Методика оценки токсичности двигателей
Из статьи Леончук Якова Сергеевича
"Анализ методов очистки газовых выбросов двигателями внутренннего сгорания"
Оценка токсичности
двигателей и исследование влияния регулировок, организации рабочего
процесса и применение конструкции двигателя, а также системы
каталитической нейтрализации на токсичность в основном производятся
экспериментально. Для решения этих пробелов нами была разработана
стендовая установка на базе легкового автомобиля с бензиновым двигателем
ГАЗ - 54-04 , снабженный системой очистки из платино-палладиево-родиевого
катализатора на инертном блочном носителе из оксида алюминия. Нами была
исследована зависимость токсичности газовых выхлопов в условиях
каталитической очистки от рабочих параметров
двигателя.
Количественно токсичность
определялась как суммарная концентрация особо вредных: оксидов азота,
оксида углерода и бенз(а)пирена. Выбор именно этих трех веществ сделан не
случайно, а по степени воздействия на человеческий организм и по их доле в
составе выхлопных газов. Так, например, опасность воздействия оксидов
азота заключается в том, что с влагой верхних дыхательных путей они
образуют пары азотной и азотистой кислот. Постепенно происходит их
накопление в легких. При сгорании 1 кг бензина выделяется до 55 г оксидов
азота. При сгорании 1 кг дизельного топлива выделяется около 20..40 г
оксидов азота. Оксид углерода, поступая в организм с вдыхаемым воздухом,
снижает функцию кислородного питания, выполняемую
кровью.
При сгорании 1 кг бензина
выделяется 225 г оксида углерода, а при сгорании 1 кг дизельного топлива -
около 20..30 г. Бенз(а)пирен является канцерогеном, при контакте его с
живой тканью и постепенном накоплении он приводит к возникновению
злокачественных опухолей. Содержание канцерогена в выхлопах
незначительное, однако, степень опасности его очень высока. Количество же
выделяющихся выхлопных газов и соответственно вредных компонентов в них
зависит от регулировок двигателя, т.е. от организации процесса образования
топливно-воздушной смеси. К их числу относятся: частота вращения
коленчатого вала, угол опережения зажигания q, давление в выпускном
трубопроводе ре и коэффициента избытка воздуха. Это в равной мере
относится и к карбюраторным двигателям, и к
дизельным.
На основании изученных
различных литературных источников, был сделан вывод о том, что наиболее
значимыми, т.е. оказывающими существенное влияние, являются три
вышеперечисленных фактора - это угол опережения зажигания q, давление в
выпускном трубопроводе ре и коэффициента избытка воздуха. Испытания
проводились на специально оборудованных стендах с беговыми барабанами,
имеющими тормозные устройства и инерционные массы. В процессе испытаний
автомобиля выхлопные газы собирались в эластичные емкости (мешки), из
которых выкачивался через газовый счетчик для определения их объема и
осреднения концентраций токсичных
компонентов.
Качественный анализ газов
производился с помощью газоанализатора фирмы "Druger", а определение
бенз(а)пирена производилось хроматографически. Зная количество выхлопных
газов, вычислялась концентрация токсичных веществ в них. На данный момент
получены результаты экспериментов, дающие наглядную оценку зависимости
токсичности газов от настроек двигателя и, показывающие влияние
каталитического реактора на их уменьшение. В дальнейшем, при помощи
статистической обработки имеющихся данных мы рассчитываем получить
уравнение, дающее зависимость токсичности газов от регулировок двигателя.
На рисунке 1 привелена объемная структурная формула основного
составляющего моторных топлив и дизтоплив, составленная по данным из [3,
4, 5].
После проведения всех регулировок
двигателя тщательно протерли внутреннюю часть выходного участка выхлопной
трубы автомобиля, чтобы бенз(а)пирен, осевший вместе с сажей на ее стенках
после проведения какой-либо предыдущей эксплуатации автомобиля, не вносил
погрешность в определение бенз(а)пирена. После завершения всех
подготовительных работ проводятся испытания и отбор проб бенз(а)пирена из
отработавших газов автомобилей в соответствии с [4].
Отработавшие газы пропускают через
систему отбора непрерывно в течение испытаний (четырех последовательно
проведенных ездовых циклов). При этом регистрируют температуру давление
перед фильтром и проводят их регулировку до нужных величин с помощью
изменения расхода охлаждающей воды и параметров вытяжной системы. Отбор
проб бенз(а)пирена из отработавших газов исследуемого автомобиля проводят
трижды, при этом производить какие либо регулировки двигателя между
испытаниями не допускается.
В
лаборатории все составляющие отбора (фильтр, конденсат и смыв) тщательно
готовятся к анализу. Фильтр вынимают из конверта, помещают в чистый
тонкостенный стакан из нержавеющий стали и заливают его перегнанным
бензолом. Стакан с бензолом и фильтром помещают в ультразвуковую установку
УЗУ - 0,25, имеющую частоту колебания 18 кГц. Включаем установку и
экстрагируем фильтр в течение 15 мин. После этого выключаем ультразвуковую
установку. Выливаем бензол в колбу с притертой крышкой, заливают в стакан
чистый перегнанный бензол, снова помещают в него фильтр и еще раз
экстрагируют в течение 15 мин. После экстрагирования выливают бензол в ту
же колбу, в которую был вылит бензол первого экстрагирования. Конденсат
дважды экстрагируют на Шюттель-аппарате [7] в 100 мл перегнанного бензола
с последующим отделение бензола от конденсата в делительной воронке.
Отделенный бензол переливают в чистую
колбу с притертой пробкой. Вата (ткань), используемая при смыве
холодильника, дважды экстрагируется в ультразвуковой установке (аналогично
экстрагированию фильтра) и их экстракт переливается в чистую колбу с
притертой пробкой. В ту же колбу выливают и бензольные смывы холодильника.
При малых концентрациях бенз(а)пирена в бензольном экстракте из фильтра,
конденсате либо смыве холодильника они концентрируются на ротационном
вакуумном испарителе до объема 10 мл. До проведения анализа экстракты
хранят в темном прохладном месте в пробирках с притертыми
пробками.
Для отделения присутствующего
в экстрактах бенз(а)пирена от примесей экстракты подвергаются
хроматографическому фракционированию с применением адсорбционной
хроматографии в тонком слое. В качестве адсорбента используется оксид
алюминия "безводный".
Список литературы
- Бучин В.Н. Обезвреживание дизельного выхлопа с помощью
катклитических нейтрализаторов. - М.:Знание, 1969.-247 с.
- Богдаевский О.А. Пламенные нейтрализаторы дизельного выхлопа. - В
кн.: Токсичность двигателей внутреннего сгорания и пути ее снижения. -
М.:Энергия, 1966. -450 с.
- Васильковский В.Е. Жидкостные очистители отработавших газов
карбюраторных двигателей. - В кн.: Механизация и автоматизация горных
работ. Караганда, 1971, №7.
- Демченко О.Н. Пути уменьшения вредности отработавших газов
карбюраторных двигателей. - М.: (НИИНавтопром), 1966. - 235 с.
- Жигалин О.И., Лупачев П.Д. Снижение токсичности автомобильных
двигателей. - М.: Транспорт, 1985. - 120 с.
- Звонов В.А. Токсичноть двигателей внутреннего сгорания. - М.:
Машиностроение, 1973. - 200 с.
- Эффективность сжигания топлив и экология (энергоустановки и
автомобили): Сб. науч. ст. НАН Украины. Ин-т проблем машиностоения; Отв.
ред. Подгорный А.Н., Канило П.М. - Харьков, 1993. - 205 с.
- Методические рекомендации по отбору и анализу проб отработавших
газов двигателей внетреннего сгорания на содержение поилциклический
ароматических углеводородов. - М.: ВОНЦ АМН СССР, 1987. - 47 с.
- Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України від
25 червня 1991 р.// ВВР України. - 1991. - №41. - ст. 546.
- Малішко Н.И. Государственній контроль за охранаой атмосферного
воздуха. - К.: 1982. - 131 с.
- Санитарная охрана окружающей среді современного города. Новиков
Г.В., Дударев А.Я., Л.: Медицина, 1978. - 216 с.