проблемы перестрахования в современной Украине

Позднякова С.В.

Донецкий национальный технический университет

(Доклад был представлен в апреле 2003 года на международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в Севастопольском национальном техническом университете. Тезисы приведены в сборнике "Проблемы эффективного функционирования предприятий в современных условиях", 20-25 апреля 2003г. - Севастополь: Издательство СевНТУ, 2003 - 217 страница. )

Как показывает мировой опыт, одним из индикаторов положения экономики любой страны является развитие страхования. Оно обеспечивает надежные гарантии восстановления нарушенных имущественных прав и интересов, связанных с жизнью и здоровьем, в случаях потерь, вызванных пожаром, стихийными бедствиями, техногенными авариями, транспортными происшествиями и другими непредсказуемыми обстоятельствами. В то же время страхование не только освобождает государство от расходов на возмещение убытков в результате неблагоприятных событий, но и существенно воздействует на укрепление финансового положения государства, является эффективной формой накопления средств граждан и значительным стабильным источником долгосрочных инвестиций. Страхование определяет уровень культуры любого цивилизованного общества и обеспечивает его социально-экономическую стабильность.

Учитывая реальные обстоятельства страхования, невозможно не признать, что перестрахование является почти идеальным способом возмещения убытков посредством перераспределения первичного страхового фонда (страховой фонд - это объединение страховым обществом ресурсов для скорейшей компенсации разного рода убытков). Страховое общество, передавая одному или нескольким переcтраховщикам ту часть риска, которая превышает его финансовые возможности, добивается разумной однородности рисков и обеспечивает сбалансированность своего страхового портфеля (страховой портфель - совокупность принятых на страхование рисков данным страховщиком за определенный период времени).

Перестрахование на первый взгляд защищает страховщиков, но это влечет за собой защиту и служащих страховых компаний от потери работы, акционеров компании от понижения прибыли. Для страхователей это означает сохранение ставок страхования до тех пор, пока изменения, ведущие к увеличению убытков не изменят свой внезапный характер на постоянный. И, наконец, государству гарантируется поступление налогов от страховой деятельности. А также выигрыш во времени, который получают страховые компании, прибегая к услугам перестраховщиков, дает возможность оценить изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности и найти оптимальный вариант, чтобы эти изменения учесть в дальнейшем. И в довершении всего, применительно к достаточно своеобразной ситуации, сложившейся в нашей стране, нельзя не отметить то, что отдельные виды страхований являются прибыльными, если не высокоприбыльными.

Украинский страховой рынок пока далек от совершенства. Как в плане законодательного регулирования, системы налогообложения, так и финансового потенциала. Большая часть из ныне действующих на рынке компаний (а их 328) имеют незначительный собственный капитал и в ряде случаев служат для оптимизации системы налогообложения или отмывания денег коммерческими структурами

Как отмечают сами участники рынка, страховых компаний, занимающихся реальным страхованием и имеющих достаточно собственных ресурсов для обслуживания крупных клиентов, не более десяти. Хотя не все они могут пока самостоятельно покрывать риски свыше $10 млн. Как правило, такие риски местные операторы перестраховывают в западных компаниях. В 2001 году из собранных украинскими страховщикам более 3 млрд. грн. около 57,4% ушло перестраховщикам, из них более половины (785 млн. грн.) пришлось на долю иностранных перестраховщиков.

Недостаточный уровень капитализации рынка страховщики и экономисты объясняют низкими темпами развития экономики, а также неблагоприятными условиями, которые сегодня созданы для инвестирования в страну. Плюс к этому существующая система налогообложения страховой и перестраховочной деятельности способствует участию страховых компаний в различных схемах оптимизации налогообложения, что приводит к созданию "кептивных компаний", деятельность которых не связана с оказанием услуг прямого.

В ближайшие 2-3 года можно ждать значительных структурных изменений на отечественном страховом рынке, которые, возможно, сделают его более привлекательным как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

Несмотря на ограниченную финансовую емкость отечественного рынка, их количество в несколько раз превосходит показатели других стран, где страхование развито намного лучше.

В то же время, как считают эксперты, в ближайшие два-три года ситуация изменится. Это будет обусловлено вступлением в силу норм нового Закона "О страховании", принятого осенью прошлого года, направленных на увеличение минимального размера уставного фонда СК. А также внесением в налоговое законодательство изменений, касающихся ставок налогообложения для страховщиков и перестраховщиков, что также должно свести к минимуму использование их в схемах по уходу от налогообложения и вывозу капитала из страны.

В связи с этим количество страховых компаний может кардинально сократиться. Деятельность "кептивных" структур потеряет смысл. Останутся лишь те компании, которые занимаются реальным страхованием. Что касается мелких СК, которые пытаются работать на страховом рынке, не будучи при этом "карманными", то им придется найти способ в ближайшие год-два значительно нарастить собственный капитал. В противном случае они будут куплены либо просто уйдут с рынка.

Как известно, недокапитализация страхового рынка является проблемой недостатка денег в стране. Перестрахование, на мой взгляд, является выходом в сложившейся в Украине ситуации недокапитализации рынка.

Разделим здоровые тенденции рынка и нездоровые. Роль перестрахования для этих сегментов диаметрально противоположна. Если речь идет о реальном страховании, когда страхуется, например, авиация, крупные имущественные комплексы стоимостью в десятки миллионов долларов, то представьте: одна глобальная катастрофа, и украинского страхового рынка на следующий день нет.

Поэтому без перестрахования в Украине не обойтись. С другой стороны, с перестрахованием связано множество нелегальных схем перекачки денег за рубеж. С этой проблемой надо бороться регуляторно, фискально. Можно, например, посмотреть, на какие рынки перестраховывается большая часть финансовых рисков. Этот вид страхования является идеальным инструментом для отмывания денег.

Что же все-таки необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию?

Прежде всего, должно быть государственное регулирование, надзор за страховым рынком, усовершенствование законодательной базы. Что касается последнего, то все виды деятельности и процедуры должны быть детально прописаны в законе, чего нет сейчас. В частности, деятельность перестраховщиков, посредников, система налогообложения.

Если говорить о перестраховании, то заслуживает внимания инициатива разделить перестрахование на т.н. "мягкое" и "жесткое" и соответственно его регулировать. "Жестким" перестрахованием будем считать работу с перестраховочными компаниями-нерезидентами, которые имеют рейтинг Standart&Poors или MOODY'S. В этом случае злоупотребления нереальны. Основная их часть приходится на т. н. "мягкую" часть рынка. Соответственно, и контроль за ней должен быть жестче. Можно, например, ввести разные ставки налогообложения для этих двух групп.

Существуют также постановления правительства, котрые делают практически невозможным перестрахование рисков через иностранные страховые компании.

Для предпринимателей Украины, осуществляющих международные морские, авиационные и автомобильные перевозки, эксплуатирующих объекты повышенного риска, осуществляющих крупномасштабные инвестиции, с выходом Постановления Кабинета Министров Украины от 18.05.2000 г. №825 "Об утверждении Порядка освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения с Украины согласно международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения" наступили очень горячие и достаточно сложные времена. Это касается прежде всего того, что, согласно нормам законодательства, они должны застраховать риски, возникающие во время осуществления предпринимательской деятельности. Но с каждым днем становится все тяжелее это сделать. Отечественные страховики, за несколько лет наработавшие механизм такого страхования, используя систему перестрахования рисков у ведущих иностранных перестраховиков, в результате негативных последствий данного Постановления могут фактически приостановить обеспечение страховой защитой предпринимателей и граждан.

Для Украины, как и для всех стран бывшего СССР, вопрос перестрахования рисков у ведущих перестраховиков мира является особенно актуальным и необходимым ввиду следующих причин: · незначительный размер страховых резервов отечественного страхового рынка (так, по этим показателям страховой рынок Украины в 20 раз меньше польского); · действие некоторых договоров страхования распространяется на территории других государств, поэтому отечественные страховики считают целесообразным их перестрахование в таких странах, с дополнительным обязательством перестраховика выступить в роли аварийного комиссара или сюрвейера, в случае если страховые случаи произошли на территории данного государства; · согласно требованиям норм международного права, предусмотрена обязательность заключения договоров страхования субъектами предпринимательской деятельности гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств ("зеленая карта"), авиационных, морских и других рисков; · непризнание украинских полисов иностранными субъектами предпринимательской деятельности и их требования по перестрахованию у признанных перестраховиков.

Следовательно, перестрахование рисков у иностранных перестраховиков - это необходимое условие обеспечения финансовой стойкости и нормализации деятельности отечественного страховика, содействующее расширению его страховой деятельности. Т

ак, при передаче части риска в перестрахование между страховиком и перестраховиком подписывается документ "ковер-нот", в котором указываются, кроме всех условий перестрахования, такие важные реквизиты, как сумма ответственности (страховая сумма) и сумма перестраховочного платежа.

Если нерезидент не получит указанную сумму перестраховочного платежа в полном объеме (согласно Постановлению №825, нерезидент должен получить уменьшенную на 15% сумму платежа), то, согласно условиям договора и международным стандартам и правилам, перестраховик не несет ответственность и может отказать в выплате страхового возмещения в случае наступления страхового события. На перестрахование берутся риски, которые являются и кратковременными, и меньшими по сроку, чем налоговый период.

Поэтому Постановление №825 в механизме налогообложения перестрахования рисков у иностранных перестраховиков не только не создает условия расширения сотрудничества между Украиной и другими странами, а даже противопоставляет отечественное законодательство международному, но не учитывает тот факт, что на перестрахование берутся риски, которые являются и кратковременными, и меньшими по сроку, чем налоговый период, и те, которые могут заключаться по многочисленным перестраховочным договорам.

Итак, предложенный Постановлением №825 механизм применения процедуры "возмещения" суммы налога уже приводит к невозможности получения страховыми компаниями - резидентами Украины перестраховочной защиты у компаний-нерезидентов, и, как следствие этого, отечественные предприниматели и граждане не могут получить заблаговременно страховую защиту и вынуждены обращаться к иностранным страховикам, нарушая нормы законодательства Украины о страховании, и отправлять свободно конвертируемую валюту в другие страны.

Если нерезидент не получит указанную сумму перестраховочного платежа в полном объеме (согласно Постановлению №825, нерезидент должен получить уменьшенную на 15% сумму платежа), то, согласно условиям договора и международным стандартам и правилам, перестраховик не несет ответственность и может отказать в выплате страхового возмещения в случае наступления страхового события.

В связи с этим можно подвести итог. В принципе, перестрахование является необходимым условием эффективного функционирования государства, если соблюдать все правила, предписанные этому направлению. Но на Украине существуют некоторые противоречия, мешающие этому направлению работать в "нужном русле", что искажает представление о перестраховании.