Принципы выделения процессов организации.



Раздел "Методические материалы" на сайте http://www.finexpert.ru

Наша практика проведения семинаров и работы в организациях по внедрению процессного подхода к управлению, говорит о том, что понятие «процесс» (бизнес-процесс) в российских организациях трактуется по разному. Чаще всего нам задают следующие вопросы:
1. Что такое «процесс»?
2. Кто такой «владелец процесса» и какие у него права и обязанности?
3. Что такое «границы процесса»?
4. Сколько процессов должно быть в организации?
5. Где найти список «обязательных процессов»?
6. Как обеспечить взаимосвязь процессов организации в единую сеть?
Отвечая на эти вопросы, нам удалось сформулировать некоторые общие правила, которые мы назвали «Принципы выделения процессов организации». Эти принципы представлены ниже, в порядке их применения для выделения процессов организации.
Принцип 1. Виды деятельности процесса
Определение процесса, данное в стандарте ISO 9000:2000 звучит следующим образом:
« 3.4.1 процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы»».
Для того, чтобы определить «процесс», необходимо выяснить, какие виды деятельности необходимы для преобразования «входов» в «выходы». Если внимательно почитать стандарт ISO 9001:2000, можно увидеть, что в процессе необходимо:
- планирование процесса и его результатов;
- управление ресурсами процесса;
- выполнение процесса;
- мониторинг параметров продукта, процесса и удовлетворенности клиента;
- анализ данных и проведение корректирующих и предупреждающих действий.
Совершенно очевидно, что описывать деятельность одного сотрудника как процесс нецелесообразно. Процесс - понятие более масштабное и подразумевает участие некоторого количества сотрудников, управляемых владельцем процесса. Отсюда вытекает первый принцип выделения процессов, который дополняет уже известное определение стандарта ISO 9000:2000:
Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы», которая кроме самой деятельности по преобразованию, включает в себя систему планирования деятельности, систему мониторинга результатов деятельности, систему управления деятельностью.
Принцип 2. Владелец процесса
Определение «Владельца процесса» в стандартах ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000 отсутствует. В стандарте ISO 9004:2000 (раздел 5.1.2) говорится, что: « … нужно обратить внимание на:
- идентификацию владельцев процесса и наделение их ответственностью и полномочиями в полной мере,».
Полномочия и права выделяются тому, кто отвечает за получение результата процесса. Для того, чтобы владелец процесса мог управлять процессом, в его распоряжение должны быть выделены ресурсы: персонал, среда, инфраструктура и др. Управление процессом ведется путем планирования и перераспределения ресурсов.
Отсюда, с учетом Принципа 1, следует вывод следующего Принципа 2:
Владелец процесса – должностное лицо, который имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, среду, ведет мониторинг хода процесса и управление ходом процесса, несет ответственность за результат и эффективность процесса.
Примечание 1. В роль владельца процесса может выступать коллегиальный орган управления.
Примечание 2. Ответственность за результат и эффективность процесса владелец несет перед вышестоящим руководителем или собственником (представителем собственника, собранием акционеров).
Принцип 3. Типы процессов
Разделение процессов на 3 типа является в достаточной степени условным. Понятия «основные процессы» и «вспомогательные процессы» не подразумевает разделения на главные и второстепенные. Для деятельности организации важны все типы процессов.
Основные процессы
Для выявления основных процессов, необходимо рассмотреть цепочку, по которой проходит основной продукт через организацию от входа к выходу. Затем разделить эту цепочку на крупные звенья, для которых можно установить владельцев процессов из верхнего руководства организации. Примерный список основных процессов можно найти в стандарте ISO 9004-1:1994. Основные процессы составляют цепочку жизненного цикла продукции (Рис. 1).
Не все процессы могут присутствовать в конкретной организации, они даже могут называться по-разному, но из этого списка каждая организация может выбрать процессы, актуальные для нее.


Рисунок 1.

Вспомогательные процессы
Отличительными особенностями вспомогательных процессов является то, что они, как правило, поставляют ресурсы для основных процессов. К вспомогательным процессам обычно относятся:
- процесс подготовки кадров;
- процессы сервисного обслуживания оборудования;
- процессы обеспечения связью, IT- обеспечение;
- процесс административно хозяйственного обеспечения;
- процесс финансового и бухгалтерского обеспечения деятельности организации;
- процесс обеспечения безопасности;
- другие процессы.
Процесс управления организацией
Процесс управления организацией является особым процессом. Его потребителями являются 5 групп заинтересованных лиц: собственники (инвесторы), клиенты организации, поставщики, сотрудники и общество. Оценка эффективности и результативности процесса управления оценивается по эффективности и результативности деятельности всей организации. Показателями процесса являются отчетные показатели о деятельности организации, которые обычно представляются на совет акционеров. В зависимости от размеров организации и ее сложности, в процессе управления организацией могут быть выделены подпроцессы, которые ведут организационную и подготовительную работу в процессе управления. В эти подпроцессы могут входить: отдел стратегического развития, административный аппарат, частично службы маркетинга, рекламы и PR (рис. 2). Пунктирные стрелки «цели» и «отчетность» показывают, что может быть ситуация, когда генеральный директор и собственник являются одним лицом, что достаточно часто встречается в российской практике.


Рисунок 2.

В концентрированном виде признаки процессов приведены в таблице 1.

Тип процессовОтличительные признаки
Основные процессы- через них проходит основной продукт;
- добавляют продукту ценность;
- результат получает потребитель.
Вспомогательные процессы- не касаются основного продукта;
- добавляют продукту стоимость;
- результат получает основной процесс.
Процесс управления организацией- результатом является деятельность всей организации;
- результат получают 5 групп заинтересованных лиц.

[Главная]