Кафедра технологии машиностроения
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ГЕОМЕТРИЯ ЗУБЬЕВ МУФТ – ОСНОВА КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАШИН
Михайлов А.Н., Рыбина С.А., Перов Д.В.
Донецкий государственный технический университет, Донецк, Украина
С развитием научно-технического прогресса возникает необходимость создания высокоэффективных машин и механизмов с качественно новыми свойствами и возможностями. Это вызывает потребность в разработке новой элементной базы этих машин с нетрадиционной совокупностью свойств и мерой полезности. К такой элементарной базе относятся пространственные зубчатые зацепления, имеющие различные параметры и свойства. Особый интерес для науки и практики представляют внутренние пространственные зубчатые зацепления с равным числом внутренних и наружных зубьев, работающих в условиях пересечения осей валов. К таким внутренним пространственным зацеплениям можно отнести зубчатые муфты, которые широко используются в промышленности для обеспечения связи между агрегатами, позволяющие компенсировать небольшие перекосы осей валов до w ≤1,50. Ограничения по углу перекоса осей валов для зубчатых муфт являются сдерживающим фактором их более широкого применения для пространственных зубчатых зацеплений с более высокими углами перекосов осей валов. Это связано с отсутствием необходимой пространственной геометрии зубьев для внутренних пространственных зацеплений с равным числом внутренних и наружных зубьев и предназначенных для работы в условиях повышенных перекосов осей валов. Поэтому в данной работе предлагаются основы создания геометрии внутренних пространственных зацеплений с равным числом внутренних и наружных зубьев, предназначенных для работы в условиях пересечения осей валов до 150.В работе выполнен анализ особенностей работы внутренних пространственных зацеплений (зубчатых муфт) в условиях наличия перекоса осей валов соединяемых механизмов машин. Установлены траектории относительного движения точек элементов зубчатых муфт [1]. Получены общие и частные уравнения их относительного движения. Поставлены следующие актуальные задачи развития внутренних пространственных зацеплений, обеспечивающих повышение качества функционирования машин:
- выравнивания нагрузки между зубьями в зацеплении и увеличения числа зубьев, передающих нагрузку;
- обеспечения линейного контакта зубьев;
- расширения возможностей зацепления за счет увеличения угла между осями валов втулки и обоймы до 15
0 с одновременным повышением величины передаваемых крутящих моментов.Выполненные исследования позволили разработать новую пространственную геометрию зубьев зубчатых муфт с линейным контактом рабочих поверхностей зубьев и равномерным распределением нагрузки между зубьями в зацеплении. Уравнения пространственной геометрии втулки внутреннего пространственного зацепления имеют следующий вид
[2]:(1)
Здесь
В выражении (1) значения х
1 и у2 определяются из системы уравнений (2) и являются параметрами эвольвентного профиля зубьев втулки:(2)
где
rb - радиус основного цилиндра инструмента;j
- параметрический угол эвольвенты;n
- параметрический угол точки в продольном сечении.Здесь
,
где
z – число зубьев;- эвольвентный угол, соответствующий точке профиля на делительном цилиндре.
Разработанная новая пространственная геометрия зубьев втулки защищена авторским свидетельством [2] и может быть изготовлена методом обкатки или копирования на зубообрабатывающих станках с применением специальных приспособлений, на которые также получены авторские свидетельства на изобретения.
Таким образом, предлагаемая пространственная геометрия позволяет повысить качество работы муфт, расширить их возможности, а в целом способствует повышению качества функционирования машин и механизмов.
Литература
1
, Михайлов А.Н., Рыбина С.А., Перов Д.В., Оливер Т., Белинт М. Основы синтеза геометрии внутренних пространственных зацеплений с равным числом внутренних и наружных зубьев.// Прогрессивные технологии и системы машиностроения: Международный сб. научных трудов. – Донецк: ДонГТУ, 2000. Вып. 20. С 149- 161. 2. А.с. 1425374 (СССР) МКИ 16 3/18. Зубчатая муфта /Михайлов А.Н. – Опубл. В БИ № 35, 1988. – 5 с.