В.Ф.Янукович, Ю.В.Макогон.
Внешнеэкономические связи Украины, ее регионов осуществляются в сложных условиях, на которые влияют внутренние и внешние факторы. Прежде всего, это ухудшение конъюнктуры на традиционных внешних рынках для украинских товаров, следствия финансового кризиса, а так же низкая конкурентоспособность большинства товаров украинского экспорта. Каковы же роль и место внешнеэкономической деятельности Донецкой области в этом процессе?
Внешнеторговый оборот товарами и услугами Донецкой области в 1998 г. составил более 3 млрд 700 млн долл. США, в т.ч. экспорт более 2,5 млрд долл. - положительное сальдо – более 1 млрд 300 млн долл. США. При этом доля Донецкой области в экспорте Украины составляет около 20%. Есть несколько характерных тенденций развития внешнеэкономических связей в Донецкой области, которые свойственны и другим регионам Украины. Внешнеторговый оборот в целом уменьшается - 99,2% в 1998 г. к 1997 г., а 1997 г. был равен 1996 г. Экспорт - 94,2% в 1998 г. к 1997 г., а в 1997 г. был небольшой рост и 1996 г.
В тоже время импорт возрос на 12% в 1998 г. к 1997 г. Уменьшилось и положительное сальдо на 17% . Единственная положительная тенденция в этом периоде – уменьшение доли бартера во внешнеэкономической сфере с 16% в 1996 г. до 4% в 1998 г. Здесь важно обратить внимание на следующее: экспортом товаров в 1998 г. занимались более одной тысячи предприятий и организаций Донецкой области. Доля подавляющего их большинства (1048 экспортеров и 1062 импортера) не превышает и трех процентов общего объема экспортных (импортных) поставок соответственно. В то же время только пятью предприятиями (Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, Металлургический комбинат “Азовсталь”, Енакиевский металлургический завод, концерн “Стирол”, Донецкий металлургический завод) экспортировано более 61% товаров. Таким образом, успех развития внешнеэкономической деятельности заключается в поддержке государством отраслей-локомотивов.
Рис.1. Товарная структура экспорта Донецкой области в 1998 году.
Рис.2. Товарная структура импорта в Донецкой области в 1998 году.
В общем объеме экспорта по-прежнему значительное место занимают сырье и материалы (89%), машины и оборудование составляют 8%. В структуре сырья большая доля приходится на продукцию черной металлургии (81%). В товарной структуре импорта также преобладают сырье и материалы (71%); машины и оборудование составляет 24%. Основным видом ввозимого сырья являются топливо и минералы (52%). В этом периоде продукция предприятий и организаций Донецкой области экспортировалась в 95 стран мира. Наиболее интенсивно торговые связи развивались с фирмами России, Германии, Польши.
В результате кризиса валютно-финансовой системы России, других стран и Украины, внешнеэкономические связи Украины со странами СНГ и другими ближайшими соседями (особенно с сентября 1998 г.) претерпевают серьезное свертывание по всем направлениям. Наиболее болезненно последствия общего финансового кризиса сказались на экспортно ориентированных предприятиях. Причем, особенность создавшегося положения заключается в том, что непредсказуемая Россия, имея огромные сырьевые ресурсы, создавая демпинг, сегодня диктует свои условия по металлу. Начиная с середины августа 1998 г., украинская металлургия, как и другие отрасли промышленности, стала неконкурентоспособной на мировом рынке по ценовому показателю. Особенно в сравнении с российскими предприятиями, где применение фиксированных цен в рублевом измерении, до момента его падения, позволило экспортерам значительно снизить себестоимость в долларовом выражении. Сегодня она составляет, к примеру, по чугуну максимум 65-70 долл.США за тонну. То есть практически в два раза ниже, чем, скажем, на Мариупольском металлургическом комбинате им. Ильича. Себестоимость продукции комбината на 60-80% превышает отпускные цены, предложенные российскими металлургами. Поэтому Россия наполняет рынки дешевым металлом не худшего, чем у нас качества. Вот здесь нужен картель, который определял бы уровень цен, сегменты рынков сбыта, но нужны и политические решения на государственном уровне.
Например, в конце 1998 г. для оплаты 1 тыс. тонн железорудного концентрата с доставкой его на металлургический комбинат достаточно было отправить на экспорт 130 тонн горячекатаных рулонов, а сегодня необходимо отгрузить уже 174 тонны (то есть на 30% больше). В ближайший период спад производства возможен на 40 и более процентов. Если остановятся металлургические комбинаты, сразу же потеряют работу целые населенные пункты, такие как Докучаевск, Новотроицк, Пантелеймоновка, Красногоровка и, кроме того, целые шахтерские поселки. То есть останутся без работы те, кто дает металлургам сырье, огнеупоры и машиностроители, поставляющие оборудование для комбинатов. Следовательно, если поставщики, которые поставляют все перечисленное металлургам, сегодня не снизят цены, завтра они уже сами не найдут сбыта своей продукции.
То же можно сказать о системе морских портов, железных дорог – а здесь причины в тарифах и сложности таможенных процедур. Ведь Украина, в том числе Донбасс, – великолепная транзитная зона Европа-Азия, но в результате непродуманности решений имеется спад в 2-3 раза оборотов портов, железных дорог.
Одним из выходов из сложившегося положения может быть:
Предлагаемые меры в условиях формирования рыночной экономики могут быть оценены как непопулярные, как возврат к методам государственного регулирования. Но эти меры надо принимать - иного выхода нет, ибо каждый день оттяжки - это шаг к экономической катастрофе. Нужен и неординарный подход к реконструкции налоговой системы. Это может быть:
Рис.4. Распределение иностранных инвестиций по отраслям народного хозяйства Донецкой области в 1998 году.
У ведущих экспортеров Украины и Донецкой области химиков с АО “Стирол”, также есть большие сложности, с одной стороны, тарифы за транспортировку газа (основное сырье для минеральных удобрений) возросли в 6 раз (с 2 долл. США/тыс.куб.м (с НДС) в 1997 г., до 12,25 долл. США/тыс.куб.м (с НДС) в 1999 г.), а с другой стороны – стоимость производимых аммиака и карбамида на мировом рынке за тот же период упала в 3-4 раза (с 200 долл. США/т в 1997 г. до 50-60 долл. США/т в 1999 г.)
Среди проблем - большое количество подзаконных актов и нормативных документов. Теряется оперативность работы предприятия-экспортера. Об этом уже шла речь. Очень велика доля транспортных расходов в цене - для некоторых продуктов составляет 40-50%. В этот процесс может и должно вмешаться государство, защитить и стимулировать своих производителей-экспортеров – это мы называем неопротекционизмом.
Важным направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение в Донецкий регион иностранного капитала, что дает возможность не только расширить объемы производства, но и обеспечить создание новых рабочих мест, стимулировать ускоренное внедрение новых технологий и разработку конкурентоспособной продукции. Выгодное геополитическое положение Донецкой области, значительные природные ресурсы и наличие высококвалифицированных кадров являются важными факторами привлечения иностранных капиталов.
За 1998 год сумма полученных иностранных инвестиций в Донецкую область составила 58,5 млн долл. США, что в 2,2 раза больше прошлого года. Структура вложенных капиталов в 1998 г. состоит из оборудования - 80,34%, денежных средств - 12,14%, нематериальных активов (ноу-хау) - 6,32%. По состоянию на 1 января 1999 г. общий объём иностранных инвестиций составил 166,15 млн долл. США, но наряду с увеличением с начала года иностранных инвестиций уменьшались капиталовложения.
В Донецкой области инвестировано 275 предприятий и организаций, из них только 113 предприятий, на которые приходится 72% иностранных капиталовложений, занимаются выпуском продукции. Из общей суммы полученных инвестиций 96,9% приходится на страны дальнего зарубежья, и самыми крупными инвесторами являются страны: Германия - 13,15 млн долл. США, Великобритания - 14,65 млн долл., Америка - 37,13 млн долл., Виргинские острова (Британия) - 57,87 млн долл. США.
Здесь важно обратить внимание на такой аспект. Среди ведущих стран-инвесторов - офшорные зоны, такие как Кипр, Виргинские острова. То есть, отсюда приходят деньги отечественных предпринимателей – “теневиков”, но уже защищенные статусом иностранных инвестиций. В этом случае необходимо снова возвратиться к предложению Президента Украины об амнистии определенной части "теневого" сектора при условии гарантии международного уровня. Никакой зарубежный инвестор не пойдет к нам, особенно в тяжелую промышленность, если мы сами не будем развивать свои капиталовложения. Это возможно только с участием государства.
Проблемы иностранных инвестиций тесно переплетаются с вопросами образования специальных экономических зон (СЭЗ). Важным направлением развития Донецкого региона в условиях СЭЗ является наращивание экспортного потенциала путем создания благоприятных экономических условий для увеличения выпуска отечественной продукции и оказания услуг за счет совершенствования производства на качественно новом уровне использования современных технологий переработки, хранения, упаковки, транспортировки и реализации продукции машиностроения, пищевой и легкой промышленности, сельского хозяйства, закрепления на традиционных рынках сбыта и выхода на новые. Необходимо давать государственные гарантии по кредитам для участия в международных тендерах, стимулировать отечественный машиностроительный экспорт.
Для минимизации риска не возврата государству экспортных кредитов, обеспечения защиты экспортеров от коммерческих рисков следует создать систему страхования таких кредитов. Необходимо осуществлять последовательную работу по совершенствованию организационных форм, направленных на поддержку и укрепление объединений экспортеров, что в будущем позволит сделать возможным координацию деятельности украинских экспортеров на внешних рынках и согласование условий выхода на рынки между членами таких объединений с целью оптимального использования конъюнктуры, соблюдения правил конкуренции и международных обязательств Украины.
Было бы целесообразно, по нашему мнению, Кабинету Министров Украины внести следующие положения в механизм исполнения Закона “О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности Донецкой области” и соответствующие законодательные акты:
Необходимо устранить имеющееся несоотвествие между законами. Так, в ст. 4 закона о специальных экономических зонах указано, что инвестиционные проекты, которые реализуются на территории приоритетного развития (ТПР), являются приоритетными для кредитования под государственные гарантии, а в то же время в Законе о государственном бюджете на 1999 г. правительству было запрещено выдавать гарантии под кредитные соглашения между зарубежными инвесторами и отечественными предприятиями.
Имеются проблемы и в том, как формируется статистика внешнеэкономических связей? До 1997 г. информация об экспорте и импорте области создавалась на основании отчетов предприятий. Начиная с 1997 г., данные о внешней торговле товарами область получает от Государственной таможенной службы. Наряду с положительными моментами этого нововведения (более полная информация, один источник получения ее) существуют и отрицательные: невозможность контролировать объективность получаемых данных, ограничения в пользовании информацией (Государственная таможенная служба не разрешает предоставлять данные по предприятиям, а только в обобщенном виде, что вызывает трудности в работе пользователей статистической информации, в том числе облгосадминистрации и различных контролирующих органов). Публикуются различными государственными органами данные, которые отличаются друг от друга: таможенной службой, Министерством внешнеэкономических связей и торговли Украины, Государственным комитетом статистики Украины, Министерством экономики Украины.
В связи с образованием на территории Донецкой области СЭЗ требуется совершенствование и ведение в области статистики для определения эффективности использования инвестиций, полученных под конкретные инвестиционные проекты.
Важным резервом повышения эффективности внешнеэкономической деятельности на региональном уровне являются еще не до конца используемые возможности системы Торгово-промышленной палаты Украины и ее региональных отделений палат в вопросах содействия развития внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, привлечения инвестиций. Полезным было бы и для предприятий, и для государства создание и ведение Торгово-промышленной палатой (ТПП) единого реестра предприятий и организаций экспортеров и импортеров. Формируется также реальное единое национальное информационное пространство, которое может быть подключено по системе Международной Торговой Палаты в мировую систему деловых и инвестиционных предложений. Этим занимаются большинство ТПП за рубежом, к этому приступила и Российская Торгово-промышленная палата. Можно в виде эксперимента начать эту работу в Донецкой области.