УДК 621.313
Сивокобыленко В.Ф., Павлюков В.А., Ал Ас Талал
ИЗМЕНЕНИЕ ПОТРЕБЛЯЕМОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ НАПРЯЖЕНИЯ И ЧАСТОТЫ
В настоящее время энергосистема Украины работает в таком режиме, когда в узлах нагрузки имеют место значительные отклонения напряжения и частоты от номинальных значений. Актуальным является определение в этих режимах потребляемой активной и реактивной мощностей асинхронной нагрузкой, являющейся преобладающей в узлах электрических систем. Этому вопросу посвящен ряд работ [1-3], однако в них рассматривается, как правило, отклонение только одного из влияющих параметров (напряжения или частоты), а также не учитывается влияние явлений вытеснения токов и насыщения магнитных цепей в асинхронных двигателях (АД) .
В данной работе с учетом указанных выше явлений в АД рассматривается влияние как каждого из режимных параметров (напряжения или частоты), так и их совместного воздействия. Типовая схема узла двигательной нагрузки приведена на рисунке 1. Составим математическую модель приведенной системы электроснабжения, в которой учтем соответствующими схемами замещения питающий трансформатор Т и асинхронные двигатели АД с учетом сопротивлений питающих кабелей. Здесь и далее все параметры схем замещения будем приводить в относительных номинальных единицах.
Особенностью использованных в данной работе схем замещения АД (рис. 2) является то, что в них учтены потери в меди статора и ротора, явления вытеснения тока в роторе и насыщения магнитных путей по цепи главного магнитного потока и потоков рассеяния. С учетом этих явлений разработана методика получения указанных на рисунке 2 параметров по исходным каталожным данным, типовой характеристике холостого хода АД и принятой по [4] зависимости потерь в стали от явления гистерезиса ивихревых токов. Последняя учитывается путем представления активного сопротивления ветви намагничивания в виде двух составляющих, одна из которых отражает гистерезисные потери, пропорциональные первой степени частоты напряжения, а вторая – потери от вихревых токов, пропорциональные квадрату частоты, т. е.
, (1)
где n - отношение текущей частоты w к номинальной w 0.
Ток намагничивания АД нелинейно зависит от напряжения, что можно учесть с помощью типовой характеристики холостого хода. Тогда с учетом (1) сопротивление ветви намагничивания Zm можно представить функцией
. (2)
Индуктивные сопротивления рассеяния обмоток АД нелинейно зависят от соответствующих токов. Эту зависимость учтем в сопротивлении статорной цепи, как
, (3)
где Kн – коэффициент насыщения по потокам рассеяния, принимаемый равным 0,6 – 0,95.
Входное сопротивление двигателя, ток статора, активную и реактивную потребляемые мощности находим по соотношениям:
(4)
здесь скольжение s
, необходимое для определения сопротивлений контуров ротора, находится из решения нелинейного уравнения, отражающего равенство вращающего момента АД, являющегося функцией напряжения, частоты и скольжения, а также момента сопротивления АД, зависящего от коэффициента загрузки Кз и скорости вращения.. (5)
В качестве примера по указанной методике были определены параметры схем замещения двигателей 6 кВ, используемых в системах электроснабжения собственных нужд блочных электростанций с агрегатами 200 и 300 МВт, которые представляют собой узлы асинхронной нагрузки. Каталожные данные АД такого узла нагрузки для
блока 200 МВт приведены в таблице 1, а параметры их эквивалентных схем замещения – в таблице 2. Питающий трансформатор принят типа ТРДН-32000/220/6,3/6,3 мощностью 32 МВА. В таблице 1 указаны также значения коэффициентов загрузки механизмов, которые имееют место при работе блока с номинальной нагрузкой. Эти же значения принимались при расчетах на ПЭВМ. Параметры схем замещения АД (табл. 2) приведены для статора, ветви намагничивания и двух контуров ротора, эквивалентно заменяющих глубокий паз. Значение активного и индуктивного сопротивлений ветви намагничивания указаны для номинального режима, когда напряжение и ток статора, а также скольжение АД равны номинальным значениям. Рассчитанные по указанным параметрам схем замещения режимы работы АД для номинального и пускового режимов в точности соответствуют приведенным паспортным данным АД (табл. 1).Таблица 1 – Паспортные данные АД напряжением 6 кВ
Тип | P ном, кВт | w ном, об/мин | cosf ном | h ном , % | Ммак, о.е. | Мп, о.е. | I п, о.е. | Кз, о.е. |
АТМ 3500 | 3800 | 2985 | 0,85 | 0,96 | 2.5 | 1,4 | 7,0 | 0,9 |
ВДД 213/54-16 | 1700 | 368 | 0,81 | 0,937 | 2.5 | 1,3 | 5,4 | 0,88 |
ДАЗО 1914 | 1500 | 597 | 0,77 | 0,911 | 2.5 | 0,9 | 5,5 | 0,81 |
АКТ 18С | 1100 | 990 | 0,75 | 0,85 | 6,1 | 2,6 | 10,0 | 0,9 |
АЗ 1346-4 | 800 | 1485 | 0,9 | 0,94 | 2,1 | 1,0 | 5,4 | 0,84 |
ДАЗО 1914-10 /12 | 620 | 599 | 0,72 | 0,842 | 4,2 | 1,8 | 9,2 | 0,82 |
ДАМСО 148-8 | 240 | 740 | 0,84 | 0,9 | 2,1 | 0,9 | 4,6 | 0,83 |
Таблица 2 – Параметры эквивалентных схем замещения АД напряжением 6 кВ
Тип | Rs | Xs s | Rm | Xm | Rr(1) | Xs r(1) | Rr(2) | Xs r(2) |
АТМ 3500 | 0,006 | 0,0714 | 0,0954 | 2,697 | 0,0582 | 0.1274 | 0.0102 | 0.232 |
ВДД 213/54-16 | 0,010 | 0,0926 | 0,1209 | 2,185 | 0.2127 | 0.1984 | 0.0094 | 0.170 |
ДАЗО 1914 | 0,013 | 0,0909 | 0,1158 | 1,896 | 0.0889 | 0.2151 | 0.0107 | 0.211 |
АКТ 18С | 0,022 | 0,0500 | 0,1525 | 1,633 | 0,0558 | 0.1294 | 0.0256 | 0.094 |
АЗ 1346-4 | 0,009 | 0,0926 | 0,3412 | 4,088 | 0,0853 | 0.1776 | 0.0158 | 0.251 |
ДАЗО 1914-10 /12 | 0,030 | 0,0544 | 0,0146 | 1,092 | 0,0320 | 0.0884 | 0.0128 | 0.197 |
ДАМСО 148-8 | 0,016 | 0,1087 | 0,2584 | 2,544 | 0,1564 | 0.2598 | 0.0183 | 0.222 |
Используя указанные параметры схем замещения АД, уделим основное внимание зависимостям от напряжения и частоты активных и реактивных мощностей, потребляемых узлом с двигательной нагрузкой.
Так как в схему замещения АД входят сопротивления, нелинейно зависящие от напряжения и частоты питания, а также от соответствующих токов, то для получения решения используется метод итераций. Момент сопротивления нагрузки на валу двигателя может быть учтен с помощью полиномов второй или третьей степени от скорости вращения или же как постоянный. Примеры полученных решений для одного двигателя содержатся в [5].
Для узла нагрузки (рис. 1) можно определить активную (P) и реактивную (Q) мощности, как сумму мощностей отдельных двигателей и потерь в трансформаторе:
(6)
При неизменной частоте питающего напряжения и заданных коэффициентах загрузки двигателей (табл. 1) характер изменения P и Q от напряжения питающей системы показан на рисунке 3. Как видно из приведенных данных, при понижении напряжения значительно (близко к квадратичной) снижаются полная и реактивная мощности узла, тогда как активная снижается весьма незначительно. Ток статора секции при этом возрастает и в зависимости от загрузки может превысить номинальный ток трансформатора.
Аналогичные зависимости P и Q от частоты питающего напряжения при неизменной величине последнего (U=Uном) и тех же условиях по загрузке двигателей приведены на рисунке 4. Активная мощность узла нагрузки практически прямо пропорциональна частоте. Это связано с тем, что момент сопротивления на валу АД зависит от частоты вращения ротора. Таким образом при понижении частоты производительность механизмов с.н. снижается, что может вызвать снижение мощности выдаваемой блоком в энергосистему и усугубить дальнейшее неблагоприятное развитие создавшегося аварийного режима. Полная и реактивная мощности при снижениях частоты сначала убывают, а затем возрастают, т. е. имеют минимумы при определенных значениях частоты. Такой же характер зависимости имеет и ток статора.
При одновременном изменении величины и частоты питающего напржени по известному закону регулировани зависимости P и Q, при заданных Kz с зависимыми от скорости вращени моментами сопротивленими АД, показаны на рисунке 5, а при при независимых от скорости вращени моментах сопротивлени – на рисунке 6. В первом случае имеет место тенденци к уменьшению всех мощностей при понижених частоты. Ток статора при этом изменетс незначительно. Во втором случае мало изменютс все потреблемые мощности, а ток статора возрастает обратно пропорционально частоте. Таким образом, двигателии трансформатор будут испытывать перегрузку в подобного типа режимах. Математическа модель позволет исследовать и другие законы совместного изменени частоты и напржени и оределить наиболее благопритный из них дл узлов асинхронной нагрузки.
Выводы.
1. Разработана математическая модель узла энергосистемы с асинхронной нагрузкой, особенностью которой является представление каждого АД с учетом явлений вытеснения тока и насыщения магнитных цепей, что позволяет повысить точность расчета потребляемых мощностей и потерь при отклонениях напряжения и частоты.
2. Получены зависимости активной и реактивной мощностей, потребляемых узлом нагрузки при изменении питающего напряжения в пределах 80 ¸ 120 процентов от номинального и частоты в пределах 40 ¸ 60 Гц.
3. Разработанная математическая модель реализована на ПЭВМ и может быть применена для анализа рабочих и аварийных режимов работы асинхронной нагрузки электрических систем.
Список литературы
1. Сыромятников И.А. Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей./ Под ред. Мамиконянца Л.Г. Энергоатомиздат, М. 1984. - 240 с.
2. Копылов И.П. Электрические машины: Учебник для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 360 с.
3. Электрическая часть станций и подстанций. Ч. 2. Под ред. А. А. Васильева. М. Энергия, 1972. – 344 с.
4. Сандлер А.С., Сарбатов Р.С. Автоматическое частотное управление асинхронными двигателями. М., Энергия, 1974. – 328 с.
5. Талал Ал Ас,
Математическое моделирование процессов в системе электроснабжения собственных нужд электростанций при отклонениях напряжения и частоты/ Сб. науч. тр. ДонГТУ. Серия “Электротехника и энергетика”. – Вып.17. – Донецк, ДонГТУ, 2000. – С. 184 – 189Публикация: IV Междунар. конф. “Электротехника, електромеханика и электротехнологии”. - Россия, Москва, Клязьма, 18-22 сентября 2000.