При разработке математической модели СГ во избежание слишком громоздких и сложных описаний применены следующие допущения: :
- отсутствуют потери в стали;
- воздушный зазор равномерен, магнитная проводимость одинакова и распределение магнитного поля в воздушном зазоре синусоидально;
- отсутствует влияние емкостей внутри и между обмотками;
- активное сопротивление не зависит от температуры;
- статор и ротор имеют трехфазные симметричные обмотки.
С целью наиболее полного отображения процессов, происходящих в синхронной машине как в переходных, так и в установившихся режимах работы, генератор целесообразно представить многоконтурной схемой замещения, в которой ротор представлен в виде нескольких параллельно включенных активно-индуктивных цепочек с постоянными параметрами
[].Для того, чтобы избежать периодических коэффициентов, зависящих от углового положения ротора, дифференциальные уравнения синхронного генератора записываются в осях
d, q, жестко связанных с его ротором. Для учета вытеснения тока массив ротора представляется k эквивалентными демпферными контурами по каждой из осей d, q и обмоткой возбуждения по оси d.ДУ, описывающие поведение СГ с многоконтурным ротором (
i=1,2,...,k), основываясь на [72], можно представить следующим образом:,
,
,
,
,
,
,
,
где
- оператор производной по времени; - напржение на выводах СГ по осм d и q;- потокосцеплени статора, i-ого роторного контура СГ по осм d, q и потокосцепление обмотки возбуждени соответственно;
- производные потокосцеплений статора, i-ого роторного контура СГ по осм d, q и производна потокосцеплени обмотки возбуждени соответственно; - напржение обмотки возбуждени;- скорость вращени ротора СГ;- суммарный момент инерции;- вращающий момент турбины и электромагнитный момент генератора; - результирующие векторы тока статора и его потокосцеплени;- угол поворота ротора, т.е. угол между осью d и электрической осью обмотки фазы a;- коэффициенты затухани контура статора, i-ого роторного контура, обмотки возбуждени по оси d и i-ого роторного контура по оси q:
где
- активное сопротивление обмотки статора, i-ого роторного контура, обмотки возбуждени по продольной оси СГ и i-ого роторного контура по поперечной оси СГ; - индуктивность рассени обмотки статора, i-ого роторного контура, обмотки возбуждени по продольной оси СГ и i-ого роторного контура по поперечной оси СГ.Потокосцепление ветви намагничивания:
,
,
где
- коэффициенты распределени потокосцеплений статора, i-ого роторного контура по осм d, q, и обмотки возбуждени соответственно, которые определютс как:, , ,
, ,
где
,
,
где
- индуктивность ветви намагничивани по осм d и q.Токи статора, обмотки возбуждения и
i-ого роторного контура:, , ,
, .
Уравнения для определения напряжения возбуждения, учитывающие тип возбудителя и автоматическое регулирование возбуждения (АРВ), являются частью математической модели СГ. С учетом действия форсировки возбуждения, уравнение для определения напряжения возбуждения генератора с системой самовозбуждения представлено как:
,
где
- номинальное значение напржени возбуждени; - номинальное напржени статора; - действующее значение напржени статора; - кратность форсировки возбуждени.Математическая модель синхронного двигателя
ДУ, описывающие поведение СД с многоконтурным ротором (
i=1,2,...,k), аналогичны уравнениям СГ, за исключением выражения для скорости вращения ротора, которое приобретает вид:,
где
- момент сопротивлени механизма и вращающий момент двигател.Публикация: Сивокобыленко В.Ф., Меженкова М.А. Математическая модель электрической станции для анализа поведения турбогенераторов с системами самовозбуждения при коротких замыканиях // Технічна електродинаміка. Cпец. випуск за матеріалами II Міжнародної науково-технічної конференції “Математичне моделювання в електротехніці та електроенергетиці”. – Київ: Інститут електродинаміки НАН України. - 1998. – C. 100-105.