Инновации Удмуртского государственного университета в сфере дистанционного образования
И.З. Юсупов, директор Института дистанционного
образования,
Удмуртский государственный университет
Е-mail: office@distedu.ru
The article "Innovations of the Udmurt State University in the sphere of distant education" by I.Z. Jusupov is devoted to the importance and effectiveness of such new area in the field of education as distant one. The problems of distant education as a whole are defined on the example of the Insitute of distant education of Udmurt State University. The author pays spesial attention on elasticity of the distant educational system and points out few positions that distant education provides with.The staff level, technological and techniсal levels as well are emphasized as the main points in building of the system of distant education.
Удмуртский государственный университет (УдГУ) как
региональный научно-образовательный центр в полной мере ощутил на себе
последствия социально-экономических реформ последних лет. Произошедшее
расслоение общества затруднило для некотороых категорий населения доступ к
высшему образованию. В первую очередь это коснулось семей безработных, жителей
сельской местности, лиц с ограниченными физическими возможностями. Постоянно
сокращается бюджетное финансирование вузов, что вынуждает их увеличивать объем
платных образовательных, консультационных и иных услуг. Вследствие этого, с
одной стороны, возросла доля неплатежеспособного населения, а, с другой стороны,
вузы вынуждены увеличивать долю платного образования в своем бюджете. Данное
противоречие вызвало поляризацию вузов: одни стали ориентироваться на
платежеспособную часть населения и относительно высокую норму прибыли, другие,
сознавая социальную значимость собственной миссии, пошли на сокращение многих
статей своего бюджета, вкладывая полученные средства в обеспечение свободы
доступа к высшему образованию для всех слоев населения. Так поступил и
Удмуртский государственный университет. Как ведущий региональный вуз, он
сформировал и взял на вооружение концепцию распределенного
университета.
Важное место в этой концепции занимает
дистанционное образование (ДО). В первую очередь потому, что оно кардинально
расширяет образовательное пространство университета, обеспечивая равенство
доступа к образовательным услугам не только всех жителей Удмуртии, но и
остальных регионов России. Очень важно, что при этом обеспечивается гибкость
образовательной системы, а именно:
Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что
применение дистанционных образовательных технологий снижает затраты на обучение
одного студента и, соответственно, увеличивает социальную доступность
образования.
Однако создание системы дистанционного
образования под силу далеко не каждому вузу. Переход к новым образовательным
технологиям возможен только при достижении определенного кадрового,
технологического и технического уровня. Построение системы дистанционного
образования без опоры на качественное традиционное образование не дает того
эффекта, к которому вуз стремится. Это похоже на ситуацию, когда спортсмен
пытается добиться результата, к которому физически не готов. Тогда он получает
травму и может навсегда покинуть спорт. Вуз, не готовый перейти к дистанционному
образованию, также может попасть в кризисную ситуацию.
Основным для успешного внедрения дистанционных образовательных технологий
является человеческий фактор. Качественное дистанционное образование возможно
только в том случае, если есть качественное традиционное образование, потому что
в основе учебного процесса ДО лежит электронная библиотека, создаваемая
преподавателями и специалистами данного вуза. Она размещается в Интернет и при
плохой подготовке может послужить не рекламой, а антирекламой учебного
заведения. Только опираясь на высококвалифицированный преподавательский состав,
можно обеспечить соответствующий мировым стандартам уровень содержания
электронной библиотеки.
Следующим по значимости является
технологический фактор. Разработка электронных учебных изданий возможна только
при наличии в вузе высоких технологий и грамотных специалистов в области этих
технологий. Современные учебные электронные издания должны быть мультимедийными,
интерактивными, адаптивными и хорошо структурированными. Они должны иметь
интуитивно понятный интерфейс, хороший дизайн, высокое быстродействие. Собрать
команду специалистов, оснастить ее необходимым лицензионным программным
обеспечением, компьютерной и спецтехникой, адаптировать ее к образовательным
технологиям - это большой и кропотливый труд.
Наконец,
решающим в современных условиях можно считать финансовый фактор, так как
создание разветвленной телекоммуникационной сети, обеспечивающей нужды учебного
процесса, требует солидных инвестиций, исчисляемых миллионами долларов.
Информация - "продукт" скоропортящийся, поэтому экономить на ее доставке
нельзя.
Все эти проблемы в Удмуртском государственном
университете были последовательно решены. Сейчас в УдГУ создан (при содействии
Института "Открытое общество") мощный Интернет-центр, располагающий спутниковыми
и наземными каналами связи, Интернет-классами, Web-лабораторией. Кроме того,
создана мультимедиа-лаборатория, разрабатывающая компьютерные компакт-диски;
действует межфакультетская кафедра "Мультимедиа- и Интернет-технологии",
обеспечивающая постоянный приток специалистов в области новых информационных
технологий, функционирует ряд издательств и типографий.
Все это вместе дало
возможность в апреле 1998 года создать Институт дистанционного образования,
который с первого дня своего существования и по настоящее время опирается на
опыт ведущих центров дистанционного образования России и зарубежья. Институтом
ведутся и собственные разработки, носящие инновационный характер. В частности,
была концептуально разработана и создана организационная система дистанционного
образования, адаптированная к условиям российских регионов. Кроме того, исходя
из реальных общественных потребностей, была создана программная оболочка on-line
и off-line-клиентов сетевой электронной библиотеки; разработан ряд интерактивных
мультимедийных и гипертекстовых учебных электронных изданий, в основу которых
положен принцип усиления активной роли обучаемого в собственном
образовании.
Организационная схема системы дистанционного
образования в Удмуртии построена на сочетании интересов вуза, органов
государственной власти и местного самоуправления, а также ряда продвинутых
учебных заведений, которые бескорыстно, во имя общих целей объединили свои
усилия.
УдГУ предоставил свои кадровые, технические и технологические ресурсы
населению, что, безусловно, скажется на общем повышении его культурного и
образовательного уровня в Удмуртской Республике и несколько сгладит различия
между городскими и сельскими жителями в доступе к общению с
высококвалифицированными педагогами и специалистами. Это в свою очередь должно
решить проблемы кадрового обеспечения как на уровне районов (муниципальных
образований), так и на уровне республики в целом. Другими словами, Университет
расширяет свое образовательное пространство.
Государственный Совет и
Правительство Удмуртской Республики содействовали заключению договора УдГУ с
Избирательной комиссией Удмуртской Республики о предоставлении вузу доступа к
государственной автоматизированной системе "Выборы" для развития на территории
Удмуртии системы дистанционного образования и повышения квалификации
государственных и муниципальных служащих, создания благоприятных условий
обучения, внедрения компьютерных образовательных технологий в городах и районах
Удмуртской Республики. В условиях, когда доступ в Интернет является чрезвычайно
дорогостоящим и очень нестабильным при существующей в России системе
телекоммуникаций, заключение такого договора стало наиболее реальной
возможностью для трансляции образовательных технологий по всей территории
Удмуртии. Сейчас также рассматривается перспектива подключения и к другим
корпоративным сетям. В то же время государственные и муниципальные служащие
получили возможность на местах повышать свою квалификацию и, следовательно,
сократить расходы по соответствующим статьям бюджетов. Кроме этого прямого
финансового результата, существует косвенный, еще более значимый.
Высококвалифицированный служащий может принимать более эффективные решения, что,
безусловно, скажется на общем состоянии экономики Удмуртской
Республики.
Органы местного самоуправления создали
районные центры непрерывного профессионального образования, действующие в рамках
общей стратегии дистанционного образования. Тем самым они упорядочили
профессиональную подготовку и переподготовку на территории соответствующего
района. Появилась возможность создать программу кадрового обеспечения,
выработать единую кадровую политику на предприятиях района, консолидировать
средства из разных источников, направляемые на подготовку, переподготовку,
повышение квалификации и в конечном счете увеличить эффективность их
использования. Включившись в совместные с УдГУ проекты, органы местного
самоуправления получили доступ и к новым источникам финансирования.
Каждый районный центр непрерывного профессионального
образования был создан на базе существующего учебного заведения, которое в
результате существенно повысило свой рейтинг. Его преподаватели получили
возможность общаться с ведущими педагогами и специалистами УдГУ, их квалификация
от этого общения постоянно совершенствуется. Обучающиеся в базовом учебном
заведении получили доступ к современным образовательным технологиям и, таким
образом, повысили качество своих знаний и внутреннюю мотивацию к учебе. На
основе материальной базы учебного заведения началась подготовка по программам
среднего специального и высшего профессионального образования, что, безусловно,
усилило позиции данного учебного заведения, которое в свою очередь приобрело
статус районного методического центра.
Несомненно, такой подход вызвал
интерес со стороны других учебных заведений Удмуртской Республики, которые также
получили возможность транслировать свои образовательные программы через данную
систему дистанционного образования. Это в свою очередь выступило объединяющим
фактором. Возросла корпоративность в работе вузов Удмуртии, несколько
ослабленная в последнее время соперничеством за абитуриентов.
Технически система ДО реализована следующим образом:
Организационная схема, технологическое и техническое
обеспечение системы дистанционного образования позволило сделать его мобильным и
очень привлекательным. Сейчас рассматривается возможность создания на этой базе
корпоративных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В
качестве примера можно привести сотрудничество УдГУ и ГНИ Удмуртской Республики.
В рамках традиционных образовательных технологий практически невозможно провести
в короткие сроки переподготовку большого числа сотрудников в подразделениях,
рассредоточенных на большой территории, без остановки рабочего процесса. Наряду
с корпоративными системами, большое значение для развития дистанционного
образования будут иметь проекты, связанные с переподготовкой и обучением
безработных и мелких предпринимателей, социальной адаптацией лиц с ограниченными
физическими возможностями (инвалидов), увеличением роли довузовской
подготовки.
"Важно отметить и ожидаемые изменения условий и
характера труда преподавателей: на смену групповой или индивидуальной
работы "лицом к лицу" со студентами в учебных аудиториях и лабораториях
должно прийти взаимодействие с другими специалистами, входящими в состав
коллектива по созданию и сопровождению автоматизированных учебных курсов
программистами, дизайнерами компьютерных интерфейсов,
психологами". Арбузов Ю.В., Леньшин В.Н., Маслов С.И., Поляков А.А., Свиридов В.Г. Новый подход к инженерному образованию: теория и практика открытого доступа к распределенным информационным и техническим ресурсам / Под ред. Полякова А.А. - М.: Центр-Пресс, 2000. - С. 119. |