Ширкова Екатерина Алексеевна
lagy@ukrtop.com
Тема магистерской работы: Автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии
Научный руководитель: доцент кафедры ПМиИ, к.т.н. Ладыженский Юрий Валентинович

Материал размещен: www.management.com.ua

    Назад

Как оценить нужды своего предприятия в автоматизации управления и выбрать соответствующую систему.

Когда и почему встает вопрос о построении комплексной информационной системы управления промышленным предприятием? И почему этот вопрос стал столь актуален именно сейчас? Причин здесь несколько, и у каждого предприятия их набор – свой. К особенностям настоящего момента можно отнести следующие факторы:


Оценка нужд компании в автоматизации управления

Прежде чем выбирать программное обеспечение, вам необходимо тщательно изучить все особенности вашего бизнеса. Это особенно важно, если вы собираетесь приобрести такую разнообразную по своим возможностям систему, как планирование ресурсов предприятия (ERP). Подобное изучение требует времени, сил и решимости не останавливаться на полпути, зато в результате вы получите систему, которая вас устраивает и которая вам по средствам.

Возникает вопрос: каким образом программное обеспечение может помочь предприятиям лучше использовать именно те конкурентные возможности и основные процессы, которые особенно важны для их бизнеса?

Несмотря на кажущуюся очевидность, идея о том, что система управления должна отражать реальную деятельность предприятия, часто отбрасывается в сторону, особенно в компаниях среднего размера, не привыкших требовать адаптации программного продукта к своим конкретным потребностям.

Первый шаг – решение вопроса о месте предприятия и его деятельности в отрасли в целом. Хотя ответы на подобные вопросы могут казаться простыми, они, тем не менее, очень важны при составлении списка критериев для отбора поставщиков. Чтобы успешно пройти через процесс самооценки необходимо проведение анализа каждого аспекта производственной деятельности: финансов, бухгалтерского учета, проектных работ, производства, закупок и логистики. Все эти составляющие являются также шестью основными фазами фронт-офисных и бэк-офисных процессов ERP.

Внутри каждой из таких категорий есть несколько ключевых компонентов, действующих согласованно друг с другом. И вам ни в коем случае нельзя упустить из виду ни один из них. Допустим, что для предприятия главное – это производство и с производственной фазой вам необходимо тесно увязать процесс закупок. Необходимо пометить данный процесс как особенно важный с точки зрения его учета в ERP-системе. Не стоит рассчитывать, что все будет прекрасно работать в новой системе только потому, что прекрасно работало в старой, которую вы использовали на протяжении 30 лет. Может случиться так, что без конкретной части, связанной с закупками, вся остальная система окажется для вас бесполезной. Важно учитывать не только ваши основные конкурентные возможности и сильные стороны. Также важно суметь проанализировать все остальные области деятельности предприятия, даже те, где его позиции не столь сильны.

После того как тщательно изучены все производственные и вспомогательные процессы, следует рассмотреть вопрос о том, какой тип системы предприятие может себе позволить. Необходимо учитывать, что затраты на внедрение, как правило, в четыре или пять раз превышают стоимость приобретенного пакета. Конечно, эта цифра относится к внедрению на крупном предприятии, однако значительные дополнительные расходы могут возникнуть и у предприятия среднего размера. При правильном планировании расходы на внедрение превышают стоимость приобретенной системы в среднем в два или три раза. Однако следует подготовиться к четырехкратному или пятикратному превышению, в зависимости от степени необходимой вам дополнительной настройки.

Можно условно выделить следующие классы систем:

Локальные системы (системы для малого бизнеса). Такие системы предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.). Системами этой группы может воспользоваться практически любое предприятие, которому необходимо управление финансовыми потоками и автоматизация учетных функций.

По многим критериям они универсальны, хотя зачастую разработчиками предлагаются решения отраслевых проблем, например, особые способы начисления налогов или управление персоналом с учетом специфики регионов. Универсальность приводит к тому, что цикл внедрения таких систем невелик, иногда можно воспользоваться "коробочным" вариантом, купив программу и самому установив ее на персональном компьютере.

Стоимость локальных систем в основном колеблется в диапазоне 5-50 тысяч долларов США.

Финансово-управленческие системы. Такие системы очень гибко и легко настраиваются на нужды конкретного предприятия, хорошо интегрируют деятельность предприятия и предназначены, в первую очередь, для учета и управления ресурсами непроизводственных компаний. Эти системы, как правило, универсальны, однако может появляться необходимость отражения специфики деятельности конкретной компании, поскольку их функциональные возможности шире, чем локальных. Многие из этих систем обладают базовыми возможностями управления производством. Некоторые отечественные поставщики пытаются найти решение проблемы в интеграции с производственными модулями западных систем.

Стоимость финансово-управленческих систем в основном находится в диапазоне от 50 до 200 с лишним тысяч долларов США.

Средние интегрированные системы. Эти системы предназначены для управления производственным предприятием и интегрированного планирования производственного процесса. Учетные функции, хотя и глубоко проработаны, выполняют вспомогательную роль и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей.

Цепочка оперативного планирования "сбыт – производство – закупки" является ядром систем (на основе процедур MRP-II). Подразделения инфраструктуры предприятия (финансы, бухгалтерия, маркетинг и пр.) строят свою деятельность, опираясь на данные этой цепочки.

Такие системы более сложны в установке (цикл внедрения может занимать от 6-9 месяцев до полутора лет и более). Это обусловлено тем, что система покрывает потребности подразделений и полностью интегрирует производственное предприятие, что требует значительных совместных усилий сотрудников предприятия, поставщика программного обеспечения или консалтинговой компании, осуществляющей внедрение.

Производственные системы по многим параметрам значительно более жесткие, чем финансово-управленческие. Производственное предприятие должно, в первую очередь, работать как хорошо отлаженные часы, где основными механизмами управления являются планирование и оптимальное управление запасами и производственным процессом, а не учет количества счетов-фактур за период.

Стоимость внедрения средних интегрированных систем может совпадать со стоимостью внедрения финансово-управленческих, но, в зависимости от охвата проекта, может достигать 500 и более тысяч долларов США.

Крупные интегрированные системы. Эти системы отличаются от средних интегрированных систем набором вертикальных рынков и глубиной поддержки процессов управления больших многофункциональных групп предприятий (холдингов или ФПГ).

Такие системы отличает широта охвата, включая управление производством, управление сложными финансовыми потоками, корпоративную консолидацию, глобальное планирование, бюджетирование и пр. Сходные функции присущи и многим финансово-управленческим (за исключением производства), и средним интегрированным системам, однако с более низкой степенью проработки.

Срок внедрения крупных интегрированных систем обычно больше года, а стоимость проекта может значительно превышать 500 тысяч долларов США.

Специализированные системы. Такие системы предназначены в основном для получения корпоративной консолидированной отчетности, для корпоративного планирования и бюджетирования, корпоративной консолидации, получения управленческой отчетности, анализа данных по технологии OLAP. Следует отметить, что для обеспечения этих систем своевременной и корректной информацией их следует связать с системами оперативного управления.

Вертикальные рынки. За многие годы разработок систем управления предприятием у поставщиков интегрированных систем на Западе выработалась специализация по вертикальным рынкам, которая связана, в первую очередь, со спецификой управления предприятиями в отдельных отраслях.

Основные различия возникают между непрерывным и дискретным/сборочным типами производства. Примером первого типа производства может служить химическая отрасль, в которой используются понятия рецептуры, смешивания, температурные режимы и пр., примером второй – автомобильная отрасль, в которой используется спецификация изделия, сборка, вариантность и пр.

Существуют также довольно сильные отличия между другими типами производства: массовое и крупносерийное; мелкосерийное – сборка на заказ, конфигурирование на заказ; единичное – разработка на заказ.

Такая специализация отражается как в наборе функций системы, так и в существовании бизнес-моделей данного типа производства. Наличие встроенных моделей для определенных типов производства отличает производственные системы одну от другой, у каждой из них есть глубоко проработанные направления и функции, разработка которых только начинается или вообще не ведется.

Ориентация на определенные вертикальные рынки обусловливается, в первую очередь, стратегией поставщика и историческими факторами развития компании. Средние интегрированные системы обычно охватывают 5-7 вертикальных рынков, в то время как у поставщиков крупных интегрированных систем их количество может быть значительно больше.

На что нужно обратить внимание при выборе системы:

Материалы Третьей международной конференции "Менеджмент-консалтинг: инструменты и технологии повышения эффективности работы предприятия"

   Вверх