Карпова Т.П.. «Управленческий учет»: Учебник для ВУЗов .- М.:ЮНИТИ, 2000г. стр. 610-615.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
Процесс управления затратами и себестоимостью продукции предприятия носит комплексный
характер и предусматривает решение вопросов формирования издержек производства
и себестоимости как отдельных видов продукции, так и по всей их совокупности,
установление продажных цен по каждому изделию и определение их рентабельности,
выявление и практическое использование резервов экономии затрат и снижения себестоимости,
осуществление контроля за состоянием и характером изменений фактической себестоимости
и величины затрат по сравнению с плановыми показателями, утвержденными предприятием,
и в динамике.
Исходя из содержания понятия «управление» основными элементами управления затратами
и себестоимостью продукции
промышленного предприятия является прогнозирование и планирование, нормирование
затрат, организация их учета и калькулирование себестоимости продаж, анализ,
контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.
Трудно переоценить то значение, которое имеет наличие информации об издержках
для деятельности предприятия и результатов этой деятельности. Пользователями
такой информации выступают собственники и управляющие предприятием, акционеры,
кредиторы, органы исполнительной власти.
Непосредственно в процессе управления издержками и себестоимостью продукции
решают, где, когда и в каких объемах должны расходоваться ресурсы предприятия,
где, для чего и в каких объемах нужны дополнительные финансовые ресурсы и как
достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому
целью управления издержками и себестоимостью продукции является обеспечение
экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.
Каждое предприятие должно предусматривать использование разнообразной информации
о деятельности предприятия в системе управления затратами и себестоимостью продукции:
• при прогнозировании, оценке ожидаемой величины затрат и установлении показателей
себестоимости продукции с целью выявления путей развития предприятия и ожидаемой
прибыли и рентабельности на период более двух лет;
• в процессе планирования, т. е. обоснования величины затрат и себестоимости
продукции на предстоящие один-два года с учетом организационного уровня производства
и влияния всех факторов, которые поддаются количественной оценке. Особое Значение
при текущем планировании затрат и себестоимости ^продукции имеет экономическое
обоснование решений о производстве новых изделий и снятии с производства устаревших,
об учете эффективности использования всех видов ресурсов, новой техники, организационно-технических
мероприятий, внедрения новой технологии и т. д.;
• при нормировании, определении оптимального размера затрат материальных, трудовых
и финансовых ресурсов при производстве запланированной к выпуску продукции;
• в процессе улучшения учета фактических затрат, обоснования калькуляции себестоимости
продукции;
• при анализе затрат и себестоимости продукции путем сравнения фактических показателей
с плановыми, в динамике, с предприятиями-конкурентами и расчете факторов, влияющих
на эти изменения;
• в процессе контроля и регулирования показателей по ходу хозяйственно-финансовой
деятельности, выявления резервов экономии издержек производства и возможностей
по снижению величины и уровня себестоимости продукции (за счет совершен- j ствования
управления и организации производства, устранения 1 имеющихся недостатков в
деятельности предприятия и т. д.).
В целях обеспечения эффективного управления издержками и формированием себестоимости
выпускаемой продукции промышленное предприятие должно добиваться осуществления
следующих мероприятий (соблюдать следующие правила рабо- | ты):
•увеличивать производство конкурентоспособной продук- j ции за счет более низких
издержек и, следовательно, цен;
• обеспечивать качественной и реальной информацией о себестоимости отдельных
видов продукции и учитывать их позиции на рынке по сравнению с продуктами предприятий-конкурентов;
• использовать возможности гибкого ценообразования; ;
• предоставлять объективные данные для составления финансового плана и бюджета
предприятия;
• иметь возможность оценивать деятельность каждого структурного подразделения
с финансовой точки зрения;
• принимать обоснованные и эффективные решения.
Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления издержками -
внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной
себестоимости, а внешняя - на себестоимость реализованной продукции ;
Многие другие аспекты совершенствования управлении издержками производства и
себестоимостью продукции рассматриваются в последующих разделах данной главы.