Е.Г. Андрианова, А.В. Полторак Базовые подходы к проектированию корпоративной информационной системы при проведении реинжиниринга бизнес-процессов
http://www.movs.org/nir/problems/andrianova.html
>
В настоящее время идеи реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) становятся чрезвычайно популярными и находят широкое практическое воплощение [1]. И это вовсе не «дань моде», а вполне объективный процесс, обусловленный современными требованиями и базирующийся на передовых технологиях [2,3].
Ключевыми составляющими РБП корпорации являются [1,2]: радикальное переосмысление и перестройка структуры всех бизнес-процессов, а также организационной и прочей инфраструктур; обязательная направленность каждого бизнес-процесса на максимальное удовлетворение потребностей «клиентов» данного бизнес-процесса (причем в качестве такого «клиента» может выступать как некий конечный потребитель продукции, услуг и прочих результатов, так и другой бизнес-процесс, использующий результаты деятельности рассматриваемого бизнес-процесса); широкое использование передовых достижений научно-технического прогресса и, прежде всего, информационных технологий (ИТ).
Основоположники систематических подходов к РБП образно называют автоматизацию (как синоним комплексного внедрения ИТ) «локомотивом реинжиниринга» корпорации [1]. Последний фактор играет особую и весьма существенную роль при формировании структуры бизнес-процессов, так как, с одной стороны, структура бизнес-процессов непосредственно формирует требования к адекватной корпоративной информационной системе (КИС), а, с другой стороны, рациональное построение КИС, в свою очередь, во многом определяет характер и особенности структуры бизнес-процессов. Такую «обратную связь» можно проиллюстрировать IDEF0-диаграммой. В настоящее время разработаны и формализованы различные систематические подходы для проектирования структуры бизнес-процессов. В качестве примеров можно привести и классические методы структурного проектирования (SADT) [4,5,6], и методы лидирующих в мире ИТ-компаний (Oracle Designer/2000 [7]), и комплексные подходы, возникшие в результате научно-методических разработок (ARIS [3]).
Однако, общей особенностью всех перечисленных подходов является «размытость границ» между спецификациями собственно бизнес-процессов [2] и спецификациями компонентов КИС [6,8]. На ранних этапах проектирования это вполне объяснимо и оправдано, т.к. изначально вообще сложно оценить необходимость воплощения тех или иных информационных составляющих в конкретные аспекты КИС.
Но на более поздних стадиях проектирования (когда начинает «прописываться» конкретное наполнение КИС, а при этом происходят итерации переосмысления бизнес-процессов, обусловленные описанной выше «обратной связью» от КИС к структуре бизнес-процессов), возникает острая необходимость в формализованном выделении компонентов КИС из спецификаций бизнес-процессов.
Отправной точкой для формирования архитектуры КИС , исходя из спецификаций бизнес-процессов, традиционно является построение схем потоков данных [3,6]. Однако методологические основы начальных стадий этой технологии формализованы достаточно слабо, т.к. существует очевидный «разрыв» между спецификациями бизнес-процессов и спецификациями архитектуры КИС . Как следствие этого, возникает возможность «разночтений», т.е. взаимного неоднозначного толкования спецификаций.
Пути преодоления этих трудностей видятся с методической точки зрения в систематизации аспектов архитектуры КИС , находящих свое отражение в структуре бизнес-процессов.
С практической точки зрения основой для систематического построения архитектуры КИС , адекватной структуре бизнес-процессов, может служить создание и применение репозитариев многократно-используемых компонентов (МИК) корпоративных информационных систем, четко специфицированных как в терминологии методов программной инженерии [8], так и в более общей предметной области рассматриваемых бизнес-процессов.
Общая идея предлагаемого подхода представлена IDEF0-диаграммой. Важно заметить, что для наглядности иллюстрации ряд объектов, уже обсуждавшихся выше при описании «традиционной» схемы, на данной диаграмме опущены. Предложенная схема проведения реинжиниринга с использованием репозитариев МИК имеет в отличие от «традиционной» следующие принципиальные особенности.
Позволяет, начиная с ранних стадий проектирования бизнес-процессов, систематизированно использовать накопленный ранее опыт как по общему «наполнению» бизнес-процессов, так и по проектным решениям КИС. При этом очень важно, что спецификации оказываются взаимно согласованными.
Учет характерных решений по КИС может в значительной степени «закладываться» изначально при создании структуры бизнес-процессов, а не переноситься на более поздние итерации согласования архитектуры КИС с решениями по общей структуре бизнес-процессов.
Переход к детализированному проектированию КИС оказывается не просто «более плавным» по сравнению с традиционными методами, а может быть формализован на уровне четкого технологического процесса, легко контролируемого менеджерами проектов по реинжинирингу и соответствующей автоматизации.
При создании КИС может быть использован «эффектный» прием макетирования целевых решений КИС [8], позволяющий (при наличии соответствующего программного инструментария) «проиграть» и оценить сразу несколько проектных решений по КИС на начальных этапах разработки, затрачивая для этого ресурсы и усилия, на порядок меньшие по сравнению с «классическими» подходами к разработке сложных программных приложений.
В заключение выделим некоторые важные аспекты классификации «ИТ-наполнения» бизнес-процессов, которые обязательно необходимо соотносить с проектными решениями по КИС. Здесь следут выделить: общие принципы и положения по постановке управленческого учета; глобальные схемы внутрикорпоративного «электронного» документооборота;
более детальные механизмы организации «конвейерной» обработки документов, «электронного» визирования документов, блокировки изменений документов в зависимости от стадий их проработанности и т.д.; организацию управленческой отчетности, необходимой дирекции и ведущим менеджерам корпорации для эффективного руководства компанией; организацию надлежащей бухгалтерской отчетности;
проработку подсистем «общеинформационного» характера (например, всевозможные информационно-справочные базы данных, хранилища сведений с информацией маркетингового характера и т.д.); возможности «проигрывания» гипотетического развития ситуации по принципу «Что будет, если сделать так:?»; вопросы регламентации доступа различных категорий пользователей к КИС и информационной безопасности.
Приведенный перечень аспектов создания КИС вовсе не претендует на «всеобъемлющую» полноту, тем не менее, он позволяет изначально рассматривать некоторые важные вопросы проектирования бизнес-процессов с учетом специфики КИС.
Выделенные аспекты могут быть положены в основу более глубокой конкретизации предложенной схемы реинжиниринга с использованием репозитариев многократно-используемых компонент КИС.
Однако рассмотрение этих детализаций выходит за рамки небольшой обзорной статьи, в которой мы попытались конспективно изложить перспективные с нашей точки зрения базовые методы создания КИС при реинжиниринге бизнес-процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution // New-York: HarperCollins. 1993.
Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии // М.: Финансы и статистика. 1997.
Шеер А.-В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. // Пер. с англ. М.: Изд. АОЗТ «Просветитель». 1999.
Марка Д., Мак-Гоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования // Пер. с англ. М.:Метатехнология. 1993.
Маклаков С. В. ERWin и BPWin CASE средства разработки информационных систем // М.:Диалог-МИФИ, 1999.
Калянов Г. Н. CASE структурный и системный анализ (автоматизация и применение) // М.:Изд. «ЛОРИ». 1996.
Lulushi A . Inside Oracle Designer/2000 // New Jersey: Prentice Hall PTR. 1997.
Требования и спецификации в разработке программ // Пер. с англ. под ред. Агафонова В. Н. М.: Мир, 1984.