В.Глизница
Статья опубликована на сайте http://www.metalloexport.com/92.htm
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕХАНИЗМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ
УКРАИНА В МИРОВОМ ТОРГОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Все предыдущие программы подъема экономики, выхода из кризиса, осуществления
рыночных реформ изначально были обречены, ибо в них игнорировались проблемы
непосредственного производителя продукции. Поэтому новая программа делает
ставку на отечественного производителя, на его государственную поддержку,
определяет отраслевые приоритеты: машиностроение, металлургия, химическая и
легкая промышленность, сельское хозяйство.
Ориентация на поддержку отечественного товаропроизводителя позволяет более
эффективно решать вопросы использования внешнеэкономического потенциала.
Внешняя торговля должна быть одним из важнейших источников роста производства
НД и ВВП. А пока же отечественный производитель на внешних рынках чувствует
себя неуютно, сковано, в постоянном страхе за падение производства, снижение
качества товаров, пассивное сальдо торговли.
В 1995 году торгово - экономические связи осуществлялись со 156 странами в
разных регионах земного шара, с неодинаковыми масштабами и эффективностью.
В 1995 году, как и в предыдущем году, балансирование внешней торговли
осуществлялось за счет товарооборота со странами Азии, Африки и Америки.
Торговля со странами СНГ и Европы принесла убытки. В значительной степени
торговля с этими странами осуществлялась на бартерной основе.
При увеличении экспорта на 11,9% размер пассивного сальдо Украины уменьшился на
30,6%. Однако несбалансированность торговли осталась значимой. Из всей суммы
пассивного сальдо в $2950 млн. на обмен с Россией приходилось $2713 млн., или
почти 92%. До последнего времени не найдено путей коренного улучшения структуры
торговли с Россией, увеличения экспорта товаров в противовес импорту
энергоносителей.
Украина как независимая страна находится в геополитическом торговом
пространстве 10 приграничных государств: России, Польши, Белоруссии, Словакии,
Болгарии, Венгрии, Румынии, Турции, Грузии. Это огромный потенциальный рынок
сбыта украинской продукции. С этими странами Украина имеет общую границу, а с
Турцией и Грузией - морскую в акватории Черного моря.
В 1995 году 83% украинского товарооборота приходилось на все остальные 9 стран,
в том числе по экспорту 78,5% и 21,5%, а по импорту - 74,5% и 25,5%. Между тем
в 9 странах проживает 167,2 млн. человек населения, что на 11,5% больше, чем в
России. Украина явно недооценила потенциальные возможности этих стран в
расширении торгово-экономических отношений, в укреплении своей экономики.
Восстановление ранее существовавших в рамках СЭВ экономических связей и их
значительное расширение стран является для Украины объективной необходимостью.
Через пространство этого рынка Украина может продвигать свои товары на другие
рынки.
Продвижение товаров Украины на рынки ЕС и ЕАСТ проходит с большим трудом в
связи с наличием тарифных барьеров, экспортных ограничений, антидемпингового
регулирования. В 1995 году по сравнению с 1994 годом Украина увеличила свой
экспорт в страны ЕС на 41,1%, а импорт - на 96,6%, что явилось главной причиной
роста пассивного сальдо в 5,2 раза. В торговле с этими странами выявилась
полная бесперспективность ориентации на экспорт сырья и изделий первичной
степени переработки. Структура экспорта Украины будет зависеть от реализации
новой экономической программы правительства, ориентированной на развитие
современного машиностроения, металлургической, химической промышленности. На
рынке ЕС следует взять курс на максимально быстрое адаптирование отечественного
производства к экономическим реалиям современного рынка. На вооружение следует
взять опыт Японии, Южной Кореи, Тайваня по энергосбережению и умению
производить продукцию с минимальными затратами, конкурентно способную на этом
региональном рынке. Без этого Украина не сможет успешно интегрироваться в ЕС и
мировую хозяйственную систему.
В торговле Украины со странами ЕС видна ее несбалансированность. Если в 1994
году пассивное сальдо по экспортно - импортным операциям наблюдалось только с 4
странами (ФРГ, Франция, Нидерланды, Дания), то в 1995 году к этим странам присоединилось
еще 4 государства: Великобритания, Люксембург, Ирландия, Греция, или 2/3
состава стран ЕС. За два года (1994-1995) торговли со странами ЕС Украина
потеряла в виде пассивного сальдо $483,4 млн.
В 1995 г. по сравнению с 1994 г. показатели торговли Украины со странами ЕАСТ
ухудшились: объем товарооборота сократился на 20,4%, а импорт увеличился на
14,5%, что привило к пассивному сальдо в $40,6 млн. Как известно, страны ЕАСТ с
1 января 1993 года получили от ЕС режим наибольшего благоприятствования в
торговле, что создало условия для свободного передвижения между ЕС и ЕАСТ
капиталов, товаров, услуг, рабочей силы.
Украина должна учитывать интеграционные процессы в странах Азии, АТР. Там
набирает силу такое объединение государств в общий рынок, как АРЕС (Аsia and
Pasifics Economics Corporation) в составе 15 государств, созданное в 1989 году.
В эту группировку входят страны АСЕАН, НИС и такие развитые страны как Япония,
США, Канада, Австрия, Новая Зеландия, а также Китай. Этот региональный рынок
самый крупный, с огромными природными богатствами, где проживает около 40%
населения земного шара, производится более 50% ВНП мира. Украина на этом рынке
делает только первые шаги. В 1995 году товарооборот Украины со странами этого
рынка составил $21543,8 млн., в том числе со странами АСЕАН - $318,8 млн., с
Китаем - $428,4 млн., с НИС - $210,5 млн. и развитыми индустриальными странами
- $1136,8 млн. Импорт Украины составил $580,7 млн. при положительном
внешнеторговом сальдо в $993,1 млн.
Чтобы утвердится на этом рынке, Украина должна постоянно стимулировать торговлю
со странами АТР. На этом рынке находит сбыт продукция химической промышленности
и прежде всего, удобрения, прокат черных металлов, электрооборудование,
сварочные аппараты, газовые турбины, транспортные средства, определенные виды
продукции АПК. Перспективными товарами на рынке АРЕС могут быть
высококачественная продукция машиностроения, судостроения, электроника.
Украина осуществляла торговлю и со странами такого большого рынка как НАФТА, куда входят США, Канада, Мексика. Это рынок высоких технологий. Общий товарооборот Украины со странами НАФТА в 1994-1995 гг. составил $1441,8 млн., в том числе 86,1% приходится на США, 13,6% - на Канаду и только 0,3% на Мексику. Торгово - экономические отношения Украины со странами НАФТА резко отличаются, а с Мексикой находятся в зачаточном состоянии. Украина способна производить товары, которые могли бы находить сбыт в Мексике. Мексика имеет спрос на энергетическое оборудование, продукцию химической промышленности, машиностроения, судостроения.
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ.
Иностранные инвестиции начинают играть все более существенную роль в экономике
Украины. Если верить официальным данным, то они равны примерно половине объема
отечественных капиталовложений из централизованных источников. Окончательные
данные за 1996 год пока не опубликованы, но по прогнозам первого заместителя
министра внешнеэкономических связей и торговли И.Подолеева, сделанными в июле
прошлого года, их общий объем должен достигнуть 1,8-2 млрд. долларов, для
Украины начавшей, 1996 год с менее чем 1 млрд., - это значительный успех.
Настораживает большой разрыв в данных, которыми оперируют украинские
официальные лица и зарубежные экономисты, в частности эксперты из “Экономист
интеллиженс юнит” - аналитического центра при лондонском журнале “Экономист”.
По расчетам последних Украина достигнет рубежа в 2 млрд. долларов только к 2000
году, хотя, если исходить из динамики, представленной украинской стороной, это
знаменательное событие можно будет отметить осенью года нынешнего. Трудно
однозначно сказать в чем тут дело. Рискнем, однако, высказать предположение,
что в ряде случаев объявленный и реальный объем инвестиций может сильно
отличаться.
И если отечественные экономисты ориентируются на первую цифру, то осторожные
англичане предпочитают вторую. Исходя из этого можно сказать следующее, что из
40 млрд. долларов иностранных инвестиций необходимых нашей экономике можно
ожидать в 20 раз меньше. Для сравнения другим государствам Восточной Европы:
около трети всех прямых иностранных инвестиций в 1996-2000 годах - свыше 30
млрд. долларов - получит Россия. Согласно прогнозам Польша получит в 14 раз больше,
чем Украина, Чехия в 10 раз, Венгрия - в 12, прибалтийские страны в 1.5 раза.
Конечно это прогноз, но он базируется на анализе сравнительных преимуществ для
иностранных инвесторов той или иной страны. И уже сейчас нужно принимать более
активные шаги по их привлечению в экономику Украины. И проблема здесь не только
в совершении законодательной базы, но и использовании действующих законов.
Случаи финансовых махинаций украинских партнеров, оставшихся безнаказанными,
получают широкую огласку в зарубежной печати и отнюдь не работают на создание
позитивного образа нашей страны в глазах потенциальных инвесторов.
В первой половине 1996 года западные специалисты оценили рейтинг 26 бывших
социалистических стран и республик СССР. Оценка проводилась по 11 параметрам.
Среди названной группы Украина находилась на 20 - м месте с общим показателем
3,0, обогнав, например, в целом отсталый в экономическом отношении и
раздираемый гражданской войной Таджикистан, где этот показатель равен 1,6. Для
сравнения можно отметить, что рейтинг Чехии составил 8,6.
Нет оснований утверждать, что ситуация в Украине кардинальным образом
изменилась за последние месяцы. Зарубежных инвесторов среди прочих факторов
останавливает весьма значительный даже по сравнению с другими постсоциалистическими
республиками странами уровень криминализации экономики. При этом следует
напомнить, что даже по достаточно умеренным оценкам Мирового Банка, за прошлый
год объемы операций теневого сектора экономики составили 45% украинского ВВП.
Необходимо отметить, что спрос на зарубежные инвестиции в мире в целом
значительно превышает их предложение. Поэтому появление Украины на мировом
инвестиционном рынке предполагает борьбу за привлечение этих средств. Среди
ряда факторов, положительно влияющих на приток иностранных инвестиций, как уже
отмечалось, является наличие эффективного инвестиционного законодательства,
причем не только и не столько самой законодательной базы, а ее незыблемость,
стабильность. Вместе с тем за последние годы в стране было проведено, по
крайней мере, три существенных изменения “правил игры” в области правового
обеспечения инвестиционной деятельности.
Кроме того, стоило бы, видимо, присмотреться к тому, кто именно и почему, не
смотря ни на что, пытается вкладывать свою твердую валюту в неустойчивую
украинскую экономику. Бытует мнение, что к нам идут, во-первых, крупные
компании, для которых возможность потери нескольких миллионов или даже десятков
миллионов долларов не скажется фатально на их судьбе; во-вторых, авантюристы,
т.е. те, кто хочет разбогатеть, используя доверчивость украинского бизнеса. И
это правда: идут и те и другие, но правда далеко не вся. Рискнем предложить
более адекватную классификацию иностранных инвесторов.
Во-первых, это действительно крупные компании, готовые налаживать собственное
производство и дилерскую сеть, в первую очередь из США, ФРГ и др. западно
европейских стран, к которым в последнее время все большее желание проявляют
крупные корпорации из Южной Кореи. Эти компании готовы иногда идти даже на
временные потери, но дождаться лучших времен и с уже имеющихся плацдармов
начать наступление на восстанавливаемый украинский рынок. Но не всем удается
выдержать удары республиканской и местной бюрократии и придирчивых конкурентов из
числа “новых украинцев”. И если компания “Джонсон и Джонсон” все-таки решила
продолжить производство для Seagram атака местных начальников и решивших
проявить принципиальность таможенников оказалась фатальной - фирма закрыла свой
блестевший яркими огнями в центре Киева магазин и свернула коммерческую
деятельность. И это, несмотря на то, что после титанической борьбы удалось
победить группу наших энергичных соотечественников, быстро наладивших
производство напитков с этикеткой и в бутылках знаменитой фирмы.
Второй тип инвесторов, который получает распространение в последние годы -
различные фонды, стремящиеся как это принято во всех цивилизованных странах,
диверсифицировать собственные инвестиции и обеспечить своим вкладчикам
достойный уровень прибыли. В последние годы они все активнее работают в нашей
стране, особенно в тех случаях, когда их действия получают поддержку
официальных кругов и финансовых учреждений в собственных странах, как это, к
примеру, имеет место в случае с Соединенными Штатами Америки.
Третий тип инвесторов - это не всегда самые крупные и самые известные
иностранные компании, но в Украине они могут найти и находят специфические ниши
для своего бизнеса. Это, в частности, касается украинской нефтедобычи, куда в
виду не слишком больших объемов производства трудно привлечь лидеров отрасли.
Для таких компаний получение устойчивых доходов и возможность самореализации
являются ключевыми характеристиками, и поэтому вполне понятно, что когда их
обманывают, они, как это стало в случае с Борщаговским химкомбинатом,
обращаются не только к помощи украинского суда, но и к услугам собственных
законодателей, особенно, конечно, если последние представляют сенат США, от
которого напрямую зависит размер помощи выделяемой Украине.
Четвертый тип - это уже упоминавшиеся желающие “отмыть” деньги, либо просто
наслушавшиеся рассказов собственной прессы о “новых русских” (украинцах),
ставших миллионерами за считанные месяцы. Но сейчас, когда инфляция подавлена,
подобные чудеса случаются все реже. И если быстро разбогатеть становится все
труднее, то желающих “тихо” вернуть в Украину раннее вывезенные капиталы, не
приносящие ожидаемых прибылей на цивилизованном Западе, оказывается достаточно
много. При этом открывается возможность получить определенные льготы, выступив
в роли иностранного инвестора. Не случайно поэтому, что инвестиции из Кипра или
Лихтенштейна намного превышают капиталовложения из таких стран, как Канада или
Япония.
Пятый тип инвесторов - компании из Восточной Европы и бывшего СССР, которые уже
на основе новых принципов пытаются наладить кооперацию с украинскими
предприятиями, используя часто неформальные отношения, производственные связи и
знание рынка.
Можно было бы классифицировать потенциальных инвесторов более строго, отобрав фиксированный набор критериев (объем инвестиций, географическое расположение, и т.д. и т.п.), но важнее понять какими идеями руководствуется тот или иной инвестор, приходя на украинский рынок, чего он ожидает от своих потенциальных партнеров, в какой форме будет организован его бизнес. Кстати, анализ свидетельствует о том, что пятый тип (по нашей классификации) примерно в двое реже предпочитает создавать совместные предприятия, чем все остальные инвесторы, а первый настаивает на своем контроле над создаваемой фирмой, хотя и не возражает в категоричной форме против участия в нем украинской стороны.