О.И.Толочко
Вісник Східноукраїнського національного університету ім. В.Даля. – Луганськ. –
2003. – №4 (62). – С. 114-120.
   Предложена методика синтеза систем подчиненного регулирования методом стандартных полиномов, разрешающая компромисс между требованиями, предъявляемыми к динамике системы при работе ее в линейном режиме и в режиме ограничения регулируемой координаты внутреннего контура. Рассмотрен пример использования полинома Грехема-Летропа при оптимизации однократно интегрирующей системы регулирования скорости.
     
В настоящее время прослеживается тенденция сближения методов синтеза систем подчиненного
регулирования (СПР) и систем модального управления (СМУ).
     
В [1] рассмотрен принцип конструирования характеристического полинома (ХП) в СПР при
оптимизации их методом двойных пропорций
     
и выполнено нормирование этих полиномов по среднегеометрическому корню (СГК)
     
,
что привело к возможности использовать их в качестве стандартных форм при синтезе СМУ.
     
В формулах (1) и (2) обозначены:
     
Tm – малая некомпенсируемая постоянная времени привода;
     
- относительный оператор Лапласа;
     
- СГК, или характеристическая частота полинома.
     
Характерным для этой настройки является то, что отношение постоянных времени интегрирования
двух любых смежных разомкнутых контуров системы подчиненного регулирования равно 2:
     
,     ,
     .
     
Если допустить вариацию отношений di, то ХП (1) примет вид:
     
,
где
     
     
Нормируя полином (4) по его СГК
     
получаем:
     
где
     
     
Из анализа коэффициентов (5) и выражения (8) вытекает эмпирическая формула [2]:
     
,
               
     ,
               
          ,
     
где i – порядковый номер контура (счет начинается изнутри).
     
С ее помощью метод стандартных полиномиальных уравнений, используемый обычно при синтезе
СМУ, можно распространить и на СПР.
     
На важную роль коэффициентов di при синтезе систем автоматического управления обращено
внимание еще в работе [3], где они названы характеристическими соотношениями.
     
Недостатком применения полиномиального метода синтеза для систем подчиненного регулирования
является то, что при обеспечении желаемых динамических свойств системы при работе ее в линейном
режиме, может нарушиться динамика какого-либо из внутренних контуров при работе его в режиме
ограничения регулируемой им координаты. Чаще всего таким контуром является контур тока.
     
Для примера рассмотрим возможность использования в однократно интегрирующей системе подчиненного
регулирования скорости в качестве характеристического полинома (ХП) полинома Грехема-Летропа [4],
обеспечивающего минимизацию функционала
     
,
где e(t) – ошибка регулирования.
     
Для этого полинома отсутствуют аналитические методы определения коэффициентов и корней.
Его коэф-фициенты найдены эмпирически при использовании метода математического моделирования.
     
Полином Грехема-Летропа 3-го порядка имеет вид:
     
,
     
Характеристические соотношения полинома (9) имеют следующие значения:
     
,
     
.
     
Полином Баттерворта того же порядка, который является характеристическим полиномом
рассматривае-мой СПР при оптимизации ее методом двойных пропорций (),
выглядит следующим образом:
     
.
     
Используя для преобразования полиномов (11) и (12) к ненормированному виду формулы (6) и (8),
получаем:
     
,
     
;
     
,
     
.
     
Применительно к рассматриваемой СПР
     
,          
,
где Тт , Тс – постоянные времени интегрирования разомкнутых контуров регулирования тока (КРТ)
и скорости (КРС) соответственно.
     
Переходные функции этих замкнутых контуров при сравниваемых настройках приведены на рис. 1.
Анализ рисунков показывает, что при использовании характеристического полинома Грехема-Летропа
переходная функция КРС, определяющая качество переходных процессов в системе электропривода при
работе всех ее элементов в линейном режиме, имеет меньшее перерегулирование
() и более высокое быстродействие (время достижения максимума
), чем при использовании полинома Баттерворта (,
). Можно показать, что и статическое падение скорости в первом случае
будет меньше, чем во втором:
     
.
Рисунок 1 – Переходные функции КРТ (а) и КРС (б)
при использовании в КРС характеристического полинома
Баттерворта (1) и Грехема-Летропа (2)
     
Однако положительный эффект при использовании полинома Грехема-Летропа достигается за счет
более жесткой настройки контура тока, что приводит к увеличению перерегулирования его переходной
функции, которая определяет качество переходных процессов при работе привода в режиме
токоограничения.
     
Для того чтобы не изменять работу системы в режиме токоограничения, следует в регуляторе тока
оставить общепринятую настройку
     
,
а требуемое значение первого характеристического соотношения выбранного стандартного полинома
обеспечить за счет дополнительной отрицательной обратной связи по току,
заведенной на вход регулятора скорости с коэффициентом
     
,
где
     
kт – коэффициент передачи основной обратной связи по току;
     
kРС – коэффициент усиления регулятора скорости.
     
При этом коэффициент усиления регулятора скорости, синтезированного по общепринятой методике,
необходимо умножить на отношение
     
.
     
Полученная таким образом СПР с дополнительной обратной связью по току, заведенной на вход
регулятора скорости, имеет переходную функцию контура тока, соответствующую оптимизации его
методом двойных пропорций, и переходную функцию контура скорости, соответствующую
характеристическому полиному Грехема-Летропа (кривая 2 на рис. 2). Следует отметить, что
при d1 > 2 дополнительная обратная связь по току становится положительной. Такое соотношение
характерно, в частности, для полинома Бесселя и полинома с биномиальными коэффициентами.
     
Для того чтобы иметь возможность при синтезе СПР выбирать произвольным образом не только
расположение нормированных полюсов, но и среднегеометрический корень, в [5] предложен метод
обобщенного полинома, применение которого часто приводит к синтезу нереализуемых регуляторов,
у которых порядок числителя пе-редаточной функции оказывается больше порядка знаменателя.
     
Избежать этого недостатка можно изменением постоянной времени тиристорного преобразователя (ТП)
путем охвата его обратной связью по ЭДС, что, собственно говоря, делают и в системах модального
управления. Величина измененной постоянной времени ТП зависит от
желаемого СГК ж и характеристических соотношений
желаемого ХП:
     
,
     
.
     
Коэффициент обратной связи по ЭДС преобразователя следует вычислять по формуле:
     
,
где kп – коэффициент усиления ТП.
     
При замыкании преобразователя обратной связью изменяется не только его постоянная времени,
но и коэффициент усиления:
     
,
что необходимо учесть при синтезе регулятора тока.
     
Структурная схема системы подчиненного регулирования скорости, с особенностями, позволяющими
выполнить ее синтез методом стандартных полиномов, представлена на рис. 2.
Рисунок 2 – Структурная схема СПР с
дополнительными
обратными связями по току и ЭДС преобразователя
     
Передаточные функции регуляторов тока и скорости на этой структурной схеме, в соответствии
с приведенными выше рассуждениями, должны иметь вид:
     
,
     
.
     
Из (18) следует, что при d0 > 1 обратная связь по ЭДС становится положительной, а постоянная
времени преобразователя не уменьшается, а увеличивается. В этом случае в контур регулирования
ЭДС лучше включить пропорционально-интегральный интегратор с передаточной функцией
     
.
     
При этом изменится и передаточная функция регулятора тока:
     
.
     
В заключение следует сказать, что непосредственное измерение ЭДС преобразователя проблематично,
а замена этого сигнала напряжением усложняет структуру объекта регулирования. Эта проблема
актуальна не только для СПР, но и для СМУ.
     
Идея ввода в систему подчиненного регулирования дополнительной обратной связи по току,
заведенной на вход регулятора скорости, может быть использована не только при синтезе СПР
полиномиальным методом, а во всех случаях, когда желаемая динамика контура скорости
обеспечивается при неудовлетворительной динамике контура тока.