Тренажеры для задач распознавания образов - новый класс систем компьютерного обучения
Под термином "тренажер для задач распознавания" (ТЗР) будем понимать программно-аппаратный комплекс или систему, которая способна генерировать описание ситуации или объекта из некоторой предметной области, позволяет обучаемому провести исследование этой ситуации или объекта, а затем их некоторым образом идентифицировать. Зачастую, задача распознавания образа является только первым этапом значительно более сложной задачи (например, создание модели и "образа объекта").
Рассмотрим отличие ТЗР от традиционных систем компьютерного обучения. Традиционные автоматизированные обучающие системы (АОС) предъявляют учащемуся некоторую порцию учебного материала, контролируют полученные знания и обеспечивают переход к следующей порции учебного материала.
Обучающие системы различаются:
По сравнению с традиционными АОС ТЗР имеет ряд особенностей.
Кроме систем компьютерного обучения существует еще один класс систем, в некотором смысле аналогичный ТЗР. Это системы искусственного интеллекта, занимающиеся распознаванием образов.
По отношению к таким системам ТЗР представляет, так сказать, "обратную задачу". Вместо традиционной для искусственного интеллекта проблемы - научить ЭВМ распознаванию образов ТЗР предлагает использовать ЭВМ для генерации образов, распознавать которые придется человеку (будущему специалисту).
Выводы: Автоматизированные обучающие системы на основе ТЗР позволят решить задачу межрегионального обмена данными в масштабах страны и за ее пределами. С этой целью целесообразно использовать ресурсы информационной системы Internet. Созданию приложений по информатике в нашей стране препятствует недостаток программных продуктов, способных обеспечивать надежную поддержку при одновременной работе с несколькими клиентами. Для предлагаемой системы с ее базами данных "образов объекта" - это необходимое и очень важное условие развития и становления. WWW предлагает выгодное решение этой проблемы с использованием многофункциональных клиентов и серверов со стандартными протоколами передачи информации. Для быстрой разработки обучающих информационных систем используют Web в соединении со своим локальным сервером. Парадигма Web обеспечивает более удобное объединение специальной информации с другими локальными и удаленными источниками. Web также упрощает многие моменты создания подобных приложений. В частности, она позволяет кодировать данные об авторах для соблюдения конфиденциальности и авторских прав.