Проведенный в конце предыдущего параграфа анализ зависимости рыночного равновесия от времени основывался на методе сравнительной статики, при котором сравниваются несколько разновременных равновесных состояний без описания процесса перехода от одного равновесия к другому. Описание процессов, происходящих во времени, осуществляется посредством метода динамического анализа, в котором исследуемые параметры рассматриваются как функции от времени: Q(t), P(t) – при непрерывном анализе или Qt , Pt ; t = 1, 2, . . . , T – при дискретном анализе, где T – число временных периодов. Характер динамики цен после экзогенного нарушения равновесия зависит от того, стабильно ли было исходное рыночное равновесие. Рассмотрим одну из простейших динамических моделей ценообразования – “паутинообразную” модель.
В этой модели учитывается, что при планировании объемов рыночной сделки потребители и производители могут оказаться в неодинаковом положении. Покупатель, планируя в t-м периоде объем спроса, знает цену этого периода, а производитель в момент осуществления мероприятий, определяющих объем его предложения, не знает, какова будет цена к моменту выхода продукции на рынок. Так, фермер, определяя площади посева, не знает цену урожая в день его реализации; когда производитель мебели определяет объем ее выпуска, ему еще неизвестно, по какой цене ее можно будет продать, и т.п. На этом основании предполагается, что объем рыночного спроса в периоде t зависит от цены этого периода: , а объем рыночного предложения в данном периоде определяется ценой предшествовавшего периода: . Иначе говоря, паутинообразная модель ценообразования основана на предположении, что в текущем периоде производители определяют объем предложения на основе цены предшествующего периода.
При таком поведении рыночных агентов в любом периоде объем отраслевого спроса будет равен объему предложения, если
. |
(3. 2) |
Если , то при на рынке установится длительное равновесие. До тех пор, пока , планируемые на период t объемы спроса и предложения не совпадают и фактический объем продаж определяет “короткая” сторона рынка.