ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОТХОДЫ: ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ 
И 
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 
Н.Н.Новиков, фирма "Новотех ЛТД", Координационный центр по науке и технологиям
В.М. Задорский, Приднепровский Центр чистых производств
О.Е.Маряскина, Днепропетровская областная государственная администрация
В.В.Малый , НМетАУ, Международная академия 
информатизации 
(Днепропетровск)
Предприятия с устаревшими энергоемкими технологиями и 
оборудованием продолжают загрязнять окружающую природную среду, поэтому проблема 
утилизации промышленных отходов в Украине не теряет своего значения. 
Экологические штрафы не стимулирует предприятия применять кардинальные решения 
по сокращению выбросов и флагманы пост советской индустрии почти безнаказанно 
продолжают вырабатывать миллионы тонн твердых отходов и загрязняют атмосферу, 
сжигая на факелах сотни миллионов кубометров попутных газов 
ежегодно.
Понятно, что такое неэффективное использование ресурсов и 
энергоносителей осложняет выпуск конкурентоспособной высокорентабельной 
продукции и, соответственно, усугубляет проблемы социально - экономические. 
Можно прогнозировать, что стремление Украины войти в мировое сообщество будет 
существенно сдерживаться нерешенными проблемами экологизации предприятий 
(необходимостью проведения мероприятий, улучшающих состояние окружающей среды и 
условий труда, снижающих энергозатраты, способствующих переработке накопленных и 
текущих отходов). 
Немного статистики: Украина занимает одно из первых мест в 
мире по объему накапливаемых отходов. Из 1,4 - 1,5 млрд. тонн природных 
ресурсов, используемых ежегодно в промышленном производстве, большая часть 
превращается в отходы. Несмотря на снижение их образования на 30-40% ежегодно в 
связи с уменьшением объема производства, их общий объем в Украине превышает по 
самым минимальным расчетам 20 млрд. тонн, и занимают они площадь земли более 130 
тыс. га. При этом плотность размещения отходов в некоторых регионах, в частности 
Донецко-Приднепровском, достигает 8-18 тыс. тонн на кв. км. при среднем уровне 
для Украины- 3 тыс. тн./кв.км.
Основными источниками отходов в Украине 
являются более 3,5 тыс. предприятий добывающей, перерабатывающей, 
металлургической, энергетической, химической и других отраслей промышленности. 
Можно утверждать, что в настоящее время ни на одном из природных месторождений 
Украины вскрышные и основные породы не используются комплексно, а это более 70 - 
80% общего объема всех твердых отходов. До 1988 г. Украина перерабатывала до 
12,4% объема вторичных ресурсов, что составляло примерно 200 млн. тонн в год. 
Однако в последние годы в силу экономических и организационных причин 
уменьшается использование отходов в качестве вторичных ресурсов на 20% в 
год.
Несмотря на ужесточение законов и контроля в области охраны окружающей 
среды все еще продолжается насыщение водного бассейна рек, озер и атмосферы 
химикалиями, тяжелыми металлами и другими вредными веществами. На мелководье и в 
прибрежных районах реки Днепр зарегистрированы очень высокие концентрации крайне 
ядовитых веществ: соединений ртути, свинца, кадмия, хрома, никеля, меди, цинка и 
других тяжелых металлов, а также хлорорганики и фенольных 
соединений.
Стратегия и тактика решения сложных проблем в развитых странах 
после подписания соответствующих документов в Рио-де-Жанейро базируется на 
концепции устойчивого развития, которая включает три аспекта: экологический, 
экономический и социальный. Недооценка любой из этих трех составляющих приводит 
к перекосу в этом системном треугольнике и нарушению в стратегии устойчивого 
развития. Действительно, переоценка экономического и тесно связанного с ним 
энергетического фактора при недооценке экологического и социального приводит к 
нарушению устойчивости развития, ибо невозможно обеспечить улучшение условий 
жизни следующего поколения, если улучшение экономики не будет сопровождаться 
уменьшением техногенных нагрузок на человека и решением социальных проблем в 
жизни общества. Точно так же не может быть самоцелью уменьшение техногенных 
нагрузок на человека, а, значит, решение экологических проблем также не может 
быть самоцелью, так как в пределе это привело бы к возвращению к первобытному 
обществу, когда с экологией все было в порядке.
К сожалению, принятая 
Правительством Украины программа использования отходов не ориентирована на 
реализацию принципов индустриального симбиоза, на использование отходов в 
качестве дополнительных источников сырья и материалов, что в значительной 
степени способствовало бы охране окружающей среды и созданию экономических, 
технических, организационных и правовых условий, способствующих привлечению 
отечественных и зарубежных инвесторов к решению проблемы максимально полного и 
эффективного использования отходов с минимальным загрязнением окружающей среды и 
ущербом здоровью населения. Эта программа не учитывает мировой и отечественный 
опыт в решении проблем отходов и не создает производственные, 
научно-технические, экономические, организационные и правовые предпосылки для 
значительного увеличения объемов замены первичного сырья и материалов на 
вторичные и внедрения современных энерго- и ресурсосберегающих технологий. 
Известно, что потенциал энергосбережения Днепропетровской области исчисляется 
сотнями миллионов долларов ежегодно. На эту астрономическую сумму ежегодно 
закупаются за валюту энергоносители для того, чтобы обогревать и засорять 
окружающее пространство из-за несовершенства технологий, оборудования и 
проектов. 
Очевидная, но очень сложная задача состоит в том, чтобы деньги, 
которые тратятся на закупку энергоносителей с дальнейшим их неэффективным 
использованием, превратить в средства для осуществления инновационных проектов 
экологической направленности. 
Понятно, что решение экологических проблем 
дело дорогостоящее и требует скоординированной работы всех заинтересованных 
сторон. После распада командно - административной системы управления 
производством и наукой, когда можно было решить любую задачу директивами с 
возможностью сконцентрировать соответствующие средства, далеко не всякая 
организационная структура сейчас способна взяться за такое дело. А оно стоит 
того, например, - в металлургии повышение качества аглодоменного сырья за счет 
использования отходов обеспечит: повышение горячей прочности (соответствено и 
снижение пылевыноса) аглодоменного сырья до 30%, повышение содержания железа в 
нем до 3%, повышение выхода годного до 40кг/тн. Ожидаемый эффект, помимо 
экологического, для крупного металлургического комбината исчисляется миллионами 
гривен. Почему же долгие годы не внедряются на наших заводах ресурсосберегающие 
разработки? Ответ частично ясен, если учесть вышесказанное -зачем вкладывать 
деньги, когда основной доход идет от продажи металлопродукции, себестоимость 
которой невысока за счет низкой зарплаты и неотвлечения денег на решение 
экологических вопросов. При неактивной государственной политике по защите прав 
трудящихся и защите окружающей среды вряд ли можно ожидать добровольных вложений 
от новых "хозяев" предприятий, которые несравненно больше заинтересованы в том, 
чтобы деньги работали, принося сиюминутную прибыль. 
Продолжая рассматривать 
конкретную проблему с утилизацией металлсодержащих отходов, следует сказать, что 
к настоящему времени разработаны научные предпосылки для вовлечения в 
производство железосодержащих отходов текущего производства и накопленных ранее 
отходов. Среди наиболее значительных, проверенных практикой способов утилизации 
таких отходов следует упомянуть:
утилизацию замасленных прокатных шламов и 
окалин при получении безобжиговых железофлюсов для сталеплавильного 
производства; производство гибридного окускованного железорудного сырья, в том 
числе с использованием феррито-кальциевого флюса, что позволит отказаться от 
применения агломерационной руды, получать агломерат с повышенным содержанием 
железа и прочностными характеристиками, а также утилизировать обводненные шламы 
металлургических переделов без ухудшения показателей процесса спекания; 
технологии брикетирования в различных вариациях.
Достигнутый научный уровень 
разработок действительно высокий, но множество предложений от различных фирм, 
институтов и специалистов не способствуют реальному, адекватно отвечающему 
значимости проблемы ее решению потому, что отсутствует современная нормативная 
база и системный подход к проблеме утилизации отходов. 
К сожалению, можно 
констатировать, что оставшиеся еще в нашей стране силы, способные решить 
соответствующие задачи, в связи с отсутствием организационно - финансовых 
возможностей большей частью не востребованы. Пока успешно реализуются лишь те 
проекты, которые дают быструю отдачу и где не нужно больших капиталовложений 
(извлечение металла из отвалов и т.п.). Вряд ли можно ожидать серьезных сдвигов 
и в ближайшем будущем, если не искать неординарные инновационные подходы к 
решению. Принятый еще в 2002г. Закон Украины "Об инновационной деятельности" в 
силу многих причин не работает, хотя очевидную пользу из него можно извлечь. В 
нем содержится новое толкование соответствующих терминов:
· "инновация" - это 
вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные 
технологии, продукция или услуги, а также организационно - технические решения 
производственного, административного, коммерческого или другого характера, 
которые существенно улучшают структуру и качество производства и (или) 
социальной сферы;
· "инновационная деятельность" - деятельность, направленная 
на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и 
разработок и предопределяющая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров 
и услуг.
Признание организационно - технических решений инновациями может 
открыть путь к решению многих проблем, ведь административные решения 
соответствующего уровня позволяют их из невыгодных и навязываемых сделать 
инвестиционно привлекательными, если при этом удастся создать инновационный 
проект, т.е. создать комплект документов, определяющий процедуру и комплекс всех 
необходимых мероприятий (в том числе инвестиционных) по созданию и реализации 
инновационного продукта. 
Отметим, что ключевые Законы Украины, прямо или 
косвенно касающиеся темы нашего доклада, не являются законами прямого действия, 
декларативны, не подкреплены финансированием. 
В связи с вышесказанным можно 
предположить, что создаваемая в Украине государственная инновационная политика, 
в том числе в сфере отходов, является контурной картой, на которой должна быть 
создана соответствующая региональная политика и организационно - финансовый 
механизм ее реализации. Соответственно, необходимо на региональном уровне 
готовиться взять на себя всю тяжесть накопленных проблем, разработать 
соответствующие инновационные проекты, отвечающие духу рыночного времени и 
приступить к их реализации. 
О весомой доле Днепропетровского региона в 
производстве валового продукта Украины известно. Днепропетровская область 
является уникальным территориально - экономическим образованием с энергоемкими 
производствами, невостребованным научно-техническим потенциалом, огромными 
резервами природных ископаемых, колоссальными наработанными за десятилетия 
производственными отходами. В области имеются районы, приравненные к зонам 
экологического бедствия (Днепродзержинск, Кривой Рог, Желтые Воды, Павлоград). 
Четыре (из шести национальных проблем) по экологии связаны с нашим регионом. 
Решать проблемы Днепропетровской области планомерно на основе научного подхода 
можно и нужно. Неужели в этой ситуации мы будем ждать манны государственной. 
Если Днепропетровский регион решит хотя бы малую часть своих проблем, это будет 
полезно для Украины в целом. 
Как подтверждение к вышесказанному, 
распоряжением КМУ от 26.11.03г. №723-2003-г. предполагается создание 
Дніпропетровського регіонального центра поводження з небезпечними відходами. 
Ясно, что для решения вопросов, цена которым сотни миллионов долларов (так 
оценивают потенциалы энергосбережения и рационального использования отходов в 
Днепропетровской области) потребуются и соответствующие средства. Понятно, что в 
бюджете их нет.
Недостаток государственных средств не может быть главной 
причиной того, что не востребуются и не реализуются научно-технические 
разработки. Главные причины невостребованности научно-технических разработок 
видятся в том, что отсутствует достоверная информация об имеющихся достижениях и 
о готовности их к внедрению и тиражированию, в отсутствии опыта в создании схем 
взаимодействия партнеров в решении инновационных задач (за рубежом такими 
вопросами занимаются технологические бизнес-инкубаторы, инновационные 
технопарки).
Объединение "Координационный центр по науке и технологиям при 
Днепропетровском областном совете народных депутатов" (создано в 1995г.), 
объединяющее научно - технический потенциал ведущих ученых и специалистов 
Днепропетровской области при активном содействии Приднепровского Центра чистых 
производств, специалисты и эксперты которого имеют международное признание, под 
эгидой управления по вопросам экологии, использования природных ресурсов и 
обращения с отходами Днепропетровской облгосадминистрации и департамента 
инновационного развития Министерства науки и образования Украины с участием 
кафедры управления проектами НМетАУ стремятся организовать сотрудничество по 
созданию и реализации инновационных проектов для решения актуальных задач в 
сфере утилизации отходов.
Цель - путь к реализации уже получившего 
значительное распространение на Западе принципа индустриального симбиоза - 
совмещения якобы несовместимых объектов, материальных и энергетических потоков в 
единый энерготехнологический комплекс, связанный материальными и энергетическими 
потоками в сложную многоуровневую систему, где используются практически все 
отходы (энергетические и материальные) одних производств в качестве вторичного 
сырья техногенного происхождения для других производств.
При симбиозе 
появляется возможность реализовать также известный принцип рециркуляции, когда 
не добиваются полного использования исходного сырья или энергии, а обеспечивают 
наиболее экономически выгодные режимы переработки при экономически оптимальной 
конверсии (обычно 20 - 30%), выделяя после этого готовый продукт (вещество или 
энергию) и, возвращая неиспользованные ресурсы в начало 
процесса.
Предварительный анализ состава и количества отходов региона 
показывает, что многие из них могут быть после некоторой подготовки использованы 
в качестве сырья для смежных отраслей производства с существенной экономической 
и экологической выгодой.
Что касается организационных форм работы на таком 
рынке, то уже давно назрела необходимость создания крупных региональных 
межотраслевых финансово-промышленных объединений, скорее всего, в форме 
акционерного общества. Такая организационная форма наиболее полно соответствует 
требованиям рыночной экономики и позволит подключить значительное количество 
западных и наших потенциальных инвесторов к решению проблемы.
Проблема 
уничтожения или утилизации отходов является комплексной и для ее решения 
необходимо одновременное участие как тех, кто их производит, так и разработчиков 
технологий их переработки, потребителей конечного продукта, администраторов и 
экологов территорий, где размещаются отходы, предпринимателей, и, наконец, 
потенциальных инвесторов и т.п. Эти категории участников решения проблемы имеют 
различные цели, однако для них необходима единая комплексная информационная база 
большого объема, способная учитывать оперативные изменения информации и давать 
оперативные рекомендации по выбору решения.
Понятно, что сверху даже самыми 
совершенными законами и программами такую задачу не решить, необходимо включить 
рыночные механизмы в ее решение на региональном уровне, создав для этого 
соответствующую законодательную базу. Не решить эту проблему и на уровне 
отдельных отраслей, где не всегда возможно обеспечить бесконечную рециркуляцию 
материальных потоков без создания отдельных дорогих и экологически небезопасных 
установок для глубокой переработки отходов с целью вывода накапливающихся при 
рециркуляции вредных для производства и окружающей среды веществ. В таких 
многоотраслевых промышленно - сельскохозяйственных регионах, как Приднепровье, 
более рациональным, на наш взгляд, является организация межотраслевого 
использования отходов путем создания своеобразного рынка отходов.
Переработка 
отходов должна быть частью работ по экологизации на региональном уровне и должна 
проводиться одновременно с работами по экологизации конкретных производств. 
Прежде, чем решать вопросы о методах переработки промышленных отходов, 
необходимо рассмотреть вопросы об экологизации собственно производства и 
реализовать экономически оправданные варианты устранения или существенного 
уменьшения количества выбросов путем повышения селективности основного процесса 
или выхода целевых продуктов.
Особенно важно грамотно с учетом всех 
эколого-экономических обстоятельств проблемы оценивать целесообразность принятия 
решения об инвестиционной политике (средства можно вкладывать либо в 
совершенствование технологических процессов с целью уменьшения или устранения 
отходов, либо в переработку последних, либо в подготовку для их подготовки в 
качестве сырья для предприятий другого профиля). Предпочтительный вариант 
определяется только эколого-экономическим расчетом.
Производственные и 
бытовые отходы во всем мире рассматривают в трех ипостасях:
1. Отходы как 
фактор ухудшения природной среды обитания и здоровья людей. В этом направлении 
ключевой стратегией является минимизация количества отходов на основе 
экологизации (повышения степени чистоты) производства и их утилизация или 
уничтожение.
2. Отходы как источник вторичного сырья. Это направление требует 
подготовки или комплексной переработки отходов и полного учета полезных 
компонентов, которые можно получить при их переработке. Главным в этом 
направлении является изучение предприятий региона как потенциальных потребителей 
отходов предприятий преимущественно того же региона на основе принципов 
индустриального симбиоза, получающих все большее распространение на Западе, и 
изучение состава и организация технологических процессов глубокой переработки 
отходов с использованием технологий высокого уровня. Пока для переработки 
отходов чаще всего используют технологии низкого уровня с получением, к примеру, 
простейших строительных материалов.
3. Отходы как фактор торговли и обмена в 
условиях нехватки сырьевых запасов между различными производствами ресурсоемких 
отраслей производства на межрегиональном и международном уровнях. Конечной целью 
является углубленный индустриальный симбиоз на основе перехода к каскадному 
принципу создания территориальных промышленных комплексов, при котором отходы 
одного производства становятся сырьем для других производств.
К сожалению, у 
нас в Приднепровье при попытках решить проблему отходов последние две ипостаси 
практически не рассматриваются. В лучшем случае, мы либо пытаемся уменьшить 
количество отходов, совершенствуя технологию процессов переработки сырья, либо 
стремимся куда-то их сбросить, захоронить, по возможности, с меньшими затратами 
и с меньшим ущербом нашей среде обитания.
Системный анализ проблемы "Отходы" 
с учетом опыта других стран в ее решении подсказывают следующий алгоритм ее 
решения в наших условиях:
-анализ технологии производства и классификация 
отходов, сбор данных для проведения эколого-экономических 
расчетов,
-эколого-экономические расчеты с учетом влияния отходов на 
экологическую безопасность территорий и определение инвестиционной и 
законодательной политики,
-технико-экономические обоснования выбранного 
варианта, включая оценку возможностей использования технологий более глубокой 
переработки отходов непосредственно на производящем их предприятии и поиск 
вариантов их межотраслевого использования в качестве сырья для предприятий 
смежных отраслей, возможности получения прибылей, экологических 
последствий,
-поиск инвесторов и менеджеров, выход с подготовленной проблемой 
на экологический рынок, решение организационных вопросов.
Анализ состава 
отходов предприятий Приднепровья показывает, что их большая часть может быть 
использована, прежде всего, самими предприятиями, где они образуются, а также и 
другими предприятиями региона (прежде всего, за счет межотраслевой кооперации) в 
качестве сырья с получением дополнительных прибылей за счет уменьшения 
потребления других сырьевых источников.
Первоочередными задачами для 
Приднепровского региона, да и для Украины являются:
· инвентаризация и полная 
оценка истинной стоимости отходов, создание проблемно-ориентированных 
классификаторов отходов,
· минимизация остаточного количества отходов,
· 
организация технологических цепей и доработка технологий высокого уровня, 
которые смогли бы обеспечить подготовку отходов для использования другими 
предприятиями или выход с этим товаром на рынок отходов, или, наконец, глубокую 
комплексную переработку отходов,
· разработка стратегии решения проблемы 
отходов, опирающейся на рыночные отношения и стимулирующей предприятия к 
созданию безотходных и малоотходных производств, полной переработке 
образовавшихся отходов или реализации их на рынке отходов для межотраслевого 
использования,
· обеспечение экологической безопасности переработки отходов и 
уничтожения остаточных продуктов.
В каждым мегаполисе проблему утилизации 
отходов необходимо решать с учетом их состава и количества, а также возможностей 
региона по реализации концепции индустриального симбиоза. Идея создания 
предприятий по централизованной переработке отходов - направление тупиковое и в 
мире от таких установок давно отказались. Везде принята концепция 
индустриального симбиоза в качестве основной, рабочей концепции.
В 
Днепропетровске среди главных вопросов по отходам упоминаются:
1. Переработка 
отходов Приднепровской ТЭС; Использование золы и шлака мусоросжигательного 
завода.
2. Утилизация активного ила городских очистных сооружений, 
непригодных из-за загрязнения тяжелыми металлами для использования в сельском 
хозяйстве.
При рассмотрении проблем отходов очень важно учитывать 
предлагаемое многообразие вариантов решения, в т.ч. и по линии международного 
сотрудничества, и профессионально принимать оптимальный. 
К примеру, 
американская фирма "STS Consultants Ltd", предложила оригинальное и 
высокоэффективное решение, относящееся к проблеме переработки шлака и золы уноса 
мусоросжигательного завода путем получения из шлака высококачественной дешевой 
подушки под асфальтовое покрытие (автостоянки, дороги, отмостки и т.п.) за счет 
тщательного смешивания шлака примерно с 5% гашеной или негашеной извести, 
выдержки, рассыпания по месту использования, трамбовки, выдержки для протекания 
химической реакции между известью и углеродом, содержащимся в шлаке и, наконец, 
покрытия асфальтом. По мнению американских специалистов это самая эффективная и 
высокоэкономичная технология. Коллеги из США считают, что смешивание шлака с 
цементом и получение так называемых шлакоблоков неэкономично и проигрывает 
предложенной ими технологии. Вместе с тем, нам известны предложения получения 
строительных материалов по бесцементной технологии, с использованием 
шлакощелочного вяжущего, полученного в свою очередь из отходов производства, что 
может стать альтернативой или достойным дополнением американскому варианту. 
Еще один пример: рассмотрев список вопросов структуры управления твердыми 
отходами, подготовленный экспертной группой голландских специалистов, 
специалисты Приднепровского центра чистых производств (ПЦЧП) сочли необходимым 
отметить следующее:
Группа специалистов региона несколько лет работала над 
проблемой менеджмента промышленных и бытовых отходов в регионе. Голландским 
специалистам было предложено использовать предложенные украинскими специалистами 
решения, учитывающие не только опыт наших специалистов, но и опыт Дании, 
Великобритании, Австрии, США и Германии при решении аналогичных проблем. Также 
сочли необходимым внести в рассматриваемый голландскими специалистами перечень 
экологических проблем действующего мусоросжигательного завода с решением 
вопросов:
· устранения выбросов диоксинов в воздух путем установки системы 
дожигания дымовых газов,
· разработка современной системы мокрой очистки 
дымовых гахзов от пыли, выбросов окислов азота и серы, хлорорганических 
соединений и др. газообразных вредных веществ.
К сожалению, голландские 
специалисты полностью проигнорировали эти предложения.
В предварительных 
документах основное внимание западных экспертов сосредоточено на второстепенных 
вопросах (тип мусорных контейнеров, средства транспортировки, обеспечение 
конкуренции при сборе отходов, низкий уровень услуг Днепрокоммунтранса, 
недостатки в оплате труда по сбору отходов, отсутствие складов, отсутствие 
взвешивания на свалке и т.п.). Может быть, это и важные вопросы для менеджмента 
отходов, но даже при решении всех этих вопросов ни одна актуальная проблема 
города, связанная со сбором, переработкой и утилизацией мусора, не будет решена. 
Что касается утилизации активного ила, необходимо отметить следующее. 
Избыточный активный ил (далее ил) является неизбежным отходом систем 
биологической очистки промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Он 
представляет собой аморфный пастообразный осадок влажностью 97-99% и образуется 
примерно в количестве 100 г абсолютно сухого ила на каждого жителя города в 
сутки.
Способы обработки и утилизации избыточного ила вместе с твердым 
осадком, которые предусматривают типовые проекты городских очистных сооружений- 
это обезвоживание с помощью химикатов и аккумулирование в накопителях. Эти 
способы отличаются большим расходом химикатов (до 30% от веса ила плюс твердый 
осадок) и наносят вред окружающей среде.
Использование отработанного 
активного ила в качестве удобрений, как уже отмечено выше, невозможно в связи с 
содержанием в нем значительного количества тяжелых металлов. По данным 
горводоканала количество ила и содержание в нем тяжелых металлов (данные за 1996 
год) составляет:
| Левый берег | Правый берег | Центр.станция аэрации | ||
| Количество ила, | т/год | 11285,4 | 3576,8 | 19980,0 | 
| Свинец | мг/кг | 108,6 | 5,0 | 190,0 | 
| Медь | " | 24,5 | 15,0 | 123,0 | 
| Цинк | " | 148,0 | 52,0 | 206,0 | 
| Кадмий | " | 0,48 | 1,1 | 5,4 | 
| Никель | " | 13,8 | 7,6 | 31,8 | 
| Кобальт | " | 1,15 | 1,4 | 1,4 | 
| Хром | " | 25,8 | 23,0 | 1,38 | 
| Алюминий | " | 2521,0 | 2702,0 | 2390,2 | 
Традиционные способы утилизации ила за рубежом 
являются затратными, эксплуатационные расходы составляют 400-800$ на 1 т сухого 
ила. 
Существенным недостатком практически всех методов сжигания ила является 
наличие в дымовых газах токсичных веществ. При сжигании хлорсодержащих веществ 
при температуре ниже 1000 град образуются полихлорированные дибензодиоксины и 
фураны. Необходимо, чтобы строго соблюдалось время пребывания в зоне пламени 
сжигаемого вещества (не менее 2 сек) при температуре выше 900 град. Это условие 
в существующих схемах выдержать невозможно. 
Среди наиболее интересных 
предложений имеются следующие:
1. Согласно разработанной НПО "Импульс" новой 
технологии иловая суспензия плотностью 5-30 г/л вводится в технологический цикл 
на стадии приготовления бессернистого органического топлива. Биомасса в щелочной 
среде подвергается гидролизу после чего поступает на выпарку для уплотнения. 
Уплотненный до 75-80% гидролизат биомассы ила является бессернистым топливом с 
высокими теплофизическими характеристиками и направляется на сжигание в 
содорегенерационный котел, где вырабатывается пар высокого давления. За счет 
этого по данным авторов получается прибыль 50-70$ на 1 т абсолютно сухого 
ила.
Авторы сообщают о том, что по этой технологии ил сгорает при 1000-1200 
град с временем пребывания в пламени более 2 сек и в сильно щелочной среде. 
Поэтому по выбросам диоксинов соблюдаются все жесткие нормы мусоросжигательных 
печей Европы (в Нидердландах с 1995 года действуют такие нормы: температура 
сжигания- 1000-1200 град, время пребывания в пламени- 2 сек, содержание 
диоксинов в отходящих газах- не выше 100 пкг на 1 кубический метр газа при 
нормальных условиях). По данной технологии получают диоксина 1 пкг на 1 
кубометр, т.е. в 100 раз ниже нормы.
2. Днепропетровским ИНПП "Колорит" 
предложена плазменная технология переработки ила, заключающаяся в 
высокотемпературной обработке ила в плазменном вертикальном реакторе закрытого 
типа плазменными газовыми струями.
При переработке 1 т в час ила производится 
до 8000 куб.м/час синтез-газа. Расход электроэнергии - 2 МВт, сжатого воздуха - 
500 куб.м., вода для подачи в оборотный цикл- 0.1 куб.м. Стоимость переработки 1 
тн. ила - 102 $. Если учесть стоимость полученного синтез-газа, то удельные 
затраты составят- 51,2$. на 1 т.
3. ПЦЧП совместно с Лобачем Г.А. предложен 
биометод утилизации ила, основанный на индустриально-аграрном симбиозе 
нескольких предприятий региона с использованием так называемой 
FS-технологии.
Основная идея предлагаемой технологии утилизации ила 
следующая. Отработанный ил вывозится на поля, где выращивается растения для 
корма, например, люцерна. Использование ила по данным специалистов в 2 и более 
раза увеличивают урожайность люцерны. Растения являются природными насосами и 
выкачивают из почвы тяжелые металлы, концентрируя их ионы в листостебельной 
массе. Эту массу нельзя непосредственно скармливать животным ввиду содержания 
сверхнормативных количеств тяжелых металлов.
Эта проблема решается за счет 
фракционирования биомассы по FS-технологии. Зеленая масса поступает на 
переработку известными методами на завод искусственного белка, имеющийся 
недалеко от Днепропетровска, на котором с минимальными затратами реализуется 
FS-технология как часть технологии получения белка. Уже на первой стадии 
процесса биомасса разделяется на клеточный сок, из которого выделяют концентраты 
металлов, экологически чистые кормовые концентраты и препараты биологически 
активных веществ. Объемы концентратов металлов составляют 1-2% от объема зеленой 
массы. Эта технология выделения металлов из растений апробирована на ЧАЭС и в 
США. Результаты положительные.
Такая технология утилизация будет 
высокорентабельной для всех участников (для водоканала - решение проблемы 
утилизации ила, для агропредприятий - увеличение урожая в 2 раза, дармовые 
удобрения, для завода искусственного белка - увеличение в 2 раза сырьевой базы, 
получение дополнительных прибылей за счет реализации дополнительной 
продукции).
Следует признать биометод утилизации ила, основанный на 
индустриально-аграрном симбиозе нескольких предприятий региона и FS-технологии, 
и плазменную технологию переработки илов наиболее перспективными для города 
Днепропетровска.
Мы заинтересованы в сотрудничестве по реализации подобных 
проектов, основанных на идеях индустриального симбиоза и системного подхода. 
Среди них актуальными и инвестиционно привлекательными, по нашему мнению, 
являются также:
- Проект "Комплексная утилизация железосодержащих отходов в 
металлургии".
Значимость проблемы ясна из основного текста доклада. Имея 
специалистов и деловые связи с металлургическими предприятиями, мы готовы 
рассмотреть варианты сотрудничества в рамках инновационного 
проекта.
Обязательный этап - разработка системного подхода к проблеме 
утилизации отходов, создание современной нормативной базы образования и учета 
отходов и программы планомерной утилизации отходов, как текущего производства, 
так и накопленных. Для конкретных объектов в рамках программы определятся суммы 
и сроки выполнения. По предварительной оценке (при решении организационных 
вопросов) окупаемость вложений для участников конкретных проектов не будет 
превышать 1- 3 лет.
- Проект "ФЕРРОГАЗ". Получая в ходе технологического 
процесса большое количество попутного феррогаза, ОАО "Никопольский завод 
ферросплавов" вынужден потреблять природный газ, сжигая миллионы кубометров 
феррогаза на факелах, так как давление его не стабильно и в котлах его сжигать 
опасно. Для устранения этого недостатка предполагается построить аккумулирующие 
емкости под феррогаз, которые поддерживают стабильное давление феррогаза в 
трубопроводах в любое время суток и года и подключить их к трассе феррогаза НЗФ. 
Это позволит поддерживать стабильное давление газа в трубопроводах в любой 
момент времени, что позволит использовать его вместо природного газа, как в 
основном производстве, так и на других объектах. Требуемая сумма инвестиций - 
до$13млн. Срок осуществления проекта - до 2лет. Срок окупаемости - от 3-х до 7-и 
лет (в зависимости от степени участия в проекте самого завода и схемы 
финансирования).
-Проект "БИОГАЗ". Проблема использования с\х отходов в 
последнее время поднимается на самом высоком уровне. Тема альтернативной 
энергетики рассматривается как приоритетная в Украине (см. Закон Украины N555-IY 
от 20.03.03г. "Об альтернативных источниках энергии", Указ N1094/2003 Президента 
Украины "Про заходи щодо розвитку виробництва палива з бiологiчноi сировини"). 
Во всем мире создание биогазовых установок является выгодным вложением средств. 
В Днепропетровской области, еще в советское время была построена биогазовая 
установка на переработку навоза от 5000 голов свиней, которая по своим 
технико-экономическим показателям превосходила зарубежные аналоги. Однако, 
последовавшие в 90-х г.г. процессы экономического спада и неплатежей, привели к 
тому, что из-за резкого уменьшения поголовья свиней на ферме пришлось заглушить 
биогазовую установку. Часть материалов и аппаратуры были расхищены, но основное 
оборудование, как удалось выяснить в результате технического осмотра нашими 
специалистами, возможно ввести в действие. Нами разработаны несколько вариантов 
технических предложений на создание пилотной отечественной биогазовой установки 
нового поколения, и в том числе вариант воссоздания упоминаемой выше установки. 
В управление энергосбережения Днепропетровской облгосадминистрации передано 
соответствующее предложение. Мы заинтересованы в осуществлении совместного 
инновационного проекта по одному из вариантов, провели соответствующие 
маркетинговые исследования рынка и сообщаем следующее:
Окупаемость биогазовых 
установок за счет возможности использования биогаза 3-5 и выше лет без учета 
экологических преимуществ. Необходимо учитывать существенное улучшение состояние 
окружающей среды при строительстве и использовании таких установок, что позволит 
перевести их в разряд быстроокупаемых. 
Последние разработки и опыт 
применения технологий переработки подобных отходов позволяют утверждать, что 
наряду с биогазом такие установки могут вырабатывать экологически чистые 
органические удобрения. Успешный опыт применения таких удобрений позволяет 
утверждать, что при этом возможны: повышение урожайности не менее чем на 20-30%, 
(по российским источникам в 2 и более раз); отказаться от применения пестицидов 
и существенно снизить затраты на закупку минеральных удобрений; получать 
экологически чистые продукты. Срок окупаемости биогазовой установки с учетом 
сказанного - от нескольких месяцев до 1-2 лет. При этом возможно превращение 
физически и морально устаревших навозоотстойников и очистных сооружений в 
фабрики по производству экологически чистых органических удобрений. 
Предполагаемые вложения в воссоздание биогазовой установки - 1 млн. грн. 
Для строительства новой биогазовой установки такого класса - 3,5 - 4 млн. 
грн.
Для рационального использования феррогаза и биогаза предполагается 
применять инфракрасные горелки отечественного производства. 
- Проект 
"УГЛЕКИСЛОТА". Для справки: производство углекислоты в сопоставимых объемах в 
развитых странах на порядок выше, чем в бывших странах СНГ. Углекислый газ 
применяется в производстве безалкогольных напитков и при розливе минеральных вод 
в качестве антисептика, и для улучшения их вкусовых качеств, стойкости. 
Производителей углекислого газа можно условно разделить на три группы: 
химические комбинаты, спиртзаводы и специализированные предприятия по 
производству пищевой углекислоты. У химиков и спиртовиков углекислый газ - 
побочный продукт технологических операций. Правильная технология получения 
углекислоты - это отбор печных газов после специального сжигания природного 
газа. При таком специальном сжигании устанавливаются особые параметры, при 
которых возможен максимальный выход СО2. Углекислота, полученная на 
специализированном предприятии, - продукт, максимально очищенный от всевозможных 
примесей, и, соответственно, наиболее подходящий для применения в пищевой 
промышленности. 
Имея специалистов и объекты, где продукты сжигания 
природного газа могут быть использованы для производства углекислоты, как 
побочного продукта, мы готовы рассмотреть варианты сотрудничества в рамках 
инновационного проекта. 
Предполагаемые вложения - от 1 млн. грн. Срок 
окупаемости 1 - 3 года (в зависимости от степени участия в проекте самого завода 
и схемы финансирования).
Все эти предложения быстроокупаемые. Перечень 
перспективных разработок, прошедших опытную апробацию можно продолжить. Среди 
них:
"Утилизация нефтесодержащих отходов при сжигании водомазутных 
эмульсий";
"Технологии очистки сточных вод и отработанных растворов 
гальванического производства";
"Производство гидроксохлорида алюминия - 
коагулянта нового поколения".
"Производство строительных материалов из 
отходов".
К сожалению, большинство разработчиков этих предложений не имеют 
финансовых возможностей для их реализации, серъезным препятствием является также 
отсутствие организующей силы в реализации инновационных проектов. Представленный 
в нашем докладе краткий анализ проблемы использования инновационных решений для 
экологизации производства подчеркивает не достижения, а скрытые возможности и 
перспективу начатой нами работы. Появится ли в ближайшее время положительный 
результат, зависит не только от нас. И в любом случае нам еще много надо учиться 
у западных экологов работать за счет использования возможностей рыночных 
механизмов хозяйствования.