Одесский ежемесячный журнал "Экономические инновации".
Выпуск №9. От 01.09.2002
с. 92-97
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бизюков П.
Данная статья посвящена проблемам стратегии внедрения инноваций на современных предприятиях. Главным аспектом рассмотрения будет технология реализации инновационного замысла. Далеко не все идеи управленцев плодотворны, но те немногие из них, которые имеют в себе здравую идею, очень редко реализуются. Поэтому, подобный опыт требует самого тщательного рассмотрения. Обычной формой реализации замысла в управленческой практике является план или нечто подобное. Но с момента развала централизованной экономики роль планирования, да и вообще осмысленной деятельности в рамках предприятия существенно ослабла. Дело здесь не столько в тупости или недальновидности руководителей предприятий, хотя и это нельзя сбрасывать со счетов. Созданная экономическая система сделала хаос (бартер, кризисы, отсутствие реально работающего законодательства и т.п.) нормой жизни и долговременные планы, скорее выглядят как необоснованное прожектерство. Самый яркий пример это кризис 17 августа 1998 г., который одним дал существенные преимущества, а другим подорвал почти законченные проекты. У последних под угрозой оказались не только текущие планы, но и перспективные. Именно поэтому определять стратегию современных российских предприятий, как законченный перспективный план, в который на основе концептуальной идеи внесены глобальные перспективные цели и принципиально определенные решения, по их достижению, нельзя. Для разработки подобных планов нет ни опыта, ни возможности. То, что может сегодня называться стратегией на предприятиях, чаще всего имеет вид практик в соединении с кратко- и среднесрочным планированием. Наполеоновский принцип "главное ввязаться в бой, а там посмотрим" стал основным для большинства управленцев. Опыт внедрения инноваций во многом подтверждает эту мысль. Проблема закрытости. Перед тем, как непосредственно перейти к описанию управленческих стратегий в области инноваций хотелось бы обратить внимание на одну проблему, имеющую отношение к исследуемой проблеме. Речь идет о закрытости многих предприятий, где есть инновации. На предварительной стадии исследования был определен набор возможных предприятий для исследования. Информация была получена из трех источников - прессы, от экспертов и из личного знания предприятий. Однако первые же попытки установить контакт, встретили серьезное нежелание руководства предприятий пускать к себе исследовательские группы. Были и прямые отказы, когда, ознакомившись с программой исследования, руководитель говорил твердое "нет". Были и скрытые отказы, когда, дав формальное согласие, руководители сами или через своих представителей, саботировали встречи, срывали работу, намекали на несвоевременность или на нежелание участвовать в исследовании. Подобные ситуации возникали у разных групп. Причем, сопротивление было настолько сильным, что не помогали даже рекомендации авторитетных лиц и организаций, оказывавших содействие исследованию. На некоторых предприятиях, попавших в выборку, сценарий развивался по такому же сценарию и для преодоления сопротивления пришлось приложить немало усилий. Мало того, сопротивление возникало при повторных визитах. Проанализировав причины такого поведения руководителей предприятий, мы пришли к выводу, что это имеет определенное отношение к теме исследования, и характеризует ситуацию внедрения инноваций. Основным мотивом для запрета является боязнь выдать информацию во внешнюю среду. Для многих руководителей интерес исследователей к их предприятию был сродни интересу налоговых, криминальных или других внешних и недружественных структур. Либо это воспринималось, как праздный интерес, который не стоит поощрять. Еще одним мотивом была боязнь шпионажа. Многие инновационные предприятия сталкивались с деятельностью организаций типа TACIS. Даже самое краткое знакомство с нашей исследовательской программой, наводило их на мысль о каком-то международном проекте, и дальше следовали рассуждения о том, как организован шпионаж через анализ открытых данных и т.п. Такая закрытость во многом обусловлена социально-экономической обстановкой. Действия властей в области фискальной политики, травля нелояльных предпринимателей и антизападные настроения определили такое поведение руководителей. Боязнь продемонстрировать свой успех очень велика. Достижение даже небольших успехов дается столь большим трудом, и они столь непрочны, что любой интерес воспринимается как угроза. При этом способность властей и криминалитета к разрушительным действиям действительно велика. Нужно либо дружить с теми, кто обладает разрушительными возможностями, либо оставаться незаметным для них. Таким образом, возникает эффект "замка на песке" - сколь бы значительно предприятие ни продвинулось, сколь бы ни велика была конкурентоспособность производимой продукции все это может рухнуть в один момент из-за действия таких внеэкономических факторов, как немилость властей или "криминальный наезд". Даже если предприятие ввяжется в судебное разбирательство по поводу незаконности претензий властей и победит в нем, это займет несколько месяцев, и возникший ущерб (потеря заказов, средств, кадров, поставщиков и т.п.) наверняка будет невосполним. Но даже на таком неблагоприятном фоне процессы инновационной деятельности развиваются довольно интенсивно. Первоначальное представление исследователей о том, что в экономике есть зоны или отрасли, где инновационный климат благоприятный, а есть зоны, где нечего искать оказались неверными. Результаты исследования показывают, инновации есть везде. Правда, где-то больше, где-то меньше, но таких отраслей, где не было бы ничего нового, практически не существует. Это означает, что отраслевые различия, которые обусловливают различные технологии, трудоемкость, оборачиваемость средств, квалификацию работников, рынки сбыта не являются определяющими. Инновационный процесс возможен, видимо, везде. Но, исследовательский материал дает достаточно оснований для того, чтобы утверждать, инновация внедряется по разному. Комплексность и программность. Процесс инновации трудно описывать с точки зрения какого-то одного изменения. В большинстве случаев это комплекс мер, вызывающих различные трансформации на предприятиях. Этот процесс развивается очень сложно и динамично, при одновременном влиянии на него всей совокупности внешних и внутренних факторов. К сожалению, только на некоторых предприятиях обновления имеют вид продуманной программы. Чаще всего начальная инновация (приобретение оборудования) становилась детонатором целой цепочки изменений, в организации предприятия, в трудовых отношениях, в отношениях с поставщиками и потребителями продукции. Материалы исследованных случаев дают вполне убедительные свидетельства того, что инициаторы инноваций не всегда представляли себе весь масштаб последующих изменений, не всегда к ним готовы и не всегда способны с ними справиться. В данном случае трудно говорить о том, что в действиях руководителей предприятий видна четкая стратегия в полном смысле этого слова. Традиционное понимание стратегии подходит только к некоторым случаям, когда руководители достаточно четко формулируют цели и способы их достижения. Из кемеровских случаев это Мехзавод и фирма "Галс". В остальных случаях следует говорить о стратегии в смысле сложившейся практики, реализуемой в рамках более или менее продуманного замысла (инвенции). Как правило, программа есть в отношении начальной стадии инновационного процесса, а необходимость дополнительных изменений, например, реорганизация производства, изменение режима работы и увеличение численности коллектива воспринимается как нечто неожиданное. Поэтому, программы изменений в других сферах деятельности предприятия отсутствуют полностью или представлены в самом общем виде. Примером может служить кадровая политика "Сибирского хладокомбината", когда отбор персонала ведется за счет стихийного набора и значительного отсева, в надежде на то, что подходящий персонал "осядет" сам собой. По логике следовало бы выделить малопродуманные или вовсе непродуманные инновации, но таких случаев зафиксировать не удалось. Скорее следовало бы вести речь о существовании значительного расхождения поставленных целей и полученных результатов. Здесь тоже речь идет о существовании более или менее четкого замысла, но остающегося нереализованным из-за начальной ошибочности или возникших непредусмотренных обстоятельств. Главная цель. Поэтому, говоря об инновационных стратегиях, следует выделять начальный замысел, которым руководствуется руководство предприятий и реальные действия, связанные с инновационным процессом. Если говорить о реальных действиях, то они подчиняются одной логике - захват рынков. Какими бы соображениями ни руководствовались инициаторы инноваций в итоге они выходят на один и тот же способ действий - захватывать одну или несколько ниш на рынке. Одни к этому приходят осознанно. Например, на кемеровском Мехзаводе четко говорят об осознании бесперспективности выпуска традиционной продукции и о поиске новой, незанятой рыночной ниши - производстве дорожной техники. Затем осуществляется экспансия, в рамках имеющихся возможностей. В других случаях цель была не столь далекой и осознанной и ограничивалась идеей улучшения производства. А уж потом, по мере его совершенствования ставилась задача эффективного сбыта и завоевания своего места на рынке. Чаще всего это было связано с практикой приобретения и установки оборудования, задачи весьма сложной и непростой и, судя по всему, многие руководители в силу своей технократичности, рассчитывали, что остальные проблемы решатся автоматически. Но после установки и запуска оборудования они приходили к понимаю проблемы сбыта, места на рынке, выработки рыночной стратегии и т.п. Не всегда их действия были провальными и они по ходу дела находили довольно удачные схемы закрепления на рынке. Пример "Котломаша" именно таков, начали без знания рынков опираясь на "классовое предпринимательское чутье" и, в конце концов, нашли себе и рынок и потребителей и партнеров, хотя в начале схема выглядела совсем по иному. Даже "социальная инновация", которая затевается для сохранения коллектива (химзавод "Таблетка"), вышла, в итоге, на эту же проблему - где сбывать свою продукцию. Начальное простое решение - производить дешевые, простые, широкоиспользуемые лекарства - диктовалось необходимостью быстрых и решительных изменений на предприятии. Но проблема усложнения выпускаемой продукции (переход к сложнокомпонентным лекарствам) сталкивается не только с низкой уровнем технологии, но и с проблемами сбыта. Наконец, третий вариант действий связан с провалом инновации. Неудача обусловливается только одной причиной - нет сбыта продукции. Идеальный пример - завод "Пластмасса". Без реального сбыта не выживает даже самое современное производство. Производство пресс-форм выглядело крайне привлекательным и продуманным изменением, кроме уникального оборудования были подобраны перспективные и подготовленные работники, найдена организационная форма. Но масштабная и впечатляющая инновация не дала ни быстрой, ни замедленной прибыли и начались потери - сначала уходят работники, потом разваливается производство. Там же, на "Пластмассе" делалась попытка организовать производство пиломатериалов, которая тоже провалилась из-за отсутствия сбыта. Похоже, что на "Пластмассе" проблема сбыта плохо понимается руководством этого предприятия. Они планируют только процессы приобретения, установки и запуска оборудования, но этого, как показывает практика, явно недостаточно. После этого рассмотрения можно выделить критерии для оценки различий в практике внедрения инноваций. Первый и наиболее важный - это степень освоения рынка новой продукцией. Причем, даже если продукт не меняется физически (например, уголь), то его товарные характеристики (стоимость) в результате использования нового оборудования меняются. Второй критерий - это сформированность комплексной программы инноваций. В рассмотренных случаях не удалось встретить случаев полного отсутствия планов, хотя бы на начальной стадии процесса. Но вот комплексность процесса инновации есть далеко не всегда. Причем успешность инновационного процесса довольно сильно определяется тем, насколько хорошо продуманы все аспекты инновационного процесса. Правда, можно высказать и такое предположение: Если бы все руководители хорошо представляли себе все количество проблем, с которым им придется столкнуться приобретая "по случаю" оборудование, может они бы и не начинали свое обновление. А так, наощупь, они постепенно решают возникающие проблемы, находя, порой весьма удачные решения. Таким образом, можно выделить три типа деятельности управленцев при внедрении инновации. Первый тип это запрограммированная инновация, в ходе которой реализуется продуманная комплексная инновационная программа. Такая инновация имеет следующие особенности: наличие более или менее четкой программы в форме бизнес-планов, перспективных программ и т.п. Другой особенностью является комплексность инновации, которая увязывает различные аспекты инноваций в единый, взаимообусловленный процесс изменения технологии, организации производства, структуры персонала и т.п. Важно то, что эта комплексность осознается заранее или очень быстро, но ко всем изменениям руководство предприятия готовится предварительно, на основе какого-то плана действий. Это почти идеальный тип и сюда попадает меньшинство предприятий. Даже названные Мехзавод и фирма "Галс" не могут в полной мере быть причисленными к этому типу. Но у них больше всего оснований быть отнесенными к этому типу. Второй тип, более распространенный - это тип эволюционной инновации. Эволюционной ее следует назвать потому, что инновация не является заранее продуманным процессом, а неким развивающимся процессом, где одна стадия обусловливает последующую. Причем, отличием от первого типа является то, что последующие стадии не предвидятся, а осознаются по мере возникновения. Схема эволюционной инновации, как правило, такова: сначала появляется новое оборудование, потом оно устанавливается и монтируется, затем решается проблема сбыта новой продукции, совершенствуется структура производства и, наконец, подбираются необходимые работники. Разумеется, что эта схема достаточно условная и в отдельных случаях, некоторые ее этапы имеют различную последовательность, но в большинстве случаев эти отклонения незначительны. Наконец, третий тип это ошибочные или авантюрные инновации. Их главной особенностью является отсутствие сбыта новой продукции. Причиной отсутствия сбыта является или изначальная ошибочность планов или резкое ухудшение конъюнктуры на рынке. Но сколь бы продуманными ни были первоначальные планы руководителей, общий неуспех определяется именно этим фактором. Заключение. Таким образом, главной особенностью процесса внедрения инноваций является его реактивность. Сделанное определяет планы, а не наоборот. Есть две причины, обусловливающие такую особенность - низкая квалификация управленцев и изменчивая, а то, вдобавок, еще и недружественная внешняя среда. Отраслевые и региональные особенности большого значения для инновационного процесса не имеют. Роскошь иметь стратегию могут себе позволить те, кто находится в стабильных и контролируемых им самим условиях. Остальным нужно уметь приспосабливаться и методом проб и ошибок находить удачное сочетание технологии с экономикой, персонала с организационной структурой.