ДонНТУ
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра менеджмента и хозяйственного права

Стригалёва Олеся Валерьевна
2003

Основы менеджмента
Общие вопросы
50
0

1. Кто является основателем школы научного управления:

А.Файоль
Г.Форд
А.Гастев
Ф.Тейлор

2. Целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения 
ее  поведения в определенном направлении определяется как:

суицид
управление
мастерство
делегирование

3. Впервые о менеджменте как самостоятельной области знаний и практической деятельности 
было высказано в докладе одного из авторов

М. Вебер (1864-1920)
Г.Таун (1844-1924)
Ф.Тейлор (1856-1915)
Г.Эмерсон (1853-1931)

4. Кто создал одну из первых теорий управления:

Конфуций
Аристотель
Макиавелли
Платон

5. Выберите основные напрвления школы научного управления :

описание функций управления, систематизация управления организацией; 
разработка систем мотивации труда;
разработка принципов подбора кадров, систем обеспечения ресурсами в процессе труда и 
систем стимулирования труда;
математическое моделирование процессов функционирования организации

6. Какая из школ управления сформировалась на основе работ Ноберта, Винера, Л.В. Кантеровича, 
А.И. Берга:

школа научного управления
административная школа
школа человеческих отношений
математическая школа управления

7. Вследствие чего менеджмент рассматривается как вид деятельности:

с помощью менеджмента профессионально подготовленные специалисты формируют организации 
и управляют ими путем постанавки целей и разработки способов их достижения;
менеджмент направлен на достижение определенной цели или целей, именно он создает 
экономическое и социальное развитие;
менеджмент представляет представляет собой организационную структуру, в рамках которой 
реализуются функции управления;
менеджмент направлен на объяснение природы управленческого труда, установление связей 
между причиной и следствием.

8. Какие из функций менеджмента характерны для стадии принятия управленческих решений:

координация, активация и стимулирование;
прогнозирование и планирование;
учет и анализ;
планирование и организация.

9. На какой из стадий управления осуществляется активация и стимулирование:

реализация принятого решения;
принятие управленческого решения;
контроль;
вообще не осуществляется.

10. В чем заключается суть американской модели менеджмента:

наибольшую гармоничность и мобильность организации обеспечит система пожизненного найма и 
продвижения по службе в зависимости от выслуги лет;
фирме должно быть присуще постоянное обновление, стремление приспособиться к внешним 
факторам, главным из которых является потребитель;
успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах: рациональной организации 
производства продукции, снижении издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, 
роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов; основная стратегия 
- непрерывный рост и углубление специализации производства;
фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными 
действиями как "клан".

11. По степени участия сотрудников в управлении выделяют следующие стили руководства:

формальный и неформальный;
внешний и внутренний;
централизованный и децентрализованный.
авторитарный и коллективный.

12. Какая из организационных культур основана на утверждении: "Человеческий капитал - это 
единственный из активов, повышающий свою стоимость":

ориентация на общество;
ориентация на покупателя;
ориентация на работающих;
ориентация на руководителей.

13. Нужда в чем-либо необходимом для существования и развития, ощущение дефицита, 
сопровождаемое стремлением ликвидировать его - это:

потребность;
интерес; 
мотив;
желание.

14. Какой американский психолог в 1943 году выдвинул теорию, согласно которой человек работает 
для удовлетворения свох потребностей, которые различны и образуют иерархию актуальности:

Абрахам Масллоу;
Мэррей;
Рокич;
Херцберг.

15. В каких ситуациях следует предпочтительнее использовать авторитарный стиль руководства:

сотрудник не любит работать, избегает ответственности, ему необходима безопасность;
сотрудник может осуществлять самоуправление;
сотрудник проявляет приверженность к труду;
сотрудник наделен чувством рационализма.

16. Кто разработал модель мотивации, основанную на птребностях, выделив две категории факторов: 
факторы удовлетворения (мотивация) и факторы гигиены ("фрустаторы"):

Ф.Герцберг;
Мак-Клелланд;
Маслоу;
Э.Мэйо.

17. Под принципами управления понимают:

пробуждение себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации;
совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой подчиненности и обеспечивающих 
взаимосвязь между управляющей и управляемой системами;
основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению
 управленческих функций;
соизмерение (сопоставление) фактически достигнутых результатов с запланированными.

18. В чем заключается принцип применимости менеджмента:

менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей;
менеджмент разрабатывает своего рода руководствво к действию для всех работающих в фирме 
сотрудников;
охватывает различные асппекты деятельности: материальные, функциональные, смысловые;
внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников.

19. Что понимают под демократизацией управления

тщательное осуществление менеджерами системы поощрений и наказаний, рассматривая ее с 
учетом непредвиденных обстоятельств;
все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих 
управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства;
участие в управлении организацией всех сотрудников;
каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодичекси отчитываться 
за их выполнение.

20. Реаллизация функций и принципов управления осуществляется посредством:

контроля;
мотивации;
планирования;
методов

21. Какой из методов управления проявляется через обязательные предписания, консультации и 
рекомендации:

организационно-административные;
экономические;
социально-психологические;
поведенческие.

22. Какую из форм воздействия на коллектив требуют социально-психологические методы:

расширение самостоятельности и большая свобода коллективов;
экономическое соревнование;
установление ответственности;
инструктаж подчиненных.

23. Какое из понятий выражает довольно устойчивый тип социального образования или 
общественных отношений:

делегирование
мотивация
стремление к увеличению экономических выгод
самоуправление

24. На чем основаны экономические методы управления:

на создании необходимых условий осуществления управленческого процесса;
на формировании благоприятного морально-психологического климата в коллективе и развитии 
личных способностей работников;
на предоставлении исполнителям возможности получить часть экономии, возникшей в результате 
увеличения эффективности труда;
на принуждении работников выполнять требуемые действияи вознаграждении за исполнительность.

25. Внутренняя среда организации представляет собой:

совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно или 
которые она должна учитывать;
совокупность таких элементов как разделение труда, технология деятельности, организационный 
порядок;
подчинение, "уход" от влияния либо нейтрализацию его неблагоприятных последствий;
непосредственное взаимодействие организации с поставщиками, потребителями, конкурентами.

26. Какой из законов организации гласит, что возможности организации как единого целого
 превышает сумму возможностей ее отдельных частей:

закон композиции
закон онтогенеза
закон дополнения внутренних процессов и функций противоположно напрвленными
закон синергии

27. Что утверждает закон необходимого разнообразия:

необходимость индивидуального развития, охватывающее различные изменения от зарождения до 
окончания жизни;
различные задачи каждой части организации уточняют и детализируют общую цель;
устойчивость функционирования организации требует, чтобы оона выполняла некий минимальный 
набор различных видов деятельности и располагающая специалистами различного уровня 
подготовки;
сохранение пропориональности между организацией и ее частями при любых возможных 
изменениях.

28. К естественной организации относят:

жилищный кооператив
завод
министерство
населенный пункт

29. По особенностям функционирования организации делят на:

деловые и общественные
естественные и искусственные
механические и органические
официальные и неофициальные

30. Какие организации предназначены для удовлетворения потребностей своих участников во 
взаимопомощи, общении, самовыражении:

деловые
общественные
унитарные
механистические

31. К какому типу организаций относится учебное заведение:

унитарная
плюралистическая
неформальная
неофициальная

32. Какое из утверждений верно:

закон информированности обязывает руководителей обеспечивать подчиненных минимальным 
объемом информации, необходимой для работы;
закон дополнения гласит, что все утраченные элементы организации доолжны немеддленно 
замещаться новыми, иначе она не сможет функционировать;
закон композиции гласит, что все элементы организации подчиняются общей цели, а их собственные 
цели их конкретизируют;
закон синергии отррицает возмможность взаимной поддержки отдельных частей организации.

33. Какая из функций организационной культуры обеспечивает поддержание правил и норм 
поведения

адаптивная
охранная
регулирующая
мотивирующая

34. Какое из утверждений не верно:

охранная функция организационной культуры препятствует проникновению в организацию чуждых 
взглядов, ценностей, норм;
ориентирующая - направляет действия членов организации в необходимое русло;
адаптивная - облегчает вхождение в организацию новичков;
интегрирующая функция организационной культуры побуждает людей активно участвовать в делах 
организации;

35. Что можно отнести к субъективным организационным ценностям:

символика организации
профессиональная этика
внешний вид сотрудников
товарный знак

36. Американский исследователь У.Оучи выделил следующие виды организационных культур:

бюрократическая, предпринемательская, опекунская
праксиологическая, административная
культура власти, ролевая, культура задачи, культура личности
рыночная, бюрократическая, клановая

37. Кем создана типология управленческих культур, в которой каждому из типов присвоено имя 
соответствующего олимпийского бога: Зевса, Аполлона, Афины, Диониса:

У.Оучи
Дил
С.Хонди
Кеннеди

38. Совокупность мероприятий, охватывающих психологическое воздействие на членов организации,
 - это:

обряд
ритуал
философия организаци
стиль поведения

39. Каким из понятий в менеджменте определяется совокупность прав и обязанностей 
самостоятельно без согласования с другими принимать решения, отдавать распоряжения и 
выполнять те или иные действия в интересах организации:

способности
профессионализм
полномочия
делегирование

40. Что не относится к основным способам распределения полномочий в организации:

единоначалие
множественное подчинение
поглощение или разделение полномочий
наличие обратной связи

41. Что не влияет на величину полномочий, сосредоточенных у отдельного работника или 
коллектива:

сложность решаемых задач
важность решаемых задач
разнообразие решаемых задач
величина ресурсов, необходимых для решения задач

42. Главная  характеристика степени  централизации в организации - это:

тип упправленческой культуры
доля решений, принимаемых на высших ступенях управления организацией
платежеспособность предприятия
номенклатура  выпускаемой продукции

43. Что дает руководителям возможность предписывать своим непосредственным подчиненным что,
 когда и где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной 
цели:

функциональные полномочия
линейные полномочия
рекомендательные полномочия
согласительные полномочия

44. Как называется вид управленческой ответственности за создание необходимых условий 
деятельности:

функциональная ответственность
распорядительная ответственность
правильного ответа нет
общая ответственность

45. Что не относится к характеристикам деятельности организации по достижению целей:

степень достижения целей
величина получаемого результата
соотношение результата и затрат
важность достигнутых результатов для общества

46. Высокий уровень образования и квалификации исполнителей приводит, в первую очередь, к:

уникальности профессиональных качеств высшего руководящего звена
росту объемов производства и сбыта
ослаблению власти современных руководителей
расширению номенклатуры выпускаемой продукции

47. Выработка управленческого решения на основе идей, бессистемно выдвигаемых группой в 
процессе совместной работы, и их последующего уточнения и обсуждения - это:

"дельфийский" метод
демократический стиль руководства
метод PIMS
метод мозговой атаки

48. Какая из организационных структур является более совершенной с точки зрения современных 
подходов:

линейная
линейно-штабная
функциональная
матричная

49. В какой компании впервые была применена дивизиональная структура управления:

Эппл
Крайслер
Дженерал Моторс
Найк

50. Кто разработал концепцию рациональной бюрократии:

Масслоу
Кучер
Макиавелли 
М. Вебер