ИСКОПАЕМЫЕ ТРИЛЛИОНЫ

В недрах Донбасса лежит $ 1, 5 трлн., однако доставать их на поверхность пока не торопятся

Очень несправедливый миф о том, что Земля Донбасса ценна только каменным углем, уже давно пора было разрушить. Уже несколько десятилетий хорошо известно, что в недрах Донецкой области хранится более половины элементов периодической системы Менделеева.

По данным профессора кафедры разведки месторождений полезных ископаемых ДонГТУ Бориса Панова, запасы минерального сырья Украины можно оценить в $ 7, 5 трлн., Донецкой области - в $ 1, 5 трлн.

То есть стоимость только разведанных запасов в пересчете на душу населения Украины составляет $ 150 тыс., а в Донецкой области этот показатель выше примерно в два раза.

Однако пока эти богатства, за некоторыми исключениями, не востребованы. "Ископаемые триллионы" остаются лежать в нашей земле, что называется, "мертвым грузом", а инвестиции, которые предполагается привлечь для их разработки, существуют лишь на бумаге в различных правительственных и региональных программах.

Между тем промышленное освоение недр Донбасса могло бы не только обеспечить сырьевую независимость нашего региона, но и послужить катализатором для подъема экономики области и страны в целом, потянуть за собой смежные отрасли (машиностроение, химическую промышленность и другие), наконец, решить социальные проблемы, связанные с необходимой реструктуризацией промышленности Донбасса.

Итак, можно сказать, что деньги у нас валяются прямо под ногами. Кто же их подбирает?

Как ни странно это прозвучит - практически никто. Конечно, кроме каменного угля ведутся разработки ртути, песка, мела, соли, глины, гипса и некоторых других полезных ископаемых, однако о каких - то значительных успехах в этом бизнесе можно говорить пока лишь в случае с глиной. Это, пожалуй, единственное на данный момент приятное исключение из правил. Четыре крупных "глиняных" предприятия - Часовоярский огнеупорный - комбинат, ЗАО "Веско", ЗАО "Глины Донбасса" (создано при участии иностранных инвесторов), ЗАО "Южнооктябрьские глины" Юг "работают достаточно успешно.

Данные нашего рейтинга (СМ." Салон "? 77, 5 октября 1999 года) промышленных предприятий региона по прибыли на одного рабочего за 1 полугодие 1999 г. показывают, что на 2 - м и 4 - м местах стоят ЗАО" Веско "и ЗАО" Южнооктябрьские глины "Юг" с цифрами 21.975 грн. и 16.005 грн. соответственно. Эти же предприятия находятся в первой десятке лидеров по рентабельности реализации продукции (занимая, соответственно, 7 - е и 2 - е места с 83, 9 % и 128, 2 % рентабельности).

Неудивительно поэтому, что по данным начальника отдела минерально - сырьевых ресурсов Главного управления экономики ОГА Петра Тетянчука, уже в ближайшем будущем можно говорить о создании совместного предприятия с участием итальянской фирмы "Марацци", которое будет заниматься добычей и экспортом глины, изготовлением полуфабрикатов и выпуском керамической плитки.

Единичные примеры инвестиций в разработку месторождений имеются и по другим ресурсам (например, по гипсу).

Однако, повторимся, это все исключения из правил. Само же правило относительно зарытых в нашей героической земле "ископаемых" триллионов долларов смотрится гораздо хуже. И тому есть множество причин.

Инвестиционные проблемы

Как известно, добыча полезных ископаемых стоит особняком среди многих других инвестиционных проектов. Во - первых, это занятие требует огромных капиталовложений, во - вторых, отдача от них ожидается, как правило, не через год и не через два, в - третьих, полезные ископаемые, в отличие, допустим, от сборочных цехов нельзя в случае каких - либо непредвиденных политических катаклизмов разобрать и вывести из страны. Другими словами, если кто - то уже приходит на разработку полезных ископаемых, то это почти навсегда - по крайней мере, до тех пор, пока запасы сырья не будут исчерпаны.

К сожалению, нынешняя ситуация в Украине не предрасполагает к активному проникновению в наши недра инвесторов. Во - первых, отечественных, так как у последних просто нет сейчас ни средств в требуемых размерах, ни времени, требуемого для окупаемости проектов. Во - вторых, иностранных, так как их отпугивает политическая и законодательная нестабильность в нашей стране. Именно этот фактор, по мнению руководителя Центра по изучению производительных сил Донбасса Совета по развитию производительных сил Украины НАНУ Петра Басана (центр занимается исследованием возможностей разработки полезных ископаемых Донецкой области, привлечением в эту отрасль инвесторов), является основным при принятии иностранными инвесторами решений о вложениях в добычу полезных ископаемых в нашем регионе.

Наконец, еще одним фактором, отпугивающим инвесторов, является несовершенство законодательной базы относительно раздела продукции между добытчиками и государством. И хотя после принятия осенью этого года парламентом Украины соответствующего закона определенные подвижки наметились, все равно инвесторы продолжают проявлять осторожность (подробнее о законе - читайте материал внизу).

Так или иначе, но на сегодняшний день, по словам П. Басана, все наметки, касающиеся иностранных инвестиций, в частности, из Англии и Австралии, находятся пока что на уровне разговоров. Кстати говоря, по данным профессора кафедры разведки месторождений полезных ископаемых ДонГТУ Бориса Панова, Украина уже вела переговоры с американским миллиардером Полом Гетти, который заинтересовался донбасским цирконом (по оценкам донецких специалистов, для разработки Азовского цирконового месторождения нужно около $ 300 - 400 млн.). Переговоры эти прошли уже давно, однако ответ от миллиардера так до сих пор не получен...

Рентабельно или...

Еще одной проблемой при инвестициях является вопрос рентабельности разработки месторождений.

Сразу отметим, что корреспонденту "Салона" не удалось обнаружить ни в одной из региональных структур, занимающихся полезными ископаемыми, каких - либо исследований вопроса о рентабельности разработки тех или иных природных ресурсов, хотя бы приблизительные расчеты объемов инвестиций и сроков окупаемости соответствующих проектов.

Если такая же "информационная целина" открывается и для инвесторов, то их скептицизм в отношении донецких полезных ископаемых вполне понятен.

А то, что далеко не все, что лежит в земле Донбасса, имеет смысл добывать, вид но хотя бы на примере Никитовского ртутного комбината, где низкая рентабельность основного производства и советские времена компенсировалась выпуском продукции по спецзаказам Минобороны СССР. После развала Союза спецпроизводство было закрыто, выросли затраты, подорожали энергоносители и в 95 - м комбинат был фактически закрыт. Сегодня там работает лишь одна установка, которая обеспечивает добычу 6 - 10 тонн ртути для внутренних нужд страны.

Украинский менеджмент

Если говорить об уже разрабатываемых месторождениях (инвестиции в которые все - таки сейчас более реальны, чем в еще не освоенные месторождения), то здесь, помимо означенных выше проблем, существует еще традиционная для нашей страны проблема менеджмента предприятий (в том числе и негосударственных). Типичная в этом роде ситуация была описана нами в прошлом номере на Деконском комбинате стройдеталей, добывающем гипс. Сам по себе этот бизнес является в наших условиях весьма рентабельным занятием, не требующим к тому же огромных инвестиций. Однако самоубийственная политика менеджмента комбината, испорченные отношения с партнерами и кредиторами вряд ли делают это предприятие привлекательным для инвесторов, и таких примеров можно привести массу.

И все же

И все же - не все так плохо с донецкими недрами. Ecли интерес к ним со стороны инвесторов пока еще очень выборочный и осторожный, то интерес со стороны государственных органов (прежде всего региональных) уже очевиден. В подтверждение можно привести принятую недавно программу "Донецкая область - 2010", где одно из центральных мест занимает именно развитие добывающей промышленности. Кроме того, для инвесторов небезразлична относительно низкая себестоимость добычи ископаемых в Украине благодаря использованию дешевой и квалифицированной рабочей силы (в том числе ИТР), а также относительно простые горно - геологические условия и развитая производственная инфраструктура.

Наконец, начала урегулироваться и украинская законодательная база вокруг недр. Доказательством служит принятый в октябре за кон Украины "О соглашениях о распределении продукции" и горный закон. Так что не все еще потеряно.

МНЕНИЕ

Петр Басан, директор Центра по изучению производительных сил Донбасса: "Главная проблема при разработке полезных ископаемых нашего региона - это несовершенная законодательная база, которая не стимулирует инвесторов вкладывать деньги в освоение недр. Однако в любом случае оставлять такое богатство просто так в земле нельзя. Нужно разведывать и разрабатывать нетрадиционные для области полезные ископаемые, в первую очередь - редкие и редкоземельные металлы, облицовочный камень, железо, графит и т. п. Но это можно сделать лишь при настойчивой работе внешнеэкономических структур, местных органов власти, разработчиков. И тогда эти виды сырья могут стать объектами многомиллионных инвестиций".

Из доклада генерального директора Донецкого государственного регионального геологического предприятия Н. Жикаляка "Перспективы развития минерально - сырьевой базы Донецкой области - основа региональной политики":

"Развитие наукоемких технологий определяет стабильную тенденцию увеличения в Европе и мире потребления каменного угля, гипса, метана угольных месторождений, агроруд, огнеупорного и керамического сырья, а также цветных, редких и редкоземельных металлов, самоцветных и облицовочно - декоративных камней. Донецкая область имеет возможности расширить или создать новые мощности производства по данным направлениям. При этом экспортные возможности минерально - сырьевого комплекса можно будет увеличить в 1, 5 - 2 раза, а импорт минерального сырья - сократить на 50 - 60 %. В целом. это обеспечит ежегодную экономию (прибыль) в десятки миллионов долларов США".

Начальник отдела минерально - сырьевых ресурсов Главного управления экономики Донецкой ОГА Петр Тетянчук:

"Безусловно, сегодня выгодно вкладывать деньги в добычу полезных ископаемых в нашем регионе. Конечное нас еще плохо работают маркетинговые службы по поиску и анализу рынков сбыта сырья и полуфабрикатов, но уже сейчас можно сказать, что разработка практически всех видов полезных ископаемых в нашем регионе рентабельна и через нее можно привлекать инвесторов. Сегодня наш отдел совместно с Донецким региональным геологическим предприятием готовит перечень месторождений для внесения в их перспективные планы развития городов и районов области".

САЛОН ДОНА И БАСА N 89 (504), 16 ноября 1999г. Константин ПАВЛОВ

Примечание

В будущих номерах нашей газеты мы более подробно остановимся на анализе ситуации по добычи отдельных полезных ископаемых нашего региона. "В Донецкой области существует 834 месторождения полезных ископаемых, 408 из них разрабатываются. Минерально - сырьевая база области почти на 50 % состоит из топливно - энергетического сырья; второе место принадлежит сырью для производства стройматериалов (19, 7 %)."