МЕТОД ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННЫХ ТРЕХФАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ
Величко Г. В.
(М-9-15, МГТУ “Станкин”)
В последние время особый
интерес вызывает проблема создания глубоко регулируемых приводов на базе
трехфазных асинхронных двигателей (АД3), но их разработка встречает целый ряд
затруднений. Наибольших успехов удается достичь, используя векторное или прямое
цифровое управление двигателями. И тот и другой метод требуют знания точных
значений многих параметров схемы замещения асинхронных двигателей, например,
активных и реактивных сопротивлений статора, ротора и намагничивающей цепи. Эти
параметры в большинстве справочников не приводятся, приводятся не полностью или
являются недостаточно точными. Кроме того, из-за нарушения технологического
процесса, различных технологий на разных заводах-изготовителях, паспортные
параметры машины могут отличаться от справочных данных на 10…20%. Следовательно,
при проектировании высококачественного привода у разработчика возникает
необходимость знания точных параметров двигателя. Эта же задача стоит и у
изготовителей двигателей, так как коммерческая ценность двигателя снабженного
индивидуальным паспортом гораздо
выше.
Известен ряд методов
экспериментального определения параметров двухфазных асинхронных машин [Л. 1, 3,
5, 7]. При использовании в качестве объекта управления асинхронной трехфазной
машины встает вопрос о правомерности и точности распространения этих методов на
них.
Рассмотрим схему
замещения АД3, рис. 1.
Рис. 1.
В [Л. 1, 3] показана возможность идентификации всех параметров двухфазного асинхронного двигателя, , если известны полное сопротивление цепи обмотки при заторможенном роторе Zп, и величина:
(1)
, где r2’- приведенное активное сопротивление обмотки ротора;
Xm-
индуктивное сопротивление цепи намагничивания;
X2’- приведенное индуктивное
сопротивление
При неподвижном роторе (s=0) и r=0 полное сопротивление цепи обмотки
определяется следующим выражением:
(2)
отсюда
(3)
(4)
Пусть для АД3 известны все эти
параметры.
Если ротор машины
выполнен в виде беличьей клетки, пренебрежение величиной индуктивного
сопротивления недопустимо. Учитывая, что раздельное определение индуктивных
соротивлений статора и ротора связано с большими трудностями, на практике обычно
принимают их равными. Профессор Ю.С.Чечет [Л. 4, 5] показал, что подобное
допущение вносит в вычисления ошибку, немногим большую
1%.
Полагая x1=x2’=x и на
основании выражения для sк.о.:
(5)
Подставляя соотношения (3,4) в выражение (5) и выделяя действительную и мнимую часть получаем:
(6)
(7)
Решая эту систему уравнений относительно r2 и xм, найдем (8,9):
(8)
(9)
(10)
Таким образом, для
определения параметров схемы замещения асинхронной машины при принятых
допущениях достаточно знать полное сопротивление цепи обмотки машины при
неподвижном роторе (xп и rп), омическое сопротивление статорной обмотки
(величина r1) и величину sk.o.
Известен целый ряд методов, определения sk.o., таблица1.
Метод |
Достоинства |
Недостатки |
Литература |
Определение sк.о. трехфазного асинхронного двигателя по данным опыта холостого хода |
Достоинством рассмотренного способа является его пригодность для всех машин. |
Недостатком данного способа является трудность обеспечения требуемого режима работы машин, обусловленная необходимостью симметричного питания двигателя. |
Л. 9, 10, 11 |
Определение sk.o. по механическим характеристикам. |
Параметры асинхронной машины, в том числе sk.o. и величина могут быть определены по механическим характеристикам. |
Для получения удовлетворительных результатов необходима высокая точность при снятии механических характеристик, требующая прецизионных измерителей моментов и скоростей. |
Л. 8 |
Определение sk.o. путем измерения тока в обмотке возбуждения в однофазном режиме питания при вращении ротора с синхронной скоростью. |
Для определения sk.o. , rп и r1, достаточно измерить напряжение и величину тока в обмотке возбуждения в режиме, когда ротор вращается с синхронной скоростью (s=0), а цепь обмотки управления разомкнута. |
Недостатком данного способа является необходимость применения дополнительного двигателя, обеспечивающего вращение ротора исследуемого двигателя с синхронной скоростью |
Л. 7 |
Определение sk.o. по характеристикам машины, работающей в режиме тахогенератора |
Позволяет определить величину sk.o. путем измерения напряжения Eтг и тока Iв (э.д.с. и ток, соответствующие вращению ротора со скоростью ? ). |
Недостатком рассмотренного метода являются необходимость применения дополнительного двигателя. |
Л. 5, 6 |
Определение sk.o. способом, основанным на использовании свойств асинхронной машины в режиме самохода. |
Для определения sk.o. достаточно измерить скорость вращения ротора в однофазном режиме работы. |
Сильный нагрев машины (время опыта должно быть как можно меньшим). |
Л. 1 |
Из анализа таблицы видно, что наиболее предпочтительным является последний из них, так как не требует применения дополнительного двигателя (прост с точки зрения реализации).
Определение sk.o. способом, основанным на использовании свойств асинхронной машины в режиме самохода
Для асинхронных машин
характерно следующее явление. Если одна из обмоток машины подключена к источнику
напряжения, а цепь другой обмотки разомкнута, то предварительно раскрученный
ротор не останавливается, а продолжает вращаться с некоторой скоростью х.о.
Величина скорости
х.о.
зависит от sk.o. и синхронной скорости
о.
(11)
(12)
Таким образом, для
определения sk.o. достаточно измерить скорость вращения ротора в однофазном
режиме работы при разомкнутой цепи обмотки машины. Можно в режиме самохода
измерять не скорость вращения ротора, а величину э.д.с. Eтг.o, наводимую в
разомкнутой обмотке машины [Л. 3
].
Значительно удобнее
получаются соотношения, если для определения Eтг.o пользоваться следующим
выражением [Л. 1, 3]:
(13)
где Eтг.o-это э.д.с., наводимая в разомкнутой обмотке машины
в режиме самохода;
Iв.o- это ток в замкнутой обмотке (в обмотке
возбуждения)
в режиме самохода.
Рис. 2.
На основе выше изложенного
разработана методика автоматизированного определения параметров схемы замещения
АД3. Для реализации данной методики создан стенд состоящий из платформы на
котрой с помощью быстро съемных фиксаторов устанавливается исследуемый
двигатель, так что бы его выходной вал вступил во фрикционное соединение с
конической насадкой находящейся на валу тахогенератора закрепленного на
платформе. Фазные обмотки подключаются к схеме стенда с помощью зажимов типа
“крокодил”. Схема рисунка приведена на рис. 2.
На рис. 2: АД3 - испытуемый асинхронный трехфазный двигатель,
ДС - датчик скорости,
Монитор - компьютерный дисплей,
CPU – системный блок с универсальным процессором,
LPT1 ,LPT2 – парал. порты (один для приема, второй для выдачи информации),
COM – свободный COM порт компьютера,
АЦП – аналого-цифровой преобразователь.
Алгоритм автоматизированного
определения параметров машины:
После нажатия кнопки пуск происходит подключение двигателя к блоку управления и
измерений при помощи реле. На “холодном” двигателе постоянным током измеряется
сопротивление статора. Затем вал зажимается (фиксируется) и проводится опыт
короткого замыкания в котором определяется полное сопротивление машины (14,15).
После снятия напряжения с клемм машины ротор освобождается, затем двигатель
запускается без нагрузки через блок управления и измеряются параметры
намагничивающего контура (16,17). Наконец, двигатель пускают в трехфазном режиме
и отключают две из них. Измерив скорость вращения вала в режиме с обрывом фаз
вычисляется вспомогательный параметр (11,12,13), через который находятся
остальные (8,9,10).
В
процессе эксперимента были произведены следующие измерения:
(14)
(15)
(16)
(17)
Выводы
Данный метод идентификации параметров трехфазных асинхронных двигателей необходим при проектировании регулируемых приводов. Рассмотрена теория и предложена методика определения параметров схемы замещения трехфазных асинхронных двигателей. Разработанная методика была опробована на трехфазном асинхронном короткозамкнутом электродвигателе серии 4АА50А2У3 с номинальной мощностью 0.09 кВт. Полученные результаты были сравнены с достоверными справочными данными на эту машину и отклонения результатов не превышали 5%.
Список литературы: