Добрусин В.
СТРАТЕГИЯ "ВЫЖИВАНИЯ" ИЛИ ПРАВО НА ЖИЗНЬ?
Состоявшееся в апреле в Ялте собрание Украинской ассоциации специальных (свободных)
экономических зон - явление само по себе интересное. С
одной стороны, мировой опыт показывает, что через создание
территорий приоритетного развития можно (и нужно) решать
проблемы повышения эффективности экономики и таким образом
ускорять процесс возрождения государства. Но с другой
стороны, мы имеем практически ультимативное требование МВФ
свести до минимума предоставление льгот в любых сферах
хозяйствования. Последнее тем более удивительно, что в США
в настоящее время успешно функционируют более 300 таких
территорий, а в ближайшем будущем количество их должно
быть увеличено до 1000 (!).
Выходит,
американцы, реально обеспокоенные проблемой "куда девать
прибыль?", себе ставят задачу втрое увеличить количество
специальных экономических зон, а нам "рекомендуют"
свернуть работу даже тех немногих экономических
экспериментов, с помощью которых Украина могла бы стать на
ноги. Что-то тут не так. Или мы плохо представляем
экономические процессы в странах "свободного предпринимательства",
или нам подсовывают модель развития, которая ведет в тупик
и закрепит нашу зависимость от экономики развитых
стран.Положим, американцев еще понять
можно: их наше положение "младшего партнера" вполне
устраивает. Но как понять позицию наших "капитанов"
экономики? Министр экономики Украины Сергей Тигипко, следуя
указаниям МВФ, и вовсе готов "закрыть" территории
приоритетного развития и специальные экономические зоны
хоть сегодня. Вот порадовал бы
американцев! Подходы к решению задач
экономического развития проанализировал в выступлении
президент Ассоциации, глава администрации Северокрымской
экспериментальной экономической зоны "Сиваш", крымский премьер
Сергей Куницын: по его мнению, рекомендации "добрых дядей"
из-за океана необходимо внимательно слушать - но при этом
хорошенько думать собственной головой. Трехлетний опыт
функционирования "Сиваша" убедительно показывает
преимущества выбранного пути развития, об этом ярко и
эмоционально рассказала исполнительный директор "Сиваша"
Галина Веклич. На
предприятиях-субъектах СЭЭЗ "Сиваш" сохранено около 9000 и
создано новых более 1300 рабочих мест. Заводы получают
прибыль, отдали практически все долги своим рабочим и
пополняют бюджет. Сейчас в Красноперекопске нет
задолженности по пенсиям и социальным выплатам. Вовремя
получают зарплату учителя. При численности населения менее
4% объем производства региона сегодня превышает 23%
республиканского объема. Все это - результат сравнительно
небольшого снижения налогового пресса на
предприятия-субъекты зоны "Сиваш".
Благодаря льготному режиму в Северном Крыму работает шведская
линия Tetra-Pak на городском молокозаводе, турецкая - по
переработке и шлифовке риса на предприятии "Ориза",
турецкие станки по производству мыла на фирме "Башкурт",
немецкая линия по розливу и упаковке минеральной воды на
фирме "Инкос"; ввозится немецкое и польское оборудование
для сборки линии охлаждения и розлива напитков.
Для субъектов экономических зон исключительно важным
является не повсеместное утаивание прибыли, а, напротив, е
декларация, ибо льготная реинвестиция 50% этой прибыли -
один из важнейших источников обновления основных фондов
предприятий.
Главный фактор успеха любой
экономической зоны - удачная нормативно-правовая база. А
потому за три года работы СЭЭЗ "Сиваш" по инициативе
администрации было внесено 11 (!) изменений и дополнений в
законодательные и нормативные акты, что в конечном итоге
способствовало привлечению инвестиций.
Общая проблема экономических зон - недостаток инвестиций.
Настороженное отношение инвесторов понятно: законодательство
крайне нестабильно, Верховная Рада в зависимости от
политической конъюнктуры то предоставляет льготы, то
отнимает их. И все вроде бы понимают, что для привлечения
денег из-за рубежа нужны долгосрочные законодательные
гарантии и политическая стабильность в обществе!
На активность инвесторов отрицательно влияет и малый
срок эксперимента. Отведенные законодательством для СЭЭЗ
"Сиваш" пять лет скоро закончатся. До их окончания еще
полтора года, а количество заявок уже резко сократилось.
Да и сами льготы не больно-то привлекательны для
потенциальных инвесторов: снижение суммы налогов всего на
10-15% не очень вдохновляет на участие в эксперименте.
Между тем опыт работы субъектов "Сиваша" говорит о том,
что и это дает ощутимые результаты. За три года субъекты
эксперимента получили льгот на 13,6 млн. грн. и
практически все эти средства направили на развитие
производства. А в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды
эти предприятия перечислили 106,4
млн.грн.! Несомненно, идея создания
специальных зон и территорий приоритетного развития
оправдана и должна стать основой всей стратегии
восстановления экономики государства. Необходимо только
создать нормальные условия для их
функционирования.
Аргументов в пользу
специальных (свободных) экономических зон на Украине, на
мой взгляд, более чем достаточно. Аргументы против -
позиция МВФ и некоторых чиновников в Киеве. Заметим,
позицию С.Куницына и Г.Веклич приняли и поддержали
практически все участники собрания Украинской ассоциации
специальных (свободных) экономических зон, согласился с
ней и вице-президент ассоциации, начальник управления
экономики Совета безопасности Украины Леонид Минин.
Хочется верить, что принятые на собрании в Ялте документы
будут внимательно изучены правительством Украины и
соответствующими комиссиями Верховной Рады, чтобы
принимаемые ими решения способствовали эффективности
развития регионов страны.
_______________
"Крымское время".
(www.cherkassy.net)