильная ассоциация типа: Sn-Ge-Zn-(Ag, Hg).

Разграничение разрезов скважин по геохимическим данным по методике "поиска границ" [3] с помощью программы WOGRAN производилось для наиболее глубоких скважин Беловодской площади. Полученные при разграничении интервалы разрезов с большой вероятностью могут представлять собой отдельные стратиграфические подразделения (ярусы, свиты, горизонты). Во избежание разграничения по чисто литологическим параметрам, обработка производилась раздельно по трем типам осадков: а) известнякам; б) песчаникам и алевролитам, обладающим сходным накоплением химических элементов; в) аргиллитам.

При разграничении разрезов скважин использованы также спектры фауны и водорослей, обработанные программой WOGRAN по той же методике, что и геохимическая информация.

Выявленные границы сопоставлены со стратификацией по существующей для данной территории стратиграфической схемы. Результаты разграничения по двум наиболее представительным скважинам комментируются ниже.

Скв. 91. Глубина скважины свыше 1200 м. Основные выводы:

  1. Граница между турнейским и визейским ярусами устанавливается однозначно по всем методам (глубина 1120 м).
  2. Граница между визейским и серпуховским ярусами также устанавливается с незначительным расхождением разными методами (глубина 990-1010м).
  3. Геохимическая граница на глубине 710 м фиксирует кровлю карбонатной толщи. В пределах кровли встречены и последние кораллы заведомо башкирского возраста. Сама карбонатная толща (от глубины 710 м до глубины 760 м), четко ограниченная по геохимическим данным, входит в так называемый, стрельцовский горизонт. Характерной особенностью данного горизонта является наличие в его основании оолитовых известняков. Во время накопления осадков стрельцовского горизонта наблюдалось массовое исчезновение раннекаменноугольной фауны.
  4. В пределах башкирского яруса зафиксированы по геохимическим данным границы отдельных свит: четко - подошва свиты С22 на глубине 580 - 590 м; менее четко - подошва свиты С24 на глубине 310 - 340 м.
  5. Выделяющаяся по геохимическим данным граница на глубине 920 м не имеет определенной стратиграфической привязки. Она отражает, очевидно, положение кровли нижнего подъяруса башкирского яруса.

Скв.31. Глубина - свыше 1700 м. Основные выводы:

  1. Устанавливаются однозначно: граница между турнейским и визейским ярусами (глубина 1600 м); граница между серпуховским и башкирским ярусами (глубина 1090 м).
  2. Четко по геохимическим и фаунистическим данным фиксируется стрельцовский горизонт карбонатных осадков в основании башкирского яруса (глубина 975 - 1090 м).
  3. Довольно определенно (преимущественно по геохимическим особенностям известняков) устанавливаются пределы подъярусов в нижнем отделе каменноугольной системы: а) на глубине 1280 м - граница подъярусов серпуховского яруса С1s(a+b) и C1s(c+d); б) на глубине 1450 м - граница подъярусов визейского яруса C1v(e+f) (средневизейский подъярус) и C1v(g) (новобельский горизонт); в) на глубине 1610 м разграничиваются по геохимическим особенностям карбонатных пород отложения турнейского яруса на два подъяруса - C1t( c ) и C1t( d ) (шуриновский горизонт).
  4. В пределах башкирского яруса в основном по геохимическим особенностям песчаников и алевролитов устанавливаются пределы различных свит: на глубине 560 м - граница свит С23 - С24; на глубине 400 м - граница свит С24 - С25; на глубине 210 м по геохимическим особенностям известняков зафиксирована кровля свиты С25.

Ввиду того, что значительное число геохимических границ имеют определенную стратиграфическую привязку, сделана предварительная попытка подбора геохимических эталонов по некоторым сопредельным стратиграфическим подразделениям. Для подбора эталонов и анализа передела их сходства-отличия использовались геохимические пробы по скв.91, принадлежащие: башкирскому ярусу (70 проб, интервал глубин 580-720 м); серпуховскому ярусу (135 проб, интервал глубин 720-990м); визейскому ярусу (65 проб, интервал глубин 990-1120 м); турнейскому ярусу (30 проб, глубина 1120-1200 м).

Попарное сравнение эталонных совокупностей проб по соседствующим геохимическим интервалам осуществлялось программой PACPOZN.

Результаты попарного распознавания эталонов на уровне ярусов каменноугольной системы приведены ниже. Хорошо подобрана пара эталонов из совокупностей проб башкирского и серпуховского ярусов - 85,7 и 95,6 процентов верно распознанных проб. Для других пар распознавание не столь четко. В частности, не совсем корректны эталоны из проб, принадлежащих породам визейского и турнейского ярусов, где процент верно диагностированных проб падает до значения 53,3 - 52,3. Очевидно, необходим более строгий подбор эталонов, их неоднократная проверка на чистоту. После получения качественных эталонов появляется принципиальная возможность корреляции разрезов соседних скважин по геохимическим показателям - содержаниям химических элементов в слагающих данные разрезы породах.

Сопоставляемые интервалы

Процент верно распознанных проб

C2b

C1s

C1v

C1t

C1b-C1s

85,7

95,6

-

-

C1s-C1v

-

95,6

52,3

-

C1v-C1t

-

-

86,2

53,3

Выводы

  1. В целом, различные породы каменноугольных отложения Беловодской площади не характеризуются четко выраженными индивидуальными особенностями.
  2. Резко доминирует халько-сидерофильная группа химических элементов: кобальт, никель, медь, гелий, олово, цинк. Содержания всех указанных элементов повышены в песчаниках и алевролитах в три и более раза по сравнению с кларковыми.
  3. Разграничения по геохимическим особенностям осадков и спектрам фауны и водорослей в основном совпадают (скв.31, см. рис.2).
  4. Разграничения разрезов скважин, полученных математическими методами, в основном соответствуют принятым вариантам стратиграфического расчленения, в том числе и биостратиграфическими методами. Однако геохимических разграничений несколько больше и не все они поддаются однозначной геологической интерпретации. В ряде случаев геохимические границы по отношению к соответствующим стратиграфическим разграничениям несколько смещены. Обычно смещение геохимических границ наблюдается вверх по разрезу на 20-30 м. Данное явление можно объяснить тем, что органика, по которой производится стратиграфическое расчленение, более чутко и быстро реагирует на изменение палеогеографических условий, а формирование геохимических особенностей ландшафтов и бассейнов осадконакопления занимает более длительное время.
  5. Попытка подбора геохимических эталонов для распознавания отдельных стратиграфических подразделений показывает, что в принципе такое сопоставление возможно после совершенствования методики подбора и чистки эталонов.

В дальнейшем можно рекомендовать следующие направления исследований по привлечению геохимических данных из разрезов скважин каменноугольных отложений для более эффективных стратиграфических построений при глубинном геологическом картировании:

  1. Разработка региональных кларков химических элементов, что позволило бы уточнить коэффициенты их концентраций и сделать геохимические построения более корректными.
  2. Установление информативных, с точки зрения стратиграфического расчленения разрезов, ассоциаций химических элементов.
  3. Комплексирование геохимической, палеонтологической и другой информации по разрезам с обработкой всей совокупности данных по компьютерным технологиям.

Библиографический указатель

  1. Тихий В.Н. Стратиграфия и фации карбона северо-восточных окраин Днепровско-Донецкой впадины // Большой Донбасс. - М.-Л.: Горнолиздат, 1941. - с. 130-164.
  2. Краткий справочник по геохимии / Г.В.Войткевич, А.Е.Мирошников, А.С.Поваренных и др. - М.: Недра, 1977. - 184 с.
  3. Родионов Д.А. Статистические методы разграничения геологических объектов по комплексу признаков. М.: Недра, 1968. - 158 с.