ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОТХОДЫ: ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
И
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Н.Н.Новиков, фирма "Новотех ЛТД", Координационный центр по науке и технологиям
В.М. Задорский, Приднепровский Центр чистых производств
О.Е.Маряскина, Днепропетровская областная государственная администрация
В.В.Малый , НМетАУ, Международная академия
информатизации
(Днепропетровск)
Предприятия с устаревшими энергоемкими технологиями и
оборудованием продолжают загрязнять окружающую природную среду, поэтому проблема
утилизации промышленных отходов в Украине не теряет своего значения.
Экологические штрафы не стимулирует предприятия применять кардинальные решения
по сокращению выбросов и флагманы пост советской индустрии почти безнаказанно
продолжают вырабатывать миллионы тонн твердых отходов и загрязняют атмосферу,
сжигая на факелах сотни миллионов кубометров попутных газов
ежегодно.
Понятно, что такое неэффективное использование ресурсов и
энергоносителей осложняет выпуск конкурентоспособной высокорентабельной
продукции и, соответственно, усугубляет проблемы социально - экономические.
Можно прогнозировать, что стремление Украины войти в мировое сообщество будет
существенно сдерживаться нерешенными проблемами экологизации предприятий
(необходимостью проведения мероприятий, улучшающих состояние окружающей среды и
условий труда, снижающих энергозатраты, способствующих переработке накопленных и
текущих отходов).
Немного статистики: Украина занимает одно из первых мест в
мире по объему накапливаемых отходов. Из 1,4 - 1,5 млрд. тонн природных
ресурсов, используемых ежегодно в промышленном производстве, большая часть
превращается в отходы. Несмотря на снижение их образования на 30-40% ежегодно в
связи с уменьшением объема производства, их общий объем в Украине превышает по
самым минимальным расчетам 20 млрд. тонн, и занимают они площадь земли более 130
тыс. га. При этом плотность размещения отходов в некоторых регионах, в частности
Донецко-Приднепровском, достигает 8-18 тыс. тонн на кв. км. при среднем уровне
для Украины- 3 тыс. тн./кв.км.
Основными источниками отходов в Украине
являются более 3,5 тыс. предприятий добывающей, перерабатывающей,
металлургической, энергетической, химической и других отраслей промышленности.
Можно утверждать, что в настоящее время ни на одном из природных месторождений
Украины вскрышные и основные породы не используются комплексно, а это более 70 -
80% общего объема всех твердых отходов. До 1988 г. Украина перерабатывала до
12,4% объема вторичных ресурсов, что составляло примерно 200 млн. тонн в год.
Однако в последние годы в силу экономических и организационных причин
уменьшается использование отходов в качестве вторичных ресурсов на 20% в
год.
Несмотря на ужесточение законов и контроля в области охраны окружающей
среды все еще продолжается насыщение водного бассейна рек, озер и атмосферы
химикалиями, тяжелыми металлами и другими вредными веществами. На мелководье и в
прибрежных районах реки Днепр зарегистрированы очень высокие концентрации крайне
ядовитых веществ: соединений ртути, свинца, кадмия, хрома, никеля, меди, цинка и
других тяжелых металлов, а также хлорорганики и фенольных
соединений.
Стратегия и тактика решения сложных проблем в развитых странах
после подписания соответствующих документов в Рио-де-Жанейро базируется на
концепции устойчивого развития, которая включает три аспекта: экологический,
экономический и социальный. Недооценка любой из этих трех составляющих приводит
к перекосу в этом системном треугольнике и нарушению в стратегии устойчивого
развития. Действительно, переоценка экономического и тесно связанного с ним
энергетического фактора при недооценке экологического и социального приводит к
нарушению устойчивости развития, ибо невозможно обеспечить улучшение условий
жизни следующего поколения, если улучшение экономики не будет сопровождаться
уменьшением техногенных нагрузок на человека и решением социальных проблем в
жизни общества. Точно так же не может быть самоцелью уменьшение техногенных
нагрузок на человека, а, значит, решение экологических проблем также не может
быть самоцелью, так как в пределе это привело бы к возвращению к первобытному
обществу, когда с экологией все было в порядке.
К сожалению, принятая
Правительством Украины программа использования отходов не ориентирована на
реализацию принципов индустриального симбиоза, на использование отходов в
качестве дополнительных источников сырья и материалов, что в значительной
степени способствовало бы охране окружающей среды и созданию экономических,
технических, организационных и правовых условий, способствующих привлечению
отечественных и зарубежных инвесторов к решению проблемы максимально полного и
эффективного использования отходов с минимальным загрязнением окружающей среды и
ущербом здоровью населения. Эта программа не учитывает мировой и отечественный
опыт в решении проблем отходов и не создает производственные,
научно-технические, экономические, организационные и правовые предпосылки для
значительного увеличения объемов замены первичного сырья и материалов на
вторичные и внедрения современных энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Известно, что потенциал энергосбережения Днепропетровской области исчисляется
сотнями миллионов долларов ежегодно. На эту астрономическую сумму ежегодно
закупаются за валюту энергоносители для того, чтобы обогревать и засорять
окружающее пространство из-за несовершенства технологий, оборудования и
проектов.
Очевидная, но очень сложная задача состоит в том, чтобы деньги,
которые тратятся на закупку энергоносителей с дальнейшим их неэффективным
использованием, превратить в средства для осуществления инновационных проектов
экологической направленности.
Понятно, что решение экологических проблем
дело дорогостоящее и требует скоординированной работы всех заинтересованных
сторон. После распада командно - административной системы управления
производством и наукой, когда можно было решить любую задачу директивами с
возможностью сконцентрировать соответствующие средства, далеко не всякая
организационная структура сейчас способна взяться за такое дело. А оно стоит
того, например, - в металлургии повышение качества аглодоменного сырья за счет
использования отходов обеспечит: повышение горячей прочности (соответствено и
снижение пылевыноса) аглодоменного сырья до 30%, повышение содержания железа в
нем до 3%, повышение выхода годного до 40кг/тн. Ожидаемый эффект, помимо
экологического, для крупного металлургического комбината исчисляется миллионами
гривен. Почему же долгие годы не внедряются на наших заводах ресурсосберегающие
разработки? Ответ частично ясен, если учесть вышесказанное -зачем вкладывать
деньги, когда основной доход идет от продажи металлопродукции, себестоимость
которой невысока за счет низкой зарплаты и неотвлечения денег на решение
экологических вопросов. При неактивной государственной политике по защите прав
трудящихся и защите окружающей среды вряд ли можно ожидать добровольных вложений
от новых "хозяев" предприятий, которые несравненно больше заинтересованы в том,
чтобы деньги работали, принося сиюминутную прибыль.
Продолжая рассматривать
конкретную проблему с утилизацией металлсодержащих отходов, следует сказать, что
к настоящему времени разработаны научные предпосылки для вовлечения в
производство железосодержащих отходов текущего производства и накопленных ранее
отходов. Среди наиболее значительных, проверенных практикой способов утилизации
таких отходов следует упомянуть:
утилизацию замасленных прокатных шламов и
окалин при получении безобжиговых железофлюсов для сталеплавильного
производства; производство гибридного окускованного железорудного сырья, в том
числе с использованием феррито-кальциевого флюса, что позволит отказаться от
применения агломерационной руды, получать агломерат с повышенным содержанием
железа и прочностными характеристиками, а также утилизировать обводненные шламы
металлургических переделов без ухудшения показателей процесса спекания;
технологии брикетирования в различных вариациях.
Достигнутый научный уровень
разработок действительно высокий, но множество предложений от различных фирм,
институтов и специалистов не способствуют реальному, адекватно отвечающему
значимости проблемы ее решению потому, что отсутствует современная нормативная
база и системный подход к проблеме утилизации отходов.
К сожалению, можно
констатировать, что оставшиеся еще в нашей стране силы, способные решить
соответствующие задачи, в связи с отсутствием организационно - финансовых
возможностей большей частью не востребованы. Пока успешно реализуются лишь те
проекты, которые дают быструю отдачу и где не нужно больших капиталовложений
(извлечение металла из отвалов и т.п.). Вряд ли можно ожидать серьезных сдвигов
и в ближайшем будущем, если не искать неординарные инновационные подходы к
решению. Принятый еще в 2002г. Закон Украины "Об инновационной деятельности" в
силу многих причин не работает, хотя очевидную пользу из него можно извлечь. В
нем содержится новое толкование соответствующих терминов:
· "инновация" - это
вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные
технологии, продукция или услуги, а также организационно - технические решения
производственного, административного, коммерческого или другого характера,
которые существенно улучшают структуру и качество производства и (или)
социальной сферы;
· "инновационная деятельность" - деятельность, направленная
на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и
разработок и предопределяющая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров
и услуг.
Признание организационно - технических решений инновациями может
открыть путь к решению многих проблем, ведь административные решения
соответствующего уровня позволяют их из невыгодных и навязываемых сделать
инвестиционно привлекательными, если при этом удастся создать инновационный
проект, т.е. создать комплект документов, определяющий процедуру и комплекс всех
необходимых мероприятий (в том числе инвестиционных) по созданию и реализации
инновационного продукта.
Отметим, что ключевые Законы Украины, прямо или
косвенно касающиеся темы нашего доклада, не являются законами прямого действия,
декларативны, не подкреплены финансированием.
В связи с вышесказанным можно
предположить, что создаваемая в Украине государственная инновационная политика,
в том числе в сфере отходов, является контурной картой, на которой должна быть
создана соответствующая региональная политика и организационно - финансовый
механизм ее реализации. Соответственно, необходимо на региональном уровне
готовиться взять на себя всю тяжесть накопленных проблем, разработать
соответствующие инновационные проекты, отвечающие духу рыночного времени и
приступить к их реализации.
О весомой доле Днепропетровского региона в
производстве валового продукта Украины известно. Днепропетровская область
является уникальным территориально - экономическим образованием с энергоемкими
производствами, невостребованным научно-техническим потенциалом, огромными
резервами природных ископаемых, колоссальными наработанными за десятилетия
производственными отходами. В области имеются районы, приравненные к зонам
экологического бедствия (Днепродзержинск, Кривой Рог, Желтые Воды, Павлоград).
Четыре (из шести национальных проблем) по экологии связаны с нашим регионом.
Решать проблемы Днепропетровской области планомерно на основе научного подхода
можно и нужно. Неужели в этой ситуации мы будем ждать манны государственной.
Если Днепропетровский регион решит хотя бы малую часть своих проблем, это будет
полезно для Украины в целом.
Как подтверждение к вышесказанному,
распоряжением КМУ от 26.11.03г. №723-2003-г. предполагается создание
Дніпропетровського регіонального центра поводження з небезпечними відходами.
Ясно, что для решения вопросов, цена которым сотни миллионов долларов (так
оценивают потенциалы энергосбережения и рационального использования отходов в
Днепропетровской области) потребуются и соответствующие средства. Понятно, что в
бюджете их нет.
Недостаток государственных средств не может быть главной
причиной того, что не востребуются и не реализуются научно-технические
разработки. Главные причины невостребованности научно-технических разработок
видятся в том, что отсутствует достоверная информация об имеющихся достижениях и
о готовности их к внедрению и тиражированию, в отсутствии опыта в создании схем
взаимодействия партнеров в решении инновационных задач (за рубежом такими
вопросами занимаются технологические бизнес-инкубаторы, инновационные
технопарки).
Объединение "Координационный центр по науке и технологиям при
Днепропетровском областном совете народных депутатов" (создано в 1995г.),
объединяющее научно - технический потенциал ведущих ученых и специалистов
Днепропетровской области при активном содействии Приднепровского Центра чистых
производств, специалисты и эксперты которого имеют международное признание, под
эгидой управления по вопросам экологии, использования природных ресурсов и
обращения с отходами Днепропетровской облгосадминистрации и департамента
инновационного развития Министерства науки и образования Украины с участием
кафедры управления проектами НМетАУ стремятся организовать сотрудничество по
созданию и реализации инновационных проектов для решения актуальных задач в
сфере утилизации отходов.
Цель - путь к реализации уже получившего
значительное распространение на Западе принципа индустриального симбиоза -
совмещения якобы несовместимых объектов, материальных и энергетических потоков в
единый энерготехнологический комплекс, связанный материальными и энергетическими
потоками в сложную многоуровневую систему, где используются практически все
отходы (энергетические и материальные) одних производств в качестве вторичного
сырья техногенного происхождения для других производств.
При симбиозе
появляется возможность реализовать также известный принцип рециркуляции, когда
не добиваются полного использования исходного сырья или энергии, а обеспечивают
наиболее экономически выгодные режимы переработки при экономически оптимальной
конверсии (обычно 20 - 30%), выделяя после этого готовый продукт (вещество или
энергию) и, возвращая неиспользованные ресурсы в начало
процесса.
Предварительный анализ состава и количества отходов региона
показывает, что многие из них могут быть после некоторой подготовки использованы
в качестве сырья для смежных отраслей производства с существенной экономической
и экологической выгодой.
Что касается организационных форм работы на таком
рынке, то уже давно назрела необходимость создания крупных региональных
межотраслевых финансово-промышленных объединений, скорее всего, в форме
акционерного общества. Такая организационная форма наиболее полно соответствует
требованиям рыночной экономики и позволит подключить значительное количество
западных и наших потенциальных инвесторов к решению проблемы.
Проблема
уничтожения или утилизации отходов является комплексной и для ее решения
необходимо одновременное участие как тех, кто их производит, так и разработчиков
технологий их переработки, потребителей конечного продукта, администраторов и
экологов территорий, где размещаются отходы, предпринимателей, и, наконец,
потенциальных инвесторов и т.п. Эти категории участников решения проблемы имеют
различные цели, однако для них необходима единая комплексная информационная база
большого объема, способная учитывать оперативные изменения информации и давать
оперативные рекомендации по выбору решения.
Понятно, что сверху даже самыми
совершенными законами и программами такую задачу не решить, необходимо включить
рыночные механизмы в ее решение на региональном уровне, создав для этого
соответствующую законодательную базу. Не решить эту проблему и на уровне
отдельных отраслей, где не всегда возможно обеспечить бесконечную рециркуляцию
материальных потоков без создания отдельных дорогих и экологически небезопасных
установок для глубокой переработки отходов с целью вывода накапливающихся при
рециркуляции вредных для производства и окружающей среды веществ. В таких
многоотраслевых промышленно - сельскохозяйственных регионах, как Приднепровье,
более рациональным, на наш взгляд, является организация межотраслевого
использования отходов путем создания своеобразного рынка отходов.
Переработка
отходов должна быть частью работ по экологизации на региональном уровне и должна
проводиться одновременно с работами по экологизации конкретных производств.
Прежде, чем решать вопросы о методах переработки промышленных отходов,
необходимо рассмотреть вопросы об экологизации собственно производства и
реализовать экономически оправданные варианты устранения или существенного
уменьшения количества выбросов путем повышения селективности основного процесса
или выхода целевых продуктов.
Особенно важно грамотно с учетом всех
эколого-экономических обстоятельств проблемы оценивать целесообразность принятия
решения об инвестиционной политике (средства можно вкладывать либо в
совершенствование технологических процессов с целью уменьшения или устранения
отходов, либо в переработку последних, либо в подготовку для их подготовки в
качестве сырья для предприятий другого профиля). Предпочтительный вариант
определяется только эколого-экономическим расчетом.
Производственные и
бытовые отходы во всем мире рассматривают в трех ипостасях:
1. Отходы как
фактор ухудшения природной среды обитания и здоровья людей. В этом направлении
ключевой стратегией является минимизация количества отходов на основе
экологизации (повышения степени чистоты) производства и их утилизация или
уничтожение.
2. Отходы как источник вторичного сырья. Это направление требует
подготовки или комплексной переработки отходов и полного учета полезных
компонентов, которые можно получить при их переработке. Главным в этом
направлении является изучение предприятий региона как потенциальных потребителей
отходов предприятий преимущественно того же региона на основе принципов
индустриального симбиоза, получающих все большее распространение на Западе, и
изучение состава и организация технологических процессов глубокой переработки
отходов с использованием технологий высокого уровня. Пока для переработки
отходов чаще всего используют технологии низкого уровня с получением, к примеру,
простейших строительных материалов.
3. Отходы как фактор торговли и обмена в
условиях нехватки сырьевых запасов между различными производствами ресурсоемких
отраслей производства на межрегиональном и международном уровнях. Конечной целью
является углубленный индустриальный симбиоз на основе перехода к каскадному
принципу создания территориальных промышленных комплексов, при котором отходы
одного производства становятся сырьем для других производств.
К сожалению, у
нас в Приднепровье при попытках решить проблему отходов последние две ипостаси
практически не рассматриваются. В лучшем случае, мы либо пытаемся уменьшить
количество отходов, совершенствуя технологию процессов переработки сырья, либо
стремимся куда-то их сбросить, захоронить, по возможности, с меньшими затратами
и с меньшим ущербом нашей среде обитания.
Системный анализ проблемы "Отходы"
с учетом опыта других стран в ее решении подсказывают следующий алгоритм ее
решения в наших условиях:
-анализ технологии производства и классификация
отходов, сбор данных для проведения эколого-экономических
расчетов,
-эколого-экономические расчеты с учетом влияния отходов на
экологическую безопасность территорий и определение инвестиционной и
законодательной политики,
-технико-экономические обоснования выбранного
варианта, включая оценку возможностей использования технологий более глубокой
переработки отходов непосредственно на производящем их предприятии и поиск
вариантов их межотраслевого использования в качестве сырья для предприятий
смежных отраслей, возможности получения прибылей, экологических
последствий,
-поиск инвесторов и менеджеров, выход с подготовленной проблемой
на экологический рынок, решение организационных вопросов.
Анализ состава
отходов предприятий Приднепровья показывает, что их большая часть может быть
использована, прежде всего, самими предприятиями, где они образуются, а также и
другими предприятиями региона (прежде всего, за счет межотраслевой кооперации) в
качестве сырья с получением дополнительных прибылей за счет уменьшения
потребления других сырьевых источников.
Первоочередными задачами для
Приднепровского региона, да и для Украины являются:
· инвентаризация и полная
оценка истинной стоимости отходов, создание проблемно-ориентированных
классификаторов отходов,
· минимизация остаточного количества отходов,
·
организация технологических цепей и доработка технологий высокого уровня,
которые смогли бы обеспечить подготовку отходов для использования другими
предприятиями или выход с этим товаром на рынок отходов, или, наконец, глубокую
комплексную переработку отходов,
· разработка стратегии решения проблемы
отходов, опирающейся на рыночные отношения и стимулирующей предприятия к
созданию безотходных и малоотходных производств, полной переработке
образовавшихся отходов или реализации их на рынке отходов для межотраслевого
использования,
· обеспечение экологической безопасности переработки отходов и
уничтожения остаточных продуктов.
В каждым мегаполисе проблему утилизации
отходов необходимо решать с учетом их состава и количества, а также возможностей
региона по реализации концепции индустриального симбиоза. Идея создания
предприятий по централизованной переработке отходов - направление тупиковое и в
мире от таких установок давно отказались. Везде принята концепция
индустриального симбиоза в качестве основной, рабочей концепции.
В
Днепропетровске среди главных вопросов по отходам упоминаются:
1. Переработка
отходов Приднепровской ТЭС; Использование золы и шлака мусоросжигательного
завода.
2. Утилизация активного ила городских очистных сооружений,
непригодных из-за загрязнения тяжелыми металлами для использования в сельском
хозяйстве.
При рассмотрении проблем отходов очень важно учитывать
предлагаемое многообразие вариантов решения, в т.ч. и по линии международного
сотрудничества, и профессионально принимать оптимальный.
К примеру,
американская фирма "STS Consultants Ltd", предложила оригинальное и
высокоэффективное решение, относящееся к проблеме переработки шлака и золы уноса
мусоросжигательного завода путем получения из шлака высококачественной дешевой
подушки под асфальтовое покрытие (автостоянки, дороги, отмостки и т.п.) за счет
тщательного смешивания шлака примерно с 5% гашеной или негашеной извести,
выдержки, рассыпания по месту использования, трамбовки, выдержки для протекания
химической реакции между известью и углеродом, содержащимся в шлаке и, наконец,
покрытия асфальтом. По мнению американских специалистов это самая эффективная и
высокоэкономичная технология. Коллеги из США считают, что смешивание шлака с
цементом и получение так называемых шлакоблоков неэкономично и проигрывает
предложенной ими технологии. Вместе с тем, нам известны предложения получения
строительных материалов по бесцементной технологии, с использованием
шлакощелочного вяжущего, полученного в свою очередь из отходов производства, что
может стать альтернативой или достойным дополнением американскому варианту.
Еще один пример: рассмотрев список вопросов структуры управления твердыми
отходами, подготовленный экспертной группой голландских специалистов,
специалисты Приднепровского центра чистых производств (ПЦЧП) сочли необходимым
отметить следующее:
Группа специалистов региона несколько лет работала над
проблемой менеджмента промышленных и бытовых отходов в регионе. Голландским
специалистам было предложено использовать предложенные украинскими специалистами
решения, учитывающие не только опыт наших специалистов, но и опыт Дании,
Великобритании, Австрии, США и Германии при решении аналогичных проблем. Также
сочли необходимым внести в рассматриваемый голландскими специалистами перечень
экологических проблем действующего мусоросжигательного завода с решением
вопросов:
· устранения выбросов диоксинов в воздух путем установки системы
дожигания дымовых газов,
· разработка современной системы мокрой очистки
дымовых гахзов от пыли, выбросов окислов азота и серы, хлорорганических
соединений и др. газообразных вредных веществ.
К сожалению, голландские
специалисты полностью проигнорировали эти предложения.
В предварительных
документах основное внимание западных экспертов сосредоточено на второстепенных
вопросах (тип мусорных контейнеров, средства транспортировки, обеспечение
конкуренции при сборе отходов, низкий уровень услуг Днепрокоммунтранса,
недостатки в оплате труда по сбору отходов, отсутствие складов, отсутствие
взвешивания на свалке и т.п.). Может быть, это и важные вопросы для менеджмента
отходов, но даже при решении всех этих вопросов ни одна актуальная проблема
города, связанная со сбором, переработкой и утилизацией мусора, не будет решена.
Что касается утилизации активного ила, необходимо отметить следующее.
Избыточный активный ил (далее ил) является неизбежным отходом систем
биологической очистки промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Он
представляет собой аморфный пастообразный осадок влажностью 97-99% и образуется
примерно в количестве 100 г абсолютно сухого ила на каждого жителя города в
сутки.
Способы обработки и утилизации избыточного ила вместе с твердым
осадком, которые предусматривают типовые проекты городских очистных сооружений-
это обезвоживание с помощью химикатов и аккумулирование в накопителях. Эти
способы отличаются большим расходом химикатов (до 30% от веса ила плюс твердый
осадок) и наносят вред окружающей среде.
Использование отработанного
активного ила в качестве удобрений, как уже отмечено выше, невозможно в связи с
содержанием в нем значительного количества тяжелых металлов. По данным
горводоканала количество ила и содержание в нем тяжелых металлов (данные за 1996
год) составляет:
Левый берег | Правый берег | Центр.станция аэрации | ||
Количество ила, | т/год | 11285,4 | 3576,8 | 19980,0 |
Свинец | мг/кг | 108,6 | 5,0 | 190,0 |
Медь | " | 24,5 | 15,0 | 123,0 |
Цинк | " | 148,0 | 52,0 | 206,0 |
Кадмий | " | 0,48 | 1,1 | 5,4 |
Никель | " | 13,8 | 7,6 | 31,8 |
Кобальт | " | 1,15 | 1,4 | 1,4 |
Хром | " | 25,8 | 23,0 | 1,38 |
Алюминий | " | 2521,0 | 2702,0 | 2390,2 |
Традиционные способы утилизации ила за рубежом
являются затратными, эксплуатационные расходы составляют 400-800$ на 1 т сухого
ила.
Существенным недостатком практически всех методов сжигания ила является
наличие в дымовых газах токсичных веществ. При сжигании хлорсодержащих веществ
при температуре ниже 1000 град образуются полихлорированные дибензодиоксины и
фураны. Необходимо, чтобы строго соблюдалось время пребывания в зоне пламени
сжигаемого вещества (не менее 2 сек) при температуре выше 900 град. Это условие
в существующих схемах выдержать невозможно.
Среди наиболее интересных
предложений имеются следующие:
1. Согласно разработанной НПО "Импульс" новой
технологии иловая суспензия плотностью 5-30 г/л вводится в технологический цикл
на стадии приготовления бессернистого органического топлива. Биомасса в щелочной
среде подвергается гидролизу после чего поступает на выпарку для уплотнения.
Уплотненный до 75-80% гидролизат биомассы ила является бессернистым топливом с
высокими теплофизическими характеристиками и направляется на сжигание в
содорегенерационный котел, где вырабатывается пар высокого давления. За счет
этого по данным авторов получается прибыль 50-70$ на 1 т абсолютно сухого
ила.
Авторы сообщают о том, что по этой технологии ил сгорает при 1000-1200
град с временем пребывания в пламени более 2 сек и в сильно щелочной среде.
Поэтому по выбросам диоксинов соблюдаются все жесткие нормы мусоросжигательных
печей Европы (в Нидердландах с 1995 года действуют такие нормы: температура
сжигания- 1000-1200 град, время пребывания в пламени- 2 сек, содержание
диоксинов в отходящих газах- не выше 100 пкг на 1 кубический метр газа при
нормальных условиях). По данной технологии получают диоксина 1 пкг на 1
кубометр, т.е. в 100 раз ниже нормы.
2. Днепропетровским ИНПП "Колорит"
предложена плазменная технология переработки ила, заключающаяся в
высокотемпературной обработке ила в плазменном вертикальном реакторе закрытого
типа плазменными газовыми струями.
При переработке 1 т в час ила производится
до 8000 куб.м/час синтез-газа. Расход электроэнергии - 2 МВт, сжатого воздуха -
500 куб.м., вода для подачи в оборотный цикл- 0.1 куб.м. Стоимость переработки 1
тн. ила - 102 $. Если учесть стоимость полученного синтез-газа, то удельные
затраты составят- 51,2$. на 1 т.
3. ПЦЧП совместно с Лобачем Г.А. предложен
биометод утилизации ила, основанный на индустриально-аграрном симбиозе
нескольких предприятий региона с использованием так называемой
FS-технологии.
Основная идея предлагаемой технологии утилизации ила
следующая. Отработанный ил вывозится на поля, где выращивается растения для
корма, например, люцерна. Использование ила по данным специалистов в 2 и более
раза увеличивают урожайность люцерны. Растения являются природными насосами и
выкачивают из почвы тяжелые металлы, концентрируя их ионы в листостебельной
массе. Эту массу нельзя непосредственно скармливать животным ввиду содержания
сверхнормативных количеств тяжелых металлов.
Эта проблема решается за счет
фракционирования биомассы по FS-технологии. Зеленая масса поступает на
переработку известными методами на завод искусственного белка, имеющийся
недалеко от Днепропетровска, на котором с минимальными затратами реализуется
FS-технология как часть технологии получения белка. Уже на первой стадии
процесса биомасса разделяется на клеточный сок, из которого выделяют концентраты
металлов, экологически чистые кормовые концентраты и препараты биологически
активных веществ. Объемы концентратов металлов составляют 1-2% от объема зеленой
массы. Эта технология выделения металлов из растений апробирована на ЧАЭС и в
США. Результаты положительные.
Такая технология утилизация будет
высокорентабельной для всех участников (для водоканала - решение проблемы
утилизации ила, для агропредприятий - увеличение урожая в 2 раза, дармовые
удобрения, для завода искусственного белка - увеличение в 2 раза сырьевой базы,
получение дополнительных прибылей за счет реализации дополнительной
продукции).
Следует признать биометод утилизации ила, основанный на
индустриально-аграрном симбиозе нескольких предприятий региона и FS-технологии,
и плазменную технологию переработки илов наиболее перспективными для города
Днепропетровска.
Мы заинтересованы в сотрудничестве по реализации подобных
проектов, основанных на идеях индустриального симбиоза и системного подхода.
Среди них актуальными и инвестиционно привлекательными, по нашему мнению,
являются также:
- Проект "Комплексная утилизация железосодержащих отходов в
металлургии".
Значимость проблемы ясна из основного текста доклада. Имея
специалистов и деловые связи с металлургическими предприятиями, мы готовы
рассмотреть варианты сотрудничества в рамках инновационного
проекта.
Обязательный этап - разработка системного подхода к проблеме
утилизации отходов, создание современной нормативной базы образования и учета
отходов и программы планомерной утилизации отходов, как текущего производства,
так и накопленных. Для конкретных объектов в рамках программы определятся суммы
и сроки выполнения. По предварительной оценке (при решении организационных
вопросов) окупаемость вложений для участников конкретных проектов не будет
превышать 1- 3 лет.
- Проект "ФЕРРОГАЗ". Получая в ходе технологического
процесса большое количество попутного феррогаза, ОАО "Никопольский завод
ферросплавов" вынужден потреблять природный газ, сжигая миллионы кубометров
феррогаза на факелах, так как давление его не стабильно и в котлах его сжигать
опасно. Для устранения этого недостатка предполагается построить аккумулирующие
емкости под феррогаз, которые поддерживают стабильное давление феррогаза в
трубопроводах в любое время суток и года и подключить их к трассе феррогаза НЗФ.
Это позволит поддерживать стабильное давление газа в трубопроводах в любой
момент времени, что позволит использовать его вместо природного газа, как в
основном производстве, так и на других объектах. Требуемая сумма инвестиций -
до$13млн. Срок осуществления проекта - до 2лет. Срок окупаемости - от 3-х до 7-и
лет (в зависимости от степени участия в проекте самого завода и схемы
финансирования).
-Проект "БИОГАЗ". Проблема использования с\х отходов в
последнее время поднимается на самом высоком уровне. Тема альтернативной
энергетики рассматривается как приоритетная в Украине (см. Закон Украины N555-IY
от 20.03.03г. "Об альтернативных источниках энергии", Указ N1094/2003 Президента
Украины "Про заходи щодо розвитку виробництва палива з бiологiчноi сировини").
Во всем мире создание биогазовых установок является выгодным вложением средств.
В Днепропетровской области, еще в советское время была построена биогазовая
установка на переработку навоза от 5000 голов свиней, которая по своим
технико-экономическим показателям превосходила зарубежные аналоги. Однако,
последовавшие в 90-х г.г. процессы экономического спада и неплатежей, привели к
тому, что из-за резкого уменьшения поголовья свиней на ферме пришлось заглушить
биогазовую установку. Часть материалов и аппаратуры были расхищены, но основное
оборудование, как удалось выяснить в результате технического осмотра нашими
специалистами, возможно ввести в действие. Нами разработаны несколько вариантов
технических предложений на создание пилотной отечественной биогазовой установки
нового поколения, и в том числе вариант воссоздания упоминаемой выше установки.
В управление энергосбережения Днепропетровской облгосадминистрации передано
соответствующее предложение. Мы заинтересованы в осуществлении совместного
инновационного проекта по одному из вариантов, провели соответствующие
маркетинговые исследования рынка и сообщаем следующее:
Окупаемость биогазовых
установок за счет возможности использования биогаза 3-5 и выше лет без учета
экологических преимуществ. Необходимо учитывать существенное улучшение состояние
окружающей среды при строительстве и использовании таких установок, что позволит
перевести их в разряд быстроокупаемых.
Последние разработки и опыт
применения технологий переработки подобных отходов позволяют утверждать, что
наряду с биогазом такие установки могут вырабатывать экологически чистые
органические удобрения. Успешный опыт применения таких удобрений позволяет
утверждать, что при этом возможны: повышение урожайности не менее чем на 20-30%,
(по российским источникам в 2 и более раз); отказаться от применения пестицидов
и существенно снизить затраты на закупку минеральных удобрений; получать
экологически чистые продукты. Срок окупаемости биогазовой установки с учетом
сказанного - от нескольких месяцев до 1-2 лет. При этом возможно превращение
физически и морально устаревших навозоотстойников и очистных сооружений в
фабрики по производству экологически чистых органических удобрений.
Предполагаемые вложения в воссоздание биогазовой установки - 1 млн. грн.
Для строительства новой биогазовой установки такого класса - 3,5 - 4 млн.
грн.
Для рационального использования феррогаза и биогаза предполагается
применять инфракрасные горелки отечественного производства.
- Проект
"УГЛЕКИСЛОТА". Для справки: производство углекислоты в сопоставимых объемах в
развитых странах на порядок выше, чем в бывших странах СНГ. Углекислый газ
применяется в производстве безалкогольных напитков и при розливе минеральных вод
в качестве антисептика, и для улучшения их вкусовых качеств, стойкости.
Производителей углекислого газа можно условно разделить на три группы:
химические комбинаты, спиртзаводы и специализированные предприятия по
производству пищевой углекислоты. У химиков и спиртовиков углекислый газ -
побочный продукт технологических операций. Правильная технология получения
углекислоты - это отбор печных газов после специального сжигания природного
газа. При таком специальном сжигании устанавливаются особые параметры, при
которых возможен максимальный выход СО2. Углекислота, полученная на
специализированном предприятии, - продукт, максимально очищенный от всевозможных
примесей, и, соответственно, наиболее подходящий для применения в пищевой
промышленности.
Имея специалистов и объекты, где продукты сжигания
природного газа могут быть использованы для производства углекислоты, как
побочного продукта, мы готовы рассмотреть варианты сотрудничества в рамках
инновационного проекта.
Предполагаемые вложения - от 1 млн. грн. Срок
окупаемости 1 - 3 года (в зависимости от степени участия в проекте самого завода
и схемы финансирования).
Все эти предложения быстроокупаемые. Перечень
перспективных разработок, прошедших опытную апробацию можно продолжить. Среди
них:
"Утилизация нефтесодержащих отходов при сжигании водомазутных
эмульсий";
"Технологии очистки сточных вод и отработанных растворов
гальванического производства";
"Производство гидроксохлорида алюминия -
коагулянта нового поколения".
"Производство строительных материалов из
отходов".
К сожалению, большинство разработчиков этих предложений не имеют
финансовых возможностей для их реализации, серъезным препятствием является также
отсутствие организующей силы в реализации инновационных проектов. Представленный
в нашем докладе краткий анализ проблемы использования инновационных решений для
экологизации производства подчеркивает не достижения, а скрытые возможности и
перспективу начатой нами работы. Появится ли в ближайшее время положительный
результат, зависит не только от нас. И в любом случае нам еще много надо учиться
у западных экологов работать за счет использования возможностей рыночных
механизмов хозяйствования.