Проведенный в конце предыдущего параграфа анализ зависимости рыночного равновесия от времени основывался на методе сравнительной статики, при котором сравниваются несколько разновременных равновесных состояний без описания процесса перехода от одного равновесия к другому. Описание процессов, происходящих во времени, осуществляется посредством метода динамического анализа, в котором исследуемые параметры рассматриваются как функции от времени: Q(t), P(t) – при непрерывном анализе или Qt , Pt ; t = 1, 2, . . . , T – при дискретном анализе, где T – число временных периодов. Характер динамики цен после экзогенного нарушения равновесия зависит от того, стабильно ли было исходное рыночное равновесие. Рассмотрим одну из простейших динамических моделей ценообразования – “паутинообразную” модель.
В этой модели учитывается, что при
планировании объемов рыночной сделки потребители и производители могут оказаться
в неодинаковом положении. Покупатель, планируя в t-м периоде объем
спроса, знает цену этого периода, а производитель в момент осуществления
мероприятий, определяющих объем его предложения, не знает, какова будет цена к
моменту выхода продукции на рынок. Так, фермер, определяя площади посева, не
знает цену урожая в день его реализации; когда производитель мебели определяет
объем ее выпуска, ему еще неизвестно, по какой цене ее можно будет продать, и
т.п. На этом основании предполагается, что объем рыночного спроса в периоде
t зависит от цены этого периода: , а объем рыночного предложения в данном периоде
определяется ценой предшествовавшего периода:
. Иначе говоря, паутинообразная модель ценообразования
основана на предположении, что в текущем периоде производители определяют объем
предложения на основе цены предшествующего периода.
При таком поведении рыночных агентов в любом периоде объем отраслевого спроса будет равен объему предложения, если
|
(3. 2) |
Если , то при
на рынке установится длительное равновесие. До тех
пор, пока
, планируемые на период t объемы спроса и
предложения не совпадают и фактический объем продаж определяет “короткая”
сторона рынка.