Назад | На главную |
УДК 622.283.2
ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ АВАРИЯ - РЕЗУЛЬТАТ ФИЗИЧЕСКОГО, ХИМИЧЕСКОГО И ЯДЕРНОГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ВЗРЫВОВ
По данным бывшего заведующего лабораторией исследования ядерного топлива 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС сотрудника Курчатовского института К.П. Чечерова [1; 2] авария - катастрофа планетарного значения, происшедшая на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г. в 1 ч. 39 мин., была вызвана последовательным возникновением и развитием трех видов взрывов: физического, химического и ядерного.
Сценарий аварии примерно таков.
Проводился эксперимент с плановой продолжительностью 4 ч.
Целью эксперимента было определить за сколько времени можно переключить питание насосов без ущерба работе атомного реактора. Эта ситуация и моделировалась (как оказалось - оно не должно превышать 35 с.).
Предусматривалось отключение системы аварийного охлаждения реактора (СА-ОР). Эксперимент начался в 1 ч. 23 мин. 04 с. Подачу пара на турбину прекратили и она стала тормозиться.
Для поднятия мощности из активной зоны экстренно извлекли стержни-поглотители нейтронов.
Подача воды упала, т.к. отключились четыре циркуляционных насоса. Учитывая, что вода не только охлаждает активную зону, но и поглощает нейтроны, почти мгновенно последовал рост числа нейтронов. Вода закипела внизу активной зоны, превращаясь в пар высокого давления. По трубам пошел пар. Поистине драматическая ситуация: с одной стороны из-за сильного роста числа нейтронов усилилось выделение тепла, а с другой - из-за вскипания воды практически не было охлаждения активной зоны. Под давлением перегретого пара происходит разрушение трубопроводов, а также строительных конструкций, кровли машинного зала, тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) и оборудования активной зоны.
В результате взаимодействия горячих ядерных и конструкционных материалов с водяным паром образуется водород. Получившаяся гремучая смесь, как известно, пожаро- и взрывоопасна. Под действием раскаленных предметов она взорвалась с большой силой. Взрыв привел к дополнительным разрушениям строительных конструкций, трубопроводов и кровли машинного зала реактора.
Возникшая в результате этого суммарная тяга вверх почти в полтора раза превысила массу верхней крышки реактора и активной зоны с общей массой около 5000 т. Естественно вся эта махина поднимается вверх, причем не строго вертикально, а наискось. При подъеме реактора рвутся последние трубопроводы и охлаждение активной зоны вообще прекращается. Она полностью обезвожена и тогда начинается разгон цепной реакции. Итог - ядерный взрыв под крышей четвертого энергоблока. Так как активная зона практически была раскрыта в отличие от атомной бомбы (давление в ней было равно близко атмосферному), взрыв получился маломощным - по разным оценкам от 3:4 до 34 т троти-лового эквивалента.
Это означает, что не разрушенные ТВЭЛы (почти 190 т) с остальным топливом взорвались наверху (часть ТВЭЛов разрушилось, топливо из них (примерно 10%) было увлечено потоком плазмы вниз).
Радиоактивные частицы, образовавшиеся во взрыве, представляли из себя раскаленную пыль. Поднявшись на большие высоты она "размазалась" в огромном объеме мирового воздушного океана и выпадать теперь будет крайне медленно, причем довольно равномерно на всей площади земли. Процесс может затянуться даже на десятилетия. Измерять концентрации этих осадков бессмысленно, т.к. они ниже любых предельно допустимых норм.
Выходит, что природа, к счастью, сама справилась с наиболее страшным последствием катастрофы. Почти справилась.
1 Чечеров К.П. Пора признать: взрыв был ядерным // Техника молодежи. - 1997. - № 10. - с. 2-4.
2 Сидоренко А. Саркофаг просит убежища // Техника молодежи. - 1990. - № 6. - с. 8-10.
Назад | На главную |