«Наше пиво» - кто не рискует, тот не пьет...
Несмотря на достаточно пессимистичные прогнозы относительно общей судьбы региональных предприятий, нельзя не отметить, что определенный шанс у них все-таки есть. Шанс этот предоставляет некоторая громоздкость и неповоротливость структур лидеров рынка, которые, увлекаясь стратегическим планированием, не всегда могут среагировать на ситуационные изменения спроса, и оперативно удовлетворить желания потребителей.
Именно на этом сейчас строят свою работу в России менеджеры «Пивоварен Ивана Таранова», объединяющие под своим флагом ряд жизнеспособных региональных предприятий.
Объективные предпосылки для появления подобного холдинга в Украине существуют. Это и дефицит производственных мощностей ведущих компаний в летние месяцы, и отсутствие нормального премиум-сегмента, и восприимчивость рынка к «свежим» торговым маркам. Кроме того, хороший потенциал продемонстрировал уже в 2002 году сегмент кегового пива, за счет которого как раз и удержались на плаву многие региональные предприятия.
Если бы подобный холдинг был создан (а в его создании могут быть заинтересованы как владельцы сетей супермаркетов, так и сторонние инвесторы), он мог бы рассчитывать на завоевание в первые два-три года работы 10 – 12% отечественного пивного рынка. Учитывая то, что суммарная емкость рынка к тому времени приблизится к отметке в 200 млн. дал, объемы продаж гипотетического холдинга могут достигнуть 25 млн. дал в год.
Структурно холдинг мог бы объединить наиболее привлекательные независимые предприятия Украины (о таких заводах мы уже говорили ранее). Заполучив в коалицию независимых из разных регионов страны, холдинг мог бы обеспечить создание национально-региональной торговой марки, в которой объединялись бы привлекательные черты национального брэнда и «своего» пива. К примеру, национальный брэнд «Светлое» мог бы иметь региональные «подвиды» «Светлое бердичевское», «Светлое уманское», «Светлое запорожское», и так далее. Такое разделение позволило бы сохранить традиционную аудиторию региональных марок, добавив к ним национальную «надстройку». Подобная схема позволила бы также упростить систему дистрибуции, и удачно решить задачи из сферы логистики, которые с усилением конкуренции будут приобретать все большее значение на пивном рынке.
Кроме того, «имея в распоряжении» ряд заводов, владельцы холдинга могли бы точнее реагировать на различия в региональных пивных предпочтениях.
Разумеется, гипотетическому холдингу пришлось бы позаботиться и о сырьевой базе. В состав группы следовало бы включить предприятия, обладающие собственными солодовнями, и имеющими контракты на закупку качественного пивоваренного ячменя (такие заводы сейчас есть среди «независимых»).
Одной из наиболее перспективных ниш для холдинга «Наше пиво» (надо дать ему условное название, чтобы не обеднять синонимический ряд) станет премиум-сегмент. В России продажи элитного пива в 2002 году росли намного быстрее рынка в целом, и это при том, что многие элитные марки имеют розничную цену почти невероятную для украинского рынка.
У нас элитное пиво пока не привлекает особого внимания компаний. У всех четырех «монстров» оно существует, что называется, «для ассортимента», однако никто не делает особой ставки на его развитие. Вероятным представляется сценарий, согласно которому, запущенный в 2003 – 2004 году премиум-брэнд, обеспеченный соответствующей рекламной и маркетинговой поддержкой, сможет оказаться в положении безоговорочного лидера в своем сегменте. И совсем не исключено, что таким брэндом сможет стать напиток «Нашего пива».
Если исходить из стандартных для пищевого рынка оценок (даже несколько их занижая), емкость элитного сегмента отечественного пивного рынка должна составлять более 7 млн. дал в год. Учитывая то, что рентабельность в этом сегменте может вдвое, а то и вчетверо превышать традиционную, можно сказать, что премиум-сегмент должен стать самым лакомым кусочком рынка.
Сегодня украинский потребитель уже готов к появлению премиального пива, и нонсенсом выглядит присутствие в ресторанных меню обычных сортов этого напитка, продаваемых с двойной или тройной наценкой.
Грамотное продвижение пивного брэнда через сегмент HoReCa может дать результаты, превышающие те, которые были достигнуты в России с «ресторанным» пивом «Тинькофф».
Не исключено, что для обеспечения полноценной жизни элитного брэнда «Нашему пиву» придется выстроить «с нуля» суперсовременный завод, сравнительно небольшой мощности, что позволит поддерживать стабильно высокое качество своей продукции.
Помимо элитного сегмента, взоры менеджеров «Нашего пива» могут быть обращены к продажам разливного или кегового пива. В условиях летнего дефицита именно холдинг, включающий в себя независимых регионалов может стать «королем ситуации». Для этого необходимо создать в регионах сеть точек, работающих с кеговым пивом холдинга (тут могут использоваться различные схемы – и самостоятельное строительство, и передача франкшизы, и заключение договоров с владельцами подобных точек). Важно, чтобы эти заведения были объединены единой торговой маркой, например «Народное пиво». Наличие свободных мощностей на большей части региональных предприятий позволило бы наладить бесперебойную поставку кегового пива в эти точки, что, без сомнения, привлекло бы розницу, которая страдает от летних перебоев поставок, которые случаются с самыми популярными марками.
При введении единой системы контроля за качеством, а также проведении гибкой ценовой политики, «Народное пиво» могло бы стать настоящим хитом летнего сезона, потеснив с рынка, в первую очередь ПЭТ.
Еще один ресурс, за счет которого может рассчитывать на успех «Наше пиво» - тактическая гибкость. Руководство холдинга должно обращать внимание на слабые места в позиционировании марок-конкурентов, на пробелы в их линейках, неудачные рекламные или маркетинговые ходы, и молниеносно реагировать на них. Разрозненные региональные предприятия самостоятельно не могут играть на ошибках гигантов, а вот холдинг реально может отвоевать несколько процентов рынка.
Одним из уязвимых мест крупных корпораций является рекламная политика. Как правило, рекламные договоры заключаются с агентствами на год вперед, что не позволяет учитывать изменение рыночной ситуации. Рекламные агентства, в свою очередь, полны желания «освоить» средства клиента, и планируют масштабные кампании, не желая корректировать их, исходя из сложившейся на рынке ситуации. В результате, нередки случаи, когда рекламные миллионы одной компании работают на продажи конкурентов.
Реклама – одно из уязвимых мест крупных компаний еще и потому, что большие деньги порождают большие соблазны, и часто предпочтение отдается тем, кто обеспечит наиболее привлекательные условия не брэнду, а лично человеку, отвечающему за рекламу. За счет этого эффективность вложений резко падает.
Мобильная структура нового холдинга может варьировать рекламную стратегию в зависимости от складывающихся на рынке обстоятельств, времени года, темпов роста и усилий, предпринимаемых конкурентами.