на главную
Гаврищук Оксана Андреевна
Магистр факультета экономики и менеджмента, кафедра менеджмента и хозяйственного права Донецкий национальный технический университет
|
Ссылки
Электронная библиотека
Результаты поиска
Биография
|
РЕФЕРАТ
Совершенствование системы управления логистическими потоками в условиях промышленных предприятий
|
Содержание
Введение
1. Разработка логистических систем
2. Оценка функционирования логистических систем
Выводы
ВВЕДЕНИЕ
Логистика - это новейшее направление науки о производстве, потреблении, транспорте, маркетинге. Большое значение изучению логистики придают за рубежом. В Швейцарии более 15 лет существует Европейский центр по логистике. В США более 75 процентов фирм в своей практической деятельности успешно используют приемы логистики. В современных условиях перехода от централизованной плановой системы организации народного хозяйства к рыночной экономике, когда единый Советский Союз распался на несколько суверенных государств, когда вследствие этого разорвались многие технологические и экономические связи, принципы логистики приобретают особое значение. Восстановление связей, формирование единого экономического пространства, единой транспортной, энергетической, информационной систем должно производиться только с учетом логистических принципов. Развитие логистики в Украине требует широкой пропаганды ее методов среди научных работников и производственников. Особенно в такой благоприятной для внедрения принципов логистики среде, как строительство, транспорт - важнейших составных частях инфраструктуры народного хозяйства страны.
Основными принципами логистики являются: моделирование, системный анализ, и обратные связи. Логистика рассматривает системы в общем, вбирая в себя в качестве подсистем планирование, прогнозирование производства, материально-техническое снабжение, сбыт и распределение продукции, основанные на глубоком изучении рынка.
В качестве обратных связей в логистике рассматривается спрос потребителя. В качестве критерия - минимальные затраты материальных и трудовых ресурсов на удовлетворение этого спроса. Понятием, позволяющим интегрировать все элементы логистической системы в единый, четко функционирующий механизм, является материальный поток, под которым следует понимать соединение и связи всех процессов и операций при добыче, обработке и переработке, складировании, транспортировке, распределении грузопотоков в сфере материального производства.
Логистика - это уникальная сфера творчества для стратегической ориентации развития производства, непрерывно корректируемая спросом потребителя. Стратегическая ориентация в логистике генерирует цепочку технических планов, при этом в оперативных планах реализуется ориентация на процессы сбыта и распределения с приоритетом не на отрасли экономики, а регионы, что соответствует общим тенденциям децентрализации управления.
Логистические системы функционируют в условиях неопределенности внешней среды, для них характерны случайные процессы, необходимость принятия решений в условиях недостатка или отсутствия необходимой информации. Это требует от логистических систем высокой адаптационной способности к непрерывно меняющимся условиям функционирования. С точки зрения менеджера и бизнесмена логистика - это организация планирования и управления целенаправленной подготовкой и целесообразным использованием средств и услуг, необходимых для решения определенных задач.
Логистическая система функционирует циклически. Производственно-технологический цикл замыкается спросом, который определяет целесообразность дальнейшего функционирования системы без изменений или ее реорганизации, с перестройкой на выпуск другой продукции.
Все процессы распределения и управления направлены на достижение конечной цели логистической системы - вовремя и в сохранности доставить груз.
Материальное распределение для достижения логистических целей функционирования системы реализуется в виде карты физических материальных потоков. Учитывается деятельность основной фирмы, субподрядных фирм-поставщиков, взаимодействие всей группы фирм с другими сферами бизнеса.
На всех уровнях цепочки доставка груза и ее качество сравнивается с конкурирующими фирмами.
Материальное управление относится, в основном, к распределению готовой продукции между получателями. Оно охватывает продвижение грузов на складах предприятий и маркетинг и должно обеспечить наиболее экономичное планирование, подготовку, реализацию и контроль за работой транспорта. Осуществляется непрерывное слежение за продвижением грузов по всей транспортной цепочке.
Сфера материального распределения и управления должна обеспечиваться надежной и своевременной информацией.
Обратной связью материального управления являются данные об удовлетворении спроса заказчика (потребителя).
Высокая экономическая эффективность логистики определяется, прежде всего, повышением общей организации производства, четкой увязки его звеньев, повышением управляемости системы, ее чувствительности к управляющим воздействиям. Таким образом, уже в процессе формирования логистической системы возникают условия улучшения многих показателей ее функционирования. К ним относятся: уровень запасов, время прохождения материалов по логистической цепи, продолжительность цикла обслуживания заказа, качество и уровень сервиса, размеры партии грузов, уровень использования производственных мощностей, маневренность, адаптивность, устойчивость системы.
Одним из наиболее важных примеров логистической системы, дающей очень высокий экономический эффект, является уровень запасов в системе. Посчитано, что более 30 процентов капиталов омертвляется в запасах, их содержание составляет от 20 до 40 процентов всех расходов потребителя. На предприятиях большие производственные площади заняты под буферные склады(на отдельных предприятиях - до половины).
Сокращение цикла производства за счет доставки грузов "точно в срок" позволяет сократить в два раза время выполнения заказа, следовательно, размеры оборотных средств, объем сырья и материалов в производстве (производственный запас).
Одна из фирм, применяющая принципы логистики, смогла на 60 процентов снизить запасы материала и комплектующих изделий, на 40 процентов сократить транспортные расходы, на 40 процентов сократить расходы на приобретение материалов, на 28 процентов улучшить качество поставки.
Исследования, проведенные в США, показали, что использование логистической системы МРП-2 позволяет сократить товарно-материальные запасы в среднем на 17 процентов, повысить рентабельность производства на 10 процентов, уменьшить закупки сырья и оборудования на 7 процентов. При этом на 16 процентов увеличить объем предоставляемых потребителю услуг.
Анализ работы 80-ти фирм в Германии, внедривших логистическую систему Канбан, показал, что объем складских запасов сокращен до 50 процентов, производительность труда повышена на 20-50 процентов.
Формирование и подготовка к функционированию логистической системы требует больших затрат. Из них 28-40 процентов идет на совершенствование перевозок магистральным транспортом, 25-46 процентов - на перегрузочные операции и хранение грузов, 15-25 процентов на упаковку, 5-17 процентов на прочие нужды, в том числе на обработку заказов.
Большие возможности повышения экономической эффективности производства дает повышение устойчивости системы, качества и уровня сервиса, предоставляемого заказчику. Здесь различают макроуровень и микроуровень сервиса.
Макроуровень касается распределения заказчиков по зонам и их агрегирования. Конечный параметр, позволяющий определить качество сервиса - время от получения заказа до его исполнения.
Потребители считают, что поставка по принципу "точно в срок" важна и более эффективна, но с значительным разбросом. Считается допустимость вариабельности сроков поставки 8-10 недель + /- 10 процентов, менее четырех недель - 1 процент.
Однако, уровень логистического обслуживания производства имеет некоторое оптимальное значение, составляющее около 90 процентов. При повышении уровня обслуживания, например, от 95-97 процентов экономический эффект повышается на 2 процента, а расходы возрастают на 14 процентов.
1. РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В настоящее время отношение к логистике изменилось, ей начали уделять значительное внимание, так как концепция планирования логистики универсальна и может применяться всеми предприятиями Украины без какого-либо исключения.
Логистика, как и любая другая наука, подходит к изучению объекта исследования в следующем порядке:
1. Анализ состояния исследуемого объекта.
2. Установление связей между отдельными факторами, влияющими на объект исследования.
3. Математическое моделирование и прогнозирование развития объекта в зависимости от изменения различных факторов.
Анализ отчетных показателей работы предприятия - важное звено логистики. На макроэкономическом уровне необходимо для этих целей использовать статистические данные не отдельно взятого предприятия, а всей промышленности в целом или отдельных отраслей во взаимосвязи.
Для анализа состояния предприятия следует подвергать всестороннему исследованию такие финансовые данные, как:
- налоговая отчетность;
- бизнес-план;
- итоги инвентаризации по структуре и срокам дебиторской задолженности;
- отчет об имеющихся заказах и контрактах;
- структура и сроки кредиторской задолженности.
Все эти финансовые данные должны быть подвергнуты тщательной обработке и детальному анализу, поскольку многие отчетные показатели без соответствующего их анализа не могут дать точной характеристики исследуемого явления, а тем более ответа на вопрос: оптимально или нет построена работа по данному направлению хозяйственной деятельности? Только на основании всестороннего анализа показателей работы предприятия можно дать рекомендации по оптимизации работы на исследуемом направлении работы предприятия.
Целесообразна поэтапная последовательность разработки логистических систем в рамках макрологистики:
1.Определение логичстических целей в увязке с конъюнктурой рынка.
2.Идентификация дерева целей при разработке структуры сервиса в рамках логистической системы.
3.Составление карты материальных потоков по транспортной схеме с учетом принятых грузов на производство и доставку потребителям продукции.
4. Составление схемы информационных потоков.
5.Идентификация возможного несоответствия материальных и информационных потоков и их устранение.
6. Выявление зависимости между логистическими действиями и различными сферами бизнеса.
В рамках микрологистики:
1. Разработка схем материальных и информационных потоков в границах предприятий и их взаимное согласование.
2. Оптимизация технологических процессов на производственных участках, буферных и общезаводских складах.
3. Идентификация транспортных связей между агрегатами, складами и поэтапная их автоматизация.
4. Интеграция всех производственных объектов в единую логистическую производственно-транспортную систему на основе создания АСУ предприятия.
2. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Основой для анализа логистики является концепция общих издержек управления логистикой, которая рассматривает взаимоотношения логистики и издержек производства. Складское хозяйство, транспорт, запасы, планирование производства, обработка заказа и другие издержки подсистем логистики зависят друг от друга. Попытки минимизировать издержки какого-либо отдельного вида деятельности могут привести к повышению всех затрат при организации материалопотока. Поэтому концепция логистики предполагает проведение новации любого вида деятельности логистики с учетом общих издержек системы. Комплексный анализ логистики позволяет определить пропорции системы и эффективность стоимостных характеристик этих пропорций, выработать управленческую политику. Системный анализ помогает функционированию и повышению эффективности системы логистики, поскольку результатом его являются новые концепции, внедрение новых технологий и оборудования. Коренная перестройка, реорганизация и реконструкция влекут за собой существенные затраты. В то же время принятие концепции логистики дает возможность заранее определить рамки развития и добиваться его эволюционным путем.
Таким образом, по мнению зарубежных экономистов, назначение данной концепции определяется тем, что она не только объединяет управление разрозненными функциями снабжения, но и повышает эффективность деятельности предприятий-потребителей, поскольку доставка осуществляется в нужное время, в определенное место, в необходимых количествах, что в конечном итоге повышает эффективность всей экономики. Затраты, например, на физическое обеспечение и распределение американской промышленности составляют около 20 % ВВП.
Внимание промышленного менеджмента было приковано к логистике по ряду причин:
1. концентрация усилий на повышение эффективности отдельных процессов снабжения, производства или реализации - это тупиковый путь, поскольку эффективная деятельность одной вышеназванной функции может нарушить равновесие всей балансовой системы;
2. система логистики становиться важным конкурентным орудием и основой контроля над распределением;
3. достижения научно-технического прогресса ускорили консолидацию системы логистики в единое целое. Прежде всего этому способствовало развитие системы обработки заказов с помощью компьютерной сети, развитой базы данных и системы передачи информации;
4. логистика стала определять стратегию в целом, а не только минимизировать затраты. Необходимость повышения качества продукции, позволяющего выдерживать конкуренцию на внешнем рынке, привела к повышению качества обслуживания потребителей.
ВЫВОДЫ
1. Переход к рыночным нормам управления производством основан на углублении товарно-денежных отношений, предполагающих жестокую конкурентную борьбу за потребителя. Это возможно лишь улучшением сервисного обслуживания, сокращением стоимости товаров и услуг, повышением надежности и сокращением сроков обслуживания заказчика.
2. В рыночных условиях главной целью становится не абстрактное производство, а направленное на удовлетворение спроса потребителя.
3. Основным объектом рыночных отношений является товар, куда включены материальные и денежные ресурсы, рабочая сила, научный потенциал, информация и т.п.
4. Любая готовая продукция становится товаром лишь при интеграции производства с транспортом, управления с распределением.
5. Основой рыночных отношений является единое экономическое пространство, основной элемент инфраструктуры которого - целостная транспортная система.
6. Функционально-логистические системы строятся на автоматизированных системах управления производством, транспортно-складскими комплексами, транспортом и управлением запасами.
7. Маркетинг - один из основных элементов логистических систем, включает ценообразование, большое влияние на которое оказывают транспортные расходы. В таких условиях изучение, разработка логистических систем, их элементов и даже фрагментов является важнейшей задачей. Не менее важной задачей следует считать и подготовку кадров, способных проектировать, создавать и эксплуатировать логистические системы.
8. Выполнение главного принципа функционирования логистических транспортных систем - поставка грузов "точно в срок" - возможно лишь при организации управления грузопотоками на всем протяжении, от поставщиков до потребителей.
Таким образом, создание современных логистических систем промышленности пока еще не имеет достаточной информативной базы и методов управления грузопотоками на всем протяжении транспортировки грузов. В этих условиях основной принцип логистики доставка грузов "точно в срок" может быть осуществлен за счет складов, компенсирующих неравномерность, а главное, неопределенность параметров грузопотоков.