Выбор программы трехмерного моделирования, которая бы удовлетворяла всем требованиям пользователя, - нелегкая задача, особенно, если все программы, из которых приходится выбирать, одинаково незнакомы пользователю или несравнимы между собой по сложности и глубине предлагаемых возможностей. Например, перечисление возможностей типичного трехмерного приложения старшего класса будет очень неинформативно для начинающего пользователя. Поэтому необходимо ориентироваться на те программы, которые предоставляют действительно необходимые возможности, а окончательное решение о выборе программного пакета должно приниматься с учетом финансовых возможностей и временных затрат на освоение программы.
Конечно, исходя из ситуации, сложившейся сейчас в Украине, финансовые возможности пользователя чаще всего должны всего лишь удовлетворять ценам на “пиратскую” продукцию. Но тогда нужно учитывать, что никто не несет ответственности за неполную, испорченную или предоставляющую не все обещанные возможности копию приобретенного программного продукта, а также понимать, что продукт, разработанный на сомнительном программном обеспечении, не может быть вынесен на широкий рынок.
Конечно, важно понять - продукты, созданные специально для ландшафтного проектирования предлагают шаблонные решения, сделать что-то свое практически невозможно. В то же время программы для общего моделирования предлагают намного больше возможностей, но каждый предмет приходится делать самому.
Целью обзора было дать представление о существующих программных продуктах ландшафтного моделирования. Именно с точки зрения ландшафтного дизайнера проводилась оценка и сосредоточено внимание на лучших/плохих сторонах того или иного программного продукта.
Простых, а также легких в обучении, плюс ко всему понятных программ по построению 3-х мерных сцен ландшафта и получения качественного результата - практически нет. Т.е. они, конечно, существуют, но без соблюдения всех вышеперечисленных условий.
К классу таких программ относятся профессиональные пакеты, которые достаточно трудоемки в изучении, сложны в использовании и требуют больших вычислительных ресурсов компьютера, плюс ко всему отличаются высокой стоимостью от 2000$ и выше. Для освоения таких пакетов как минимум необходимо полгода, для быстрой работы нужен компьютер не менее PIII-800 с графическим ускорителем, а для получения качественного и окончательного проекта необходим богатый практический опыт и собственные наработки.
Профессиональные студии видеографики, частные мастера, в основном, делают проекты зданий т.е. архитектурное моделирование. Качественный и количественный состав растений в таких проектах оставляет желать лучшего - 5, 6 видов деревьев, пару видов кустарников и цветов, вот все что мы увидим. А для полноценного представления сада необходимо как минимум, 10 видов деревьев, различные по высоте и окраске кустарники и цветы, дополнительные строения.
Важно понять, продукты, созданные специально для ландшафтного проектирования предлагают шаблонные решения, сделать что-то свое практически невозможно. В то же время, программы для общего моделирования предлагают намного больше возможностей, но каждый предмет приходится делать самому.
Далее приводится обзор возможностей отдельных приложений. Все приведенные цены, разумеется, на лицензионные продукты.
Это очень распространенные программные продукты, в них могут “найти себя” и школьники, и профессиональные студии и дизайнеры.
Эти пакеты используются там, где необходимо добиться реалистичного трехмерного представления. Виды использования 3D Studio MAX также различны, от создания внешнего вида того или иного здания, до моделирования видеоэффектов в кинофильмах. И, при всех его достоинствах, программа не предназначена именно для ландшафтного моделирования. Возможности 3D Studio VIZ в этом плане богач. Уже есть готовые объекты: лестниц, каркасы домов, окна, деревья и т.п.
Итак, данные программы представляет собой высокопрофессиональные продукты для создания реалистичных 3-х мерных сцен, объектов, спец. эффектов и т.п. Это 32-разрядное, многопоточное приложение, разработанное с учетом всех преимуществ платформы Windows NT и ориентированное на рынок инструментов старшего класса, где очень важна точность. В программе реализованы объемное освещение, генератор частиц и анимированные функции деформации. Для рендеринга применяется 64-разрядный механизм сканирования строк с полным гамма-контролем до 10000 строк
Возможности программы ничем не ограничены, это универсальный продукт трехмерного моделирования, и в этом есть определенный недостаток. Дело в том, что если Вы уже работали в 3D Studio MAX, тогда создание ландшафта происходит достаточно просто. Накопленные объекты: деревья, дома, созданные раньше сцены, вы объединяете в одном модуле, дорабатываете и проект готов. Но, при отсутствии опыта и наработок, все приходится создавать с нуля. И, прежде чем будет получена окончательная сцена, потребуется много сил и времени. Время на поиски объектов (деревья, кустарники, дома), время на их преобразование их в необходимый вид, время на разработку собственных объектов и, наконец, время на составление композиции. Это очень трудоемкий процесс, который может оказаться не всем под силу.
Кроме того, серьезный минус программы - высокие требования к компьютеру. Для полноценной (оптимальной) работы, необходим очень мощный компьютер. Иначе планирование превратится в долгое ожидание перерисовки сцены. Ведь для получения реалистичного 3-х мерного вида сада и дома, применяться множество текстур (заливка объектов), большое количество деревьев и кустарников, различные модификаторы и т.п., а это требует огромных вычислительных мощностей компьютера. Разработчик, фирма Kinetix, для версии 3D Studio MAX 3.0 выдвигает следующие минимальные требования:
процессор Intel или совместимый с процессорами семейства Intel и имеющий тактовую частоту не менее 200 МГц (для комфортной работы сдвоенный процессор Pentium II);
не менее 64 Мбайт оперативной памяти (для комфортной работы не менее 128 МБайт);
250 Мбайт свободного места на диске для файла подкачки;
видеокарта с разрешением 1024х768 при глубине цвета 16 бит на пиксел (65536 цветов) (для комфортной работы - с ускорителем Open GL, Direct 3D или Heidi, глубину цвета лучше поднять до 24 бит на пиксел (16777216 цветов));
Но все же можно сказать, что эти продукты – одни из лучших на данный момент для трехмерного моделирования, отличающиеся реалистичным видом окончательной сцены и богатыми дизайнерскими возможностями. Они позволяют реализовать любые дизайнерские решения, идеи используя на полную мощь возможности компьютера.
3D Studio MAX использует объектно-ориентированный подход и использует технологию Windows DLL (Dynamically Linked Libraries) PLE (Procedural Linking and Embedding). Это означает, что изначально загружаются не все модули (инструменты), а по мере работы вызываются только необходимые, что экономит память и делает систему более гибкой. На сегодняшний день существует уже более сотни подключаемых под 3D Studio MAX приложений (плагинов, plug-ins),что было названо открытостью программы.
Стоимость продукта:3D Studio VIZ - 2300$, 3D MAX - 4300$.
Мощный и профессиональный продукт для архитектурного моделирования. Довольно детально позволяет представить модель будущего проекта (здания, строения), учитывая всевозможные размеры, нагрузку на конструкции и т.п. Очень широко распространен среди архитекторов. В качестве программы для визуализации и двухмерного представления будущего ландшафта приспособлен мало. Базы растений нет, двухмерный план не отличается наглядностью, а трехмерный вообще впечатления трехмерности не оставляет. Для изучения - сложен. Множество редко нужных, а потому обычно мешающих работе настроек, окон. Хотя и доступно множество различных объектов: здания, деревья, предметы и т.п., но качество визуализации низкое, реалистичность проекта минимальна.
Общий интерфейс ARCHI CAD
Вообще, программа не предназначена для специфичного ландшафтного проектирования и не учитывает его специфики. ArchiCAD и совместимые с ним программы показывают удовлетворительный схематический план.
Стоимость продукта: около 2000$, поставляется с электронным ключом, есть русифицированная версия.
Пример трехмерной реализации
Пакет Simply 3D компании Micrografx - одна из самых простых программ, и, что не менее важно, едва ли не самая дешевая. Она обладает массой возможностей, которых обычно не ожидают от продукта с такой ценой. Тем, кому не нужны исключительно сложные эффекты, пакет Simply 3D предложит быструю, высококачественную и, что немаловажно, недорогую графику.
Схожесть пользовательского интерфейса приложения с интерфейсом пакета Microsoft Office, которым пользовались большинство пользователей, позволяет создать изображение средней сложности даже не пользуясь руководством. Кроме того справочная система программы в стиле "вопрос-ответ" сопровождает пользователя на всех стадиях созданиясцены. Все, что нужно для работы, уже вынесено в главное окно: панели инструментов; окно, в котором представлена иерархия элементов проекта (щелкнув правой кнопкой мыши на любом элементе, можно быстро внести в него необходимые изменения); а также каталог,из которого выбираются объекты, источники освещения, материалы и анимационные ролики. Представлены с достаточно высоким качеством 100 стандартных текстур и 400 объектов.
Конечно, пакет Simply 3D, как полноценное средство моделирования, не сравним с тем же 3D Studio Max, однако он, тем не менее, содержит простые, но мощные средства, позволяющие создавать ограничивающие контуры для искажения объектов и движущиеся элементы, а также редактировать элементарные объекты вплоть до закручивания их по спирали. Программа поддерживает VRML 2.0, а также форматы GIF, AVI и PIC для сети Web и мультимедийных приложений. Совместимость с технологией "drag-and-drop" OLE 2.0 облегчает ее взаимодействие с другими приложениями. Выборочная трассировка лучей позволяет имитироватьпрозрачность и отражение.
В комплект поставки включено 50 анимационных эффектов, которые можно перетащить мышью на любой объект. Создатель, компания Micrografx предусмотрела возможность выполнения всех основных операций: вращение на 360 градусов и перемещение, а также более сложные виды анимации: качание, дрожание, движение по восьмерке, по дуге, по орбите и по прямой.
В состав Simply 3D входят средства изменения уровня детализации трассировки лучей, предназначенные для настройки величины отражений на объектах (при понижении движка уровня время, затрачиваемое на рендеринг, уменьшается). Кроме того, программа позволяет выполнять избирательную трассировку (привязав трассировку лучей к объектам, удастся сэкономить еще больше времени), выбор целевых объектов,деформацию текста, а также создавать руководства с элементами анимации. При этом качество получаемых результатов относительно высоко.
Есть, конечно, и некоторые отрицательные моменты. Например, для начинающего окажется довольно сложно правильно разместить источники освещения при помощи мыши, хотя поддержка технологий Direct 3D и OpenGL позволяет легко определить направление освещения. Для более точного управления объектами удобнее использовать анимацию по ключевым кадрам (их количество можно увеличить или уменьшить, но при этом отсутствует возможность индивидуального управления каждым кадром). Также не реализован режим предварительного просмотра результатов в процессе рендеринга. Двухэтапный выбор нужной пиктограммы из раскрывающейся панели инструментов также вызывает некоторые неудобства. И все же достоинства этой несложной программы значительно перевешивают ее недостатки. Приложение Simply 3D позволяет создавать прекрасные изображения с бликами и тенями, а использование метода буксировки дает возможность существенно ускорить проектирование композиции сцены.
Стоимость продукта: около 90 долл.
Достаточно интересная программа, довольно приятная в работе, есть русифицированная версия.
Очень важное качество – наличие достаточно обширной базы данных по растениям, различным постройкам и т.п. Для русскоговорящих пользователей проблемой может стать то, что описания к этой базе - на английском, но вполне стоит перевести и разобраться. Организован качественный поиск по растениям и объектам, с возможностью задания различных параметров. Например: поиск кустарников, светолюбивых, средней влажности почвы, нейтральной кислотности, и с вечнозеленым типом листвы выполняется простым выделением нужных полей.
Создание плана начинается с загрузки фона (фото) т.е. то, на чем строится дизайн. Сначала фотографируется нужный объект, затем накладываете на него объекты (деревья, цветы и т.п.) и получается окончательный вариант. Достаточно оригинальный и простой вид представления будущего проекта.
Конечно, использование такого подхода оправдано лишь тогда, когда необходимо показать не общий вид плана, а некоторую ее часть, например вход в дом с будущим оформлением, часть парка, газон. Надо заметить, что с отдельными объектами 3D MAX позволяет достигать такого же эффекта.
К достоинствам также можно отнести достаточно качественный 2-х мерный вид.
Очень большим недостатком данного продукта является то, что, так как он специализирован на создании фото, невозможно посмотреть проект с различных точек.
Результат работы в Complete Landscape Designer 3
Потому имеет смысл использовать данный пакет для конкретного показа определенного объекта или при разработке масштабного проекта – для подробного описания и представления малых участков.
Данный продукт официально не поставляется в Россию и Украину.
Bryce® 4 предназначен для разработки, внедрения и анимации трехмерных пейзажей и виртуальных трехмерных скульптур. Bryce - идеальное приложение как для начинающих, так и для искушенных пользователей, поскольку оно чрезвычайно просто в использовании и поставляется с библиотеками заготовок, которые можно использовать в своей работе. По мере совершенствования в Bryce можно научиться создавать собственные покрытия, изображения неба и многое другое, при этом процесс создания и результаты работы остаются забавными и занимательными.
Вы начинаете с построения собственной сцены, используя базовые объекты, такие как горы, моря, скалы, шары и блоки, затем применяете различные текстуры к объектам, добавляете небеса и источники света, затем легко фиксируете картину и даже добавляете анимацию для создания захватывающих фильмов. Просто редактируйте эти формы, чтобы получить в точности то, что хотите.
Версия Bryce 4 теперь включает многочисленные фильтры экспорта и импорта, новую небесную лабораторию, мгновенно переводит свободные USGS данные в трехмерные модели. Кроме того, в Bryce 4 входит дополнительный CD с учебниками, справочником и образцами, чтобы Вы могли быстро научиться создавать и приступить к созданию замечательных трехмерных миров.
В четвертой версии Bryce появились следующие новые возможности:
Sky Lab (Небесная лаборатория) - позволяет создавать небо с большей детализацией, контролем объемности, сферическими облаками и эффектом солнечных лучей за облаками, просматривать созданное в реальном режиме, анимировать облака, солнце, луну, туман, дымку, радуги, кометы, а также управлять цветной перспективой для реалистичной и сюрреалистичной атмосферы.
Для работы под Web - прямой доступ к ресурсам World Wide Web непосредственно из Bryce, использование объектов Bryce в качестве ссылок при генерации html, возможность общения с другими пользователями Bryce через BryceTalk и т.д.
Для создания анимации добавлены интерактивный просмотр анимаций в реальном масштабе времени, навигация по анимации с использованием интерфейса storyboard, а также вывод анимаций в формате QuickTime или Real Movie для ускорения передачи анимаций в Интернет.
Для более качественной визуализации добавлено использование встроенной гамма-коррекции и 48-bit сглаживания для более чистой и резкой визуализации, построение более реалистичных текстур с помощью улучшенных карт текстур и изображений, Fall-off контроль для большей точности передачи поведения света, добавление объектам "самосоздающихся" теней с помощью нового режима, поддержка Adobe® Photoshop® plug-ins для улучшения/редактирования собственных двухмерных карт текстур.
К преимуществам можно отнести то, что Bryce 4 разработан с обеспечением простоты в использовании. Есть простые пути освоения трехмерного моделирования для графических специалистов и для домашнего использования. Интерфейс интуитивен, с хорошей обратной связью, что позволяет быстро увидеть результаты по ходу внесения изменений. Образцы, включаемые в Bryce 4, позволяют просто создавать различные скалы, деревья, горы и другие объекты. Образцы материалов позволяют создавать объекты из камня, воды, газов, облаков; большие здания, палатки, обои. Можно перейти от солнечного теплого дня к холодной ночи несколькими щелчками мыши, интерактивно преобразовать пустыню в лыжный склон, анимировать сцену, создавая иллюзию перелета через горы, равнины и моря, созданные пользователем. Кроме того в большинстве случаев законченные работы в Bryce могут быть не только распечатаны, но помещены в Web. Изображения могут быть сохранены в html для размещения в Web; любой объект может быть связан с URL, обеспечивая переход к другим Web страницам, сайтам или кадрам мультимедийной презентации. Другие новые Web возможности включают экспорт в MetaStream, вывод в QTVR, и VRML.
Возможности импорта/экспорта осуществлены следующим образом. 3D импорт возможен в следующие программы:
3D Studio (.PRJ)/(.3DS) (добавлено или обновлено в Bryce 4.0.1)
AutoCAD (.DXF)
Heightfield (.HF)
LightWave (.LWO)/(.LWS)
Portable Greyscale Map (.PGM)
TrueSpace (.COB)/(.SCN)
USGS DEM (.DEM)
USGS SDTS (.DDF)
VideoScape (.VSA)
VistaPro DEM (.DEM) (добавлено или обновлено в Bryce 4.0.1)
VRML1 (.WRL)
Wavefront (.OBJ)
World Construction Set (!ELEV) (добавлено или обновлено в Bryce 4.0.1)
2D импорт осуществим в BMP, JPEG, PICT, Adobe® Photoshop®, Targa и TIFF.
Для ОС Windows® выдвигаются следующие системные требования:
Процессор Pentium® или совместимый
Windows® 95/98/Windows NT®4 Service Pack 3
32 MB оперативной памяти (64 MB рекомендовано)
75 MB свободного дискового пространства
16-24 битный цвет
CD-ROM
Из рассматриваемых в данном обзоре продуктов данный пакет (производитель – фирма JASC) имеет едва ли не самую низкую цену и позиционируется на рынке как система начального уровня. Между тем в этой программе реализованы довольно сложные режимы, которые могут вначале оказаться совершенно непонятными непрофессионалам.
Среди положительных качеств Pixel 3D можно отметить простоту экранного интерфейса, состоящего из панели инструментов и большого окна для создания трехмерных изображений и анимационных роликов. Средства работы в режиме реального времени обеспечивают очень быструю реакцию системы. Приложение Pixel 3D даже полностью перерисовывает объект при его перемещении, что гарантирует более точное позиционирование. Следует сказать, что программа разработана для платформы Windows.
Но после ознакомления с главным окном и обращения к меню становится ясно, что пользовательский интерфейс все же нельзя назвать интуитивно понятным, а сама программа представляет собой довольно странное смешение простых функций и возможностей, присущих пакетам более высокого класса. К достоинствам программы можно отнести иерархическое представление объектов, возможность управления распределением памяти и поддержка 23 различных форматов файлов. Недостатками можно считать следующее. Как и Simply 3D, Pixel 3D имеет средства быстрого создания трехмерного текста, но не позволяет осуществлять предварительный просмотр поверхностей и результатов применения различных эффектов (например, скошенных углов). Кроме того, отсутствуют предварительные установки для буксировки и анимации, а также пиктограммы текстур. Управление источниками света реализовано достаточно неудобно.
Таким образом, новичкам за короткий срок не удастся создать трехмерный текст или изображение, поскольку интерфейс недостаточно интуитивен. В комплекте поставки практически нет стандартных объектов, а само приложение распространяется на дискетах. Возможно, программа Pixel 3D и подойдет опытным пользователям (поддержка сложных типов делает ее неплохим конвертером трехмерных объектов), но начинающим она покажется чересчур запутанной и вряд ли понравится, даже с учетом невысокой цены.
Стоимость продукта: около 70 $.
В этом разделе рассмотрим программы, которые являются менее популярными на рынке Украины и России.
Extreme 3D (разработчик – Macromedia, разработана под платформы Macintosh и Windows). Пакет Extreme 3D компании Macromedia можно купить как отдельное приложение либо в составе одного из наборов программ FreeHand Graphics Studio 7 (449 долл.) или Director 6 (999 долл.). Его преимуществами являются интеграция с другими продуктами компании Macromedia и способность выполнять рендеринг изображений в смешанных многоплатформенных сетях. Он позволяет “перетаскивать” двухмерные профили в Extreme 3D из пакета FreeHand и применять к ним трехмерные эффекты. В пакете Extreme 3D реализован быстрый высококачественный рендеринг Фонга, а также рендеринг в режиме реального времени. Сейчас программа поддерживает форматы VRML, progressive JPEG, PNG и 3DMF компании Apple. Новый инструмент генерации частиц позволяет создавать эффекты пламени и раскаленной поверхности. Большой набор возможностей и функций - неоспоримое преимущество пакета Extreme 3D при реализации большинства проектов. Цена продукта: 399 $.
Sculpt 3D 4.2 (разработчик – Byte by Byte Software , разработана под платформы Macintosh и Windows). Пакет Sculpt 3D популярен среди создателей цифровых иллюстраций, которые разрабатывают сложные скульптурные объекты и выполняют рендеринг результатов с высокими разрешениями для вывода на печать. Программа предоставляет более полутора кубических километров рабочего пространства с точностью в пределах 0,01 мм. Для облегчения предварительного просмотра во всех измерениях функция Quick Spin отображает модель со всех сторон. Художники-иллюстраторы должны оценить мощные инструменты Sculpt 3D, с помощью которых задается освещенность и калибруются поверхности; им понравятся и возможности управления кривыми, определяющими прозрачность и отражения. Результаты можно обработать пятью методами, включая полную трассировку лучей, используя для этого 64-разрядный механизм, который выполняет рендеринг с разрешением 4096x32 768. По заявлению компании Byte by Byte, пакет Sculpt 3D обладает самой быстрой анимацией с трассировкой лучей среди всех приложений на платформе Macintosh. Анимацию можно выводить в формате QuickTime. Цена продукта: 495 $.
Ray Dream Studio 4.2 (разработчик – Fractal Design , разработана под платформы Macintosh и Windows). В пакет Ray Dream Studio компании Fractal Design входят приложения Ray Dream Designer 4.1 (199 долл.) и Ray Dream Animator (которое не продается отдельно). Подобно программе Simply 3D, в приложении Designer для облегчения процесса создания трехмерной композиции используется развитая справочная система. Механизм рендеринга с трассировкой лучей позволяет управлять такими характеристиками, как отражение, прозрачность и преломление. С помощью функции 3D Paint можно отображать изображения на поверхности моделей. Среди возможностей приложения Animator - инверсная кинематика, "ротоскопинг" фильмов и анимированные деформации, которые позволяют сгибать, сжимать и перекручивать модели во времени. Временная шкала программы позволяет интегрировать анимационные ролики и музыкальное сопровождение. Цена продукта: 499 $.
TrueSpace3 (разработчик – Caligari, разработана под платформу Windows). Пакет TrueSpace3 компании Caligari совместим с VRML 2.0 и содержит встроенный браузер VRML, а также анимацию, инверсную кинематику и функцию обнаружения коллизий (когда два пересекающихся во время движения объекта реалистично взаимодействуют между собой). В программе реализовано затенение Фонга и используется метод рендеринга с трассировкой лучей. Программа позволяет манипулировать объектами в полностью трехмерной перспективе. Пластичные поверхности объектов (plastiform surface) и меташары реального времени (real-time metaballs) - сферы, которые ведут себя подобно жидкости с высоким коэффициентом натяжения поверхности, - позволяют создавать пластичные объекты. Более того, подобные сложные для разработки объекты можно наблюдать прямо в процессе их построения. Пакет TrueSpace3 позволяет рисовать непосредственно на трехмерных объектах, а также поддерживает 32-разрядные дополнительные модули к пакету Adobe Photoshop. Цена продукта: 795 $.
Specular Infini-D 4.0 (разработчик – Specular International, разработана под платформы Macintosh и Windows). Пакет Infini-D 4.0 компании Specular International обладает такими возможностями, присущими приложениям высшего класса, как регулируемое освещение, обнаружение коллизий и системы генерации частиц с рендерингом в режиме реального времени. Регулируемые эффекты основываются на алгоритмах, а не на файлах изображений и требуют меньше памяти, поэтому их рендеринг выполняется быстрее. Программа позволяет выполнять как рендеринг со сканированием строк, так и фотореалистичную трассировку лучей, а также затенение Фонга для создания реалистичных отражений. Архитектура с возможностью использования дополнительных модулей пакета Infini-D позволяет применять анимированные фильтры для пакетов Photoshop и Adobe After Effects. Благодаря контролю цветов и цветокоррекции для эфирного вещания видеосигнала этот продукт особенно подходит для разработки видеороликов. Кроме того, Infini-D может выполнять рендеринг по полям, эта техника используется также для сглаживания движения быстро перемещающихся объектов. А анимированные деформации позволяют морфировать и искажать объекты. Возможность "предварительного просмотра поверх видео" показывает, насколько анимация вписывается в фоновый видеофрагмент. Секвенсор аудиодорожки позволяет синхронизировать анимированные события со звуковым сопровождением. Цена продукта: 899 $.
LightWave 3D 5.0 (разработчик – NewTek, разработана под платформы Macintosh, Windows, Unix и Amiga). LightWave - это одна из немногих действительно независимых от платформы программ. Она работает на компьютерах PC, Macintosh и Amiga, рабочих станциях Sun и Silicon Graphics, а также на Digital Equipment Alpha и MIPS. В список "бескомпромиссных" пользователей пакета LightWave входят создатели таких известных телесериалов, как "Морские приключения", "Вавилон 5" и "Звездный путь: Вояджер". Пакет поддерживает трассировку лучей, поэтому дает возможность управлять преломлением света и глубиной поля. Версия для Macintosh поддерживает технологию QuickDraw 3D, позволяющую реализовать движение графики с тенями в режиме реального времени. Но главное достоинство этой программы - функция MetaNURBS, смесь многоугольников и сплайнов, которая позволяет создавать сложные объекты. В числе других возможностей LightWave - встроенные эффекты линз, раскаленной поверхности и генерации частиц. Цена продукта: 1495 $.
Strata StudioPro 2.0/Strata Vision 3d 4.0 (разработчик – Strata, разработана под платформу Macintosh). Пакет Strata StudioPro - это профессиональный полнофункциональный инструмент, обладающий широким набором возможностей по моделированию, рендерингу и анимации трехмерных композиций в интерактивном режиме. Эта программа, существующая только в версии для Macintosh, позволяет выводить файлы VRML и подключать URL или адрес AppleScript к моделям VRML. (Компанией планировался выход версии пакета для Windows NT.) Настраиваемые возможности генерации частиц включают в себя имитацию огня, дыма и волос, а построители теней позволяют создавать реалистичные эффекты освещения и затенения. В программе используется быстрый метод рендеринга сканированием строк. При помощи рендеринга полей можно создавать пригодные для передачи в эфир видеоролики. Strata Vision 3d 4.0 - еще один пакет компании, предназначенный для трехмерного моделирования, рендеринга и анимации, - разрабатывался для менее опытных дизайнеров объемных иллюстраций. Он позволяет создавать трехмерные модели и применять к ним фотореалистичные текстуры, а также эффекты освещения; для рендеринга используется метод трассировки лучей. Кроме того, программа предлагает средства создания анимации с возможностью обработки событий. Цены продуктов: 1495/195 $.
Приписнов Д.Ю. Моделирование в 3D Studio MAX 3.0. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2000. - 352 с.: ил.
МакНикол Гр. Погружение в третье измерение, статья, СD-диск Компьютеры: в помощь студенту, 1997
Мак-Мэхон Ф. Simply 3D, Pixel 3D и Ray Dream 3D, статья, СD-диск Компьютеры: в помощь студенту, 1998
Жуков А. Программы для 3-х мерного моделирования ландшафта, раздел Статьи, сайт Zukov.ru
Валентинов Е. Open Inventor как средство разработки интерактивных графических приложений, статья, СD-диск Компьютеры: в помощь студенту, 1996