Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНTУ


ДЕРЖИ МЕНЯ СОЛОМИНКА...



Сергей Шевченко

http:// cn.com.ua/N158/economics/conflict/conflict/html

Время от времени по телевидению показывают выступления украинских и российских политиков. И те и другие много и пафосно говорят о дружбе наших народов, призывают строить нормальные торгово-экономические отношения и не возводить административных барьеров на пути предпринимателей. А когда выключаются телекамеры, начинается реальная жизнь.

“Я очень хочу торговать в России, но мне не дают этого делать. Даю взятки одним чиновникам, а закрывают мне путь на российский рынок другие, объясняя это высокими политическими мотивами”, — эти слова одного из украинских бизнесменов я вспоминаю всякий раз, когда смотрю телезарисовки об украинско-российской дружбе. Один из наиболее показательных примеров сегодняшнего уровня взаимоотношений между Украиной и РФ — история с трубным антидемпинговым расследованием, начатым россиянами осенью прошлого года.

Откровенно говоря, наши производители, осознавшие, что их продукцию в Европе берут неохотно из-за несоответствия международным стандартам качества, все надежды возлагали на торговлю металлом, металлопрокатом и продукцией иных “тяжелых” и экологически вредных производств. Но и тут нас подстерегало разочарование — череда антидемпинговых разбирательств, в том числе и в наиболее “хлебных” странах вроде США и Канады. По данным Государственной таможенной службы Украины, более трети отечественного экспорта подпадает за рубежом под действие антидемпинговых санкций. В общем, перефразируя Великого Комбинатора, можно сказать, что никто нас в мире не любит, кроме антидемпинговых комитетов разных стран.

Знающие люди утверждают, что до последнего времени Украину, при желании, всегда можно было обвинить в демпинге. Тому есть несколько причин. В частности, низкую себестоимость нашей продукции можно объяснить мизерной зарплатой в отрасли, которая не только ниже рыночной, но и вообще противоречит здравому смыслу (особенно с учетом экологического неблагополучия производств) и укоренившейся привычкой не платить за энергоносители. Но Бог с ней, с Америкой, а вот насчет России — действительно обидно.

Судя по всему, бывший старший брат, забыв о “родстве” и собственной демагогии о необходимости двустороннего сотрудничества, не на шутку вознамерился “выдавить” с рынка наших трубопрокатчиков. Потеря для нашей промышленности ощутимая, особенно если учесть, что доля труб украинского производства в РФ превышает 80 проц. общего объема этой продукции. Понятное дело, местным производителям есть за что побороться, вытесняя наши предприятия.

Расследование в отношении импорта украинских труб в России началось 17 марта прошлого года по инициативе Фонда трубной промышленности РФ. По мнению экспертов фонда, наш импорт наносит существенный ущерб российским производителям труб, а также металлургическим предприятиям, поставляющим заводам сырье. Руководители наших предприятий в свою очередь заявляют, что обвинения эти необоснованны. Проблема приобрела столь серьезные масштабы, что ее обсуждали в ходе сочинских переговоров Леонид Кучма и Владимир Путин. “Мы договорились, — заявил по итогам переговоров украинский Президент, — не работать в ущерб один другому. Будем подробно рассматривать эту проблему”. А в том, что такой ущерб может быть нам нанесен, если Россия, как и обещал министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, введет 40-процентную пошлину на импорт украинских труб, сомневаться не приходится. Если Украина проиграет нынешний антидемпинговый процесс, пострадают не только трубопрокатные, но и сталелитейные украинские комбинаты, поставляющие сырье на эти заводы. Антидемпинговые пошлины на украинские трубы представляют потенциальную угрозу и для внутреннего рынка “Запорожстали”. Таким образом, украинским сталелитейщикам придется искать новые рынки сбыта, как это уже было при введении пошлин странами ЕС. На сегодняшний день рассматривается возможность освоения рынков других государств СНГ и Балтии.

Теперь отступать некуда — на исходе первый квартал 2001 года, а трубная стратегия России в отношении Украины до сих пор не определена. Поэтому правительство предпринимает самые разнообразные действия для реализации сочинских договоренностей Леонида Кучмы и Владимира Путина. Собственно, вариантов выхода из трубного тупика не так и много. Либо будет введена губительная для украинских трубопрокатчиков пошлина, либо оформлены щадящие нервы нашего директората квоты. Первый вариант нас не устраивает по определению, второй со скрипом обсуждается и обкатывается в российских властных коридорах.

На прошлой неделе из России, как в анекдоте, пришли две новости — хорошая и плохая. Заместитель министра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков заявил о возможности введения квоты на поставки украинских труб в Россию на 2001 год. И тут же назвал конкретную цифру разрешенных Украине трубных поставок-2001 — 480 тыс. тонн. А потом источник в российском правительстве сообщил, что вопрос введения пресловутой 40-процентной пошлины все еще не снят с повестки дня. В общем, час от часу не легче... В Кабмине поняли, что действовать нужно активнее. Киев должен представить Москве свой вариант достижения “трубного перемирия”. В этой связи премьер Виктор Ющенко встретился с руководителями заводов — производителей труб. Собственно, итоги этого совещания можно было с легкостью предсказать еще до его начала. Инициативу Москвы ввести 40-процентную пошлину на импорт труб Киев рассматривает как неприемлемую. Украина согласна только на введение квоты, однако цифра 480 тыс. тонн в год нас не устраивает. “В ходе переговоров необходимо найти компромиссную цифру, — говорит заместитель министра экономики Украины Андрей Гончарук. — Понятно это не 480 тыс. тонн (столько нам предлагает РФ. — Авт.) и не 800 тыс. тонн (столько хотят поставлять в Россию наши трубопрокатчики. — Авт.)”.

Виктор Ющенко, обсуждая возможность разрешения проблемы трубного экспорта с российским коллегой Михаилом Касьяновым, отметил его готовность принять решение, устраивающее обе стороны. В украинском Кабмине уверяют, что компромисс на высоком правительственном уровне вот-вот будет достигнут. В России настроены более скептично. “Москва ведет с Украиной постоянный диалог в отношении импорта украинских труб, однако определенных результатов пока нет”, — заявил замминистра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков. Промежуточный итог переговоров таков: Украина предлагает поставлять в Россию 680 тыс тонн труб в год без учета труб большого диаметра, тогда как Россия настаивает на цифре в 480 тыс. тонн в год.

А время поджимает. Герман Греф уже заявил, что если не удастся договориться с Украиной в отношении введения квот на ввоз труб из Украины, то Россия будет вводить импортные пошлины. Сегодня вопрос “пошлина или квота?” для украинских трубопрокатчиков становится жизненно важным. Говорят, что даже в самом плохом можно найти что-то хорошее. В нашем случае эта “хорошесть” в том, что Украина учится лоббировать свои интересы на международных рынках. Дожили: наши предприятия готовы добровольно ограничить поставки, а фактически — самостоятельно урезать свои прибыли. Поверит ли Москва украинским слезам? Об этом мы узнаем уже в ближайшее время...

Начало



Электронная библиотека Магистрская работа Ссылки Автобиография