Некоторые аспекты управления
товарно-материальными запасами
Добронравин Евгений
Руфинович, к.э.н., преподаватель Логистики каф. "Управления и
предпринимательства" Ярославского государственного университета,
директор фирмы "SIMPLE-soft"
Особенности управления
инвестициями в товарно – материальные
ценности.
Товарно-материальные запасы составляют
значительную часть активов фирмы. Кроме того, доход от
инвестирования в товарно-материальные ценности должен быть выше, чем
доход от инвестирования в более ликвидные активы (денежные средства,
ценные бумаги). Из этого исходят при вложении денежных средств в
товарно – материальные запасы.
До недавнего времени
считалось, что чем больше у предприятия запасов, тем лучше. Это
справедливо, когда у предприятия существуют проблемы с материально –
техническим снабжением, в условиях, когда необходимо создавать
значительные страховые запасы. Однако, в современных условиях
гораздо меньше стоит проблема дефицита, предприятия могут
осуществлять самые разнообразные инвестиции. Поэтому, прежде чем
инвестировать денежные средства в товарно – материальные запасы,
необходимо понимать, что при этим предприятие отказывается от
альтернативных вариантов инвестиций.
Контроль за эффективным
использованием средств в товарно- материальных запасах является
необходимым условием успешной работы фирмы. Для быстрорастущих
компаний это особенно важно, так как вложения в активы такого вида
могут быстро выйти из под контроля.
Анализ эффективности
инвестиций использования товарно – материальных
ценностей.
При анализе эффективности использования
товарно – материальных ценностей часто используют коэффициент
оборачиваемости запасов. Каждый раз, как мы продаем продукта на
сумму равную первоначальным инвестициям, мы оборачиваем наши запасы.
Коэффициент оборачиваемости измеряет количество раз оборота товарно
- материальных ценностей за период и вместе с коэффициентом
прибыльности служит показателем эффективности инвестиций в целом по
товарно – материальным ценностям и по их видам.
Предположим,
мы покупаем продукта А на сумму 1000 рублей. Объем продаж данного
продукта за период равен 1200 рублей. Таким образом, прибыль за
период равна 200 рублей от инвестиций в 1000 рублей. Если мы
покупаем продукта А на 500 рублей, а к моменту его исчерпания еще на
500 рублей с суммы выручки, полученной от продажи первой партии, то
к концу года мы получаем прибыль в те же 200 рублей, но с инвестиций
в 500 рублей. Какой выбор предпочтительнее? Второй. Рассчитаем
коэффициенты оборачиваемости для продукта А при различных вариантах
инвестирования.
Пример коэффициентов оборачиваемости.
Годовая стоимость
проданных товаров |
Инвестиции в
запасы |
Коэффициент
оборачиваемости |
1000 |
1000 |
1 |
1000 |
500 |
2 |
1000 |
250 |
4 | Существует и другой
способ оценки инвестиций в те или иные виды товарно – материальных
ценностей – коэффициент прибыльности товара. Вместе с коэффициентом
оборачиваемости он служит оценкой эффективности запасов
предприятия.
Пример:
Продукт А = Валовая
прибыль/Объем реализации по себестоимости =
200руб/1000руб=20%
Продукт Б = Валовая прибыль/Объем
реализации по себестоимости = 600руб/3000руб = 20%
На первый
взгляд оба продукта одинаково прибыльные. Но средние инвестиции в
продукт А составляют 200 рублей, а в продукт Б – 1500 рублей. Для
первого продукта мы получаем прибыль в 200 рублей с инвестиций в 200
рублей, для второго – 600 рублей с инвестиций в 1500 рублей.
Обобщающим показателем является показатель рентабельности запасов,
который представляет собой произведение коэффициента прибыльности и
коэффициента оборачиваемости.
Для продукта А он
составит:
200руб/1000руб * 1000руб./200руб. = 100% за
период
Для продукта Б он составит:
600руб/3000руб *
3000руб./1500руб. = 40% за период
Таким образом, инвестиции в
продукт А более эффективны.
Рассмотренные показатели
используются при установлении объема инвестиций и планировании
ассортимента.
Планирование (нормирование)
запасов.
Несмотря на это, в традиционном анализе
эффективности упускаются из вида внутренние взаимосвязи, которые
существуют между показателями: между оборачиваемостью и прибылью
через растущие транспортные расходы, между инвестициями в запасы и
недополученной прибылью в результате дефицита и
т.д.
Доказательство от противного: если не существует
внутренних взаимосвязей прибыли и инвестиций в запасы, то с целью
максимизации рентабельности выгодно сокращать хранимые запасы до 0.
Но это нонсенс, т.к. хранимые запасы являются условием для
реализации.
Таким образом, становится понятным, что
рентабельность должна быть и является максимальной тогда, когда
хранимый запас оптимален, как, впрочем, и показатель
оборачиваемости. Оптимизация обеспечивается путем нормирования
запасов по всему ассортименту. И возвращаясь к предыдущему примеру с
товарами А и Б, системный анализ может показать, что предприятие
хранит много сверхнормативных запасов по товару Б, и товар Б
является более выгодным для предприятия, чем товар А при условии
оптимальной работы.
Политика фирмы в отношении
неликвидов.
Практически не продаваемые запасы. Товары
либо не продаются, либо производятся периодические
трансферы. Медленно оборачивающиеся запасы. Инвестиции в эти
запасы имеют некоторое движение, но менее 1,5 раз в год. Прочие.
Инвестиции в эти запасы оборачиваются более 1,5 раз в
год. Эти цифры условны, и для каждой отрасли
специфичны. Для того, чтобы обеспечить необходимое количество
оборотов средств, инвестированных в запасы, необходимо сокращать
инвестиции в медленно оборачивающиеся виды запасов и лучше всего
начинать этот процесс с практически не продаваемых и медленно
оборачивающихся запасов и возможно даже перестать их
закупать. Высокий уровень производственно – материальных запасов
требует, соответственно, значительных текущих расходов, в то время
как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может
способствовать повышению объемов реализации и увеличению
доходов.
Существуют некоторые исключения в отношение политики
управления практически не продаваемыми запасами и медленно –
оборачивающимися запасами.
Практически не продаваемые запасы
могут поддерживаться в следующих случаях:
Если они являются
комплектующими изделиями, необходимыми для потребителя. Они новые
виды товаров, которые покупатель обязательно будет покупать в
будущем. Медленно оборачивающиеся запасы могут поддерживаться в
случаях: Предполагается продолжение или рост спроса на данный вид
товара. Покупатели ожидают, что этот вид товара всегда будет
представлен и доступен для непосредственной покупки и не существует
другого источника для удовлетворения потребностей покупателей без
хранения этого товара в запасе.
Все эти принципы необходимо
использовать при анализе и планировании инвестиций в товарно –
материальные ценности.
|