Что такое IP-телефония
Итак, что же такое IP-телефония? IP-телефония - это технология,
которая связывает два абсолютно разных мира - мир телефонии и мир
интернет. До недавнего времени сети с коммутацией каналов
(телефонные сети) и сети с коммутацией пакетов (IP-сети)
существовали практически независимо друг от друга и использовались
для различных целей. Телефонные сети использовались только для
передачи голосовой информации, а IP-сети - для передачи данных.
Технология IP-телефонии объединяет эти сети посредством устройства,
называемого шлюз или gateway. Шлюз представляет собой устройство, в
которое с одной стороны включаются телефонные линии, а с другой
стороны - IP-сеть (например, Интернет).
Рассмотрим, каким образом осуществляется IP-телефонный звонок.
Допустим, абонент из города А звонит абоненту в город Б.
Звонок, приходящий из телефонной сети города А на шлюз в городе
А, оцифровывается, сжимается посредством определенного алгоритма, и
в виде IP пакетов передается в IP-сеть. В заголовках пакетов
содержится информация о том, на какой шлюз в IP-сети должны
приходить эти пакеты. Приходящие на шлюз в городе Б IP-пакеты
преобразуются обратно в телефонный сигнал и абонент в городе Б
поднимает трубку и разговаривает с абонентом А.
Конечные потребители услуги могут даже не догадываться о том, КАК
осуществляется этот звонок.
Поскольку при IP-телефонном звонке никак не задействован
международный (междугородний) телефонный оператор, стоимость этого
звонка на порядок меньше стоимости традиционного телефонного
соединения.
Однако звонок Телефон-Телефон является самым очевидным, но далеко
не единственным сервисом, который может предоставлять оператор
IP-телефонии.
Решения IP-телефонии комбинируют голос и данные в одной сети и
предлагают не только дешевые международные и междугородные звонки,
но и целый набор совершенно новых коммуникационных услуг любому
пользователю.
Компьютер-Телефон
Находясь в любой стране мира, абонент провайдера IP-телефонии
может осуществить звонок с любого компьютера, имеющего выход в
Интернет. Для этого ему необходимо установить на свой компьютер
программу Internet Phone и один раз ввести в нее регистрационные
данные. Компьютер должен быть мультимедийным, то есть, нужна
звуковая плата, наушники (колонки) и микрофон. Звонок с компьютера,
как правило, еще дешевле, чем звонок Телефон-Телефон. К примеру,
абоненты ЗАО "Корпорация О.С.С." при звонке из любой точки мира в
Москву платят всего 7 центов за минуту разговора.
WEB - телефон
Еще одна новая услуга, которую предоставляют провайдеры
IP-телефонии - это звонок с Вэб-сайта или Surf&Call - решение
компании VocalTec в области веб-телефонии, позволяющее осуществлять
вызов, выбрав со страницы Интернет ссылку на имя вызываемого
абонента. Это решение направлено, прежде всего, на расширение
возможностей электронной коммерции. Surf&Call позволяет
пользователям Интернет напрямую поговорить, например, с торговым
представителем либо со специалистом технической поддержки
интересующей его фирмы.
Установление телефонного соединения происходит при нажатии
курсором на ссылку, представляющую собой, например, название
компании, имя вызываемого абонента и т. д. на странице Интернет. При
этом пользователю не требуется вторая телефонная линия или
прерывание работы в Интернет, необходимо лишь загрузить небольшое
клиентское программное обеспечение, которое обычно можно найти на
той же WEB-странице ("ПК-клиент"), и которое устанавливается
автоматически. С другой стороны Surf&Call позволяет
представителям компаний отвечать на вопросы, демонстрировать
WEB-страницы, передавать необходимую информацию, улучшая тем самым
качество предоставляемых услуг.
Телефон-Компьютер
Уже давно любители бороздить всемирную сеть сталкиваются с
проблемой занятости телефонных линий во время сеанса Dial-up.
IP-телефония позволяет очень элегантно решить эту проблему.
Единственное, что должен сделать абонент - это заказать на своей АТС
переадресацию по сигналу "занято" на телефонный номер сервера
IP-телефонии. При звонке на номер абонента во время Интернет-сессии
вызов переадресуется на сервер IP-телефонии, который преобразовывает
его в IP-пакеты и отправляет на компьютер абонента. На компьютере
абонента появляется иконка "Входящий звонок", кликнув на которую он
может поговорить со звонящим.
Виртуальные частные сети (VPN)
IP-телефония является идеальной технологией для построения
виртуальных частных сетей предприятия. Главная черта технологии VPN
- использование IP-сети в качестве магистрали для передачи
корпоративного IP-трафика. Сети VPN решают задачи подключения
корпоративного пользователя к удаленной сети и соединения нескольких
удаленных ЛВС и АТС в единую корпоративную сеть передачи голоса и
данных. IP-телефония в данном случае служит для обмена голосовым
трафиком между удаленными филиалами, как если бы они находились в
одном здании.
Глобальный роуминг
IP-телефония позволяет операторам связи очень просто и с
минимальными затратами организовать роуминг услуг связи. Это
особенно актуально для операторов мобильной связи - решение,
построенное на технологиях IP-телефонии, на порядок дешевле
традиционного, и обладает гораздо большей гибкостью.
Какие выгоды дает использование IP-телефонии?
Провайдерам Интернет и операторам телефонной связи введение
IP-телефонии в спектр услуг открывает совершенно новые рынки сбыта,
новых клиентов и возможности развития.
Корпоративным клиентам - многократное снижение затрат на
междугородние (международные) переговоры, организация виртуальных
частных сетей между удаленными филиалами, звонок из Интернета на
корпоративном Web-сайте.
Интернет-магазинам и каталогам - Web-телефон
Частным пользователям - многократное снижение затрат на
междугородние (международные) переговоры, все услуги связи от одного
оператора, роуминг по городам России и Мира, звонок с компьютера,
звонок с Web-сайта.
Качество связи
Качество связи можно оценить, используя следующие основные
характеристики:
- уровень искажения голоса;
- частота "пропадания" голосовых пакетов;
- время задержки (между произнесением фразы первого абонента и
моментом, когда она будет услышана вторым абонентом).
Качество связи по всем перечисленным характеристикам значительно
увеличилось в сравнении с первыми версиями решений IP-телефонии,
которые допускали искажение и прерывание речи. Улучшение кодирования
голоса и восстановление потерянных пакетов позволило достичь уровня,
когда речь понимается абонентами настолько хорошо, что собеседники
не догадываются, что соединение происходит по технологии
IP-телефонии. Понятно, что задержки влияют на темп беседы. s
Известно, что для человека задержка до 250 миллисекунд
практически незаметна. Существующие на сегодняшний день решения
IP-телефонии не превышают этот предел, так что разговор фактически
не отличается от связи по обычной телефонной сети.
Кроме этого, задержки уменьшаются благодаря следующим трем
факторам:
- Во-первых, совершенствуются телефонные серверы (их
разработчики борются с задержками, улучшая алгоритмы работы).
- Во-вторых, развиваются частные (корпоративные) сети (их
владельцы могут контролировать ширину полосы пропускания и,
следовательно, величины задержки).
- В-третьих, развивается сама сеть Интернет - современный
Интернет не был рассчитан на коммуникации в режиме реального
времени. The Internet Engineering Task Force (IETF) вместе с
операторами сетей Интернет предлагают новые технологии, такие, как
Reservation Protocol (RSVP), которые позволяют резервировать
полосу пропускания. Хотя на обновление роутеров по всему миру и на
организационные мероприятия (например, решить вопрос, как в
денежном выражении оценить сервис более высокого качества)
потребуется некоторое время, мир Интернета, вне зависимости от
вышесказанного, двигается очень быстро и в правильном направлении.
Для более полного представления об IP-телефонии почитайте статью
Первые итоги внедрения
IP-телефонии в России
|