Характерной чертой современных международных отношений является активный интеграционный процесс, в который оказались вовлечёнными страны практически всей Европы, и на сегодняшний день такое международное интеграционное объединение как Европейский Союз (ЕС), привлекает особое внимание мирового сообщества.
Движение ЕС на восток имеет позитивное стратегическое значение для будущего Европы. Открываются новые, более широкие возможности сотрудничества с ЕС и для Украины. В то же время реализация этих возможностей пока отнюдь не гарантирована, поскольку каждый процесс имеет как позитивную, так и негативную стороны: в краткосрочной перспективе могут возникнуть трудности, связанные с трансформацией рыночной инфраструктуры, которые могут значительно усложнить формирование единого европейского экономического и политического пространства. В связи с этим вопрос о возможности и целесообразности вступления Украины в Европейский Союз приобретает особую значимость.
Вопросом интеграции Украины в Европейский Союз давно и плодотворно занимаются представители самых различных институциональных уровней экономики. Наиболее весомый вклад в изучение перспектив вступления Украины в ЕС, делает Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, который совсем недавно завершил комплексное исследование данной проблемы [6, 12]. В основу исследования были положены результаты общенационального социологического опроса, оценка мнений государственных деятелей Украины, а также руководителей дипломатических ведомств стран — кандидатов на вступление в ЕС, а также заключения отечественных и зарубежных экспертов.
Формулировка цели
Целью данной статьи является оценка возможности и перспектив вступления Украины в ЕС в долгосрочном периоде. В соответствии с целью целесообразна постановка и решение следующих задач:
- определить возможные проблемы, которые будут характерны для ЕС при расширении его социально-экономического и политического пространства;
- исследовать позитивные и негативные последствия, с которыми может столкнуться в перспективе Украина в связи с расширением ЕС на восток;
- предложить механизм компенсации возможных потерь в отдельных сферах сотрудничества.
Первое, что необходимо отметить – это цена, которую имеет всякого рода расширение. В данном случае социальная цена, которую платит каждое государство, вступающее в Евросоюз. В то время, как каждая волна расширения увеличивала территорию, численность населения и совокупный экономический потенциал Союза, экономические показатели в расчёте на душу населения уменьшались. Таким образом, расширяя свое социально-экономическое и политическое пространство, ЕС жертвует текущими интересами обеспечения максимально высокого жизненного уровня членов Сообщества для достижения стратегических целей.
Например, вступление новых стран увеличит территорию ЕС на 34%, численность населения — на 28%, а совокупный ВВП объединения увеличится при этом лишь на 4,8%. Существенное снижение среднего по ЕС уровня ВВП на душу населения может вызвать недовольство населения нынешних членов ЕС, поскольку снижение жизненного уровня ради неопределенных компенсаций в будущем довольно спорная формула для прагматических европейцев. [10].
Отношение населения стран ЕС к расширению Союза довольно неоднозначно и далеко от единодушной поддержки этого процесса. Так, 43% населения стран ЕС согласно с тем, что Союз должен расширяться за счет новых стран-членов; в то же время, 35% опрошенных не поддерживают процесс расширения. Любопытно, что большинство сторонников расширения ЕС живут преимущественно в странах с относительно низким уровнем экономического развития (Греция, Ирландия, Испания, Португалия). Зато в странах — лидерах ЕС (Великобритания, Германия, Франция), заметно влияющих на определение стратегии ЕС, доля сторонников расширения лишь немногим превышает треть. Довольно сдержанно относятся граждане ЕС к возможности получения членских билетов в Евросоюз. Лишь пятая часть респондентов (21%) считают, что ЕС должен быть открытым для всех желающих, а почти половина (44%) допускают такую возможность лишь для отдельных государств. Учитывая высокий уровень развития демократии в странах ЕС (а следовательно — влияния общественности на позиции политиков) и то обстоятельство, что подавляющее большинство (71%) граждан стран ЕС высказались в пользу отсрочки расширения в случае выявления его негативных последствий, можно отметить, что процесс расширения Союза может стать непредсказуемым, с точки зрения поддержки его общественностью стран — членов ЕС. [9]
Взгляды населения Украины, к границам которой приближается ЕС, носят сдержанно позитивный характер. Большая часть населения (32,1%) уверена, что расширение ЕС улучшит его отношения с Украиной. Только каждый десятый (9,6%) придерживается противоположной точки зрения. Вопреки традиционным ожиданиям помощи, появление зажиточного соседа в лице ЕС должно стать стимулом для перестройки собственного хозяйства. Тем более, что сейчас в обществе имеется потенциал укрепления европейской ориентации населения. Его может активизировать улучшение сотрудничества Украины с ЕС, странами-кандидатами, а также — их заинтересованность в интеграции Украины в европейское сообщество. Но именно это вызывает у наших граждан заметный скепсис: лишь 18,4% респондентов считают, что страны ЕС относятся к Украине как к потенциальному равноправному партнеру; большинство населения (62,4%) убеждено, что члены ЕС или равнодушны к возможному членству Украины в ЕС (35,4%), или относятся к нему скептически, считая, что Украина не имеет перспектив вступления в ЕС (27%).
Очевидно, что отношение граждан будет определяться не геополитическими преимуществами непосредственного соседства с ЕС, а конкретными результатами сотрудничества с расширенным Евросоюзом и тем, удастся ли минимизировать возможные негативные последствия его расширения для Украины. Так, в торгово-экономической сфере приближение ЕС к украинским границам не дает оснований как для чрезмерно «розовых», так и для драматических сценариев развития экономических отношений. Следует трезво признать, что современное состояние украинской экономики и уровень экономического сотрудничества с ЕС не приведет ни к быстрому вступлению Украины в Евросоюз, ни к ее изоляции в случае расширения последнего.
Членство в Союзе в течение последнего десятилетия не создавало существенных препятствий для развития торгово-экономических связей с другими странами. Переориентация стран-кандидатов на развитие торгово-экономических связей именно с членами ЕС в основном уже состоялась (страны-кандидаты уже сейчас второй по объему торговый партнер ЕС после США, в то время как на ЕС приходится более 65% внешней торговли этих стран). Следовательно, нет достаточных оснований считать, что само по себе вступление отдельных стран в состав ЕС должно однозначно привести к свертыванию их торгово-экономических отношений с Украиной. Экспортно-импортные операции стран-кандидатов с нынешними членами Евросоюза уже осуществляются на основе свободной торговли, а общий внешний таможенный тариф, к которому присоединятся новые члены Союза, в среднем ниже, чем существующие сегодня национальные таможенные уровни.
Однако, следует отметить, что расширение ЕС может привести к обострению конкуренции между украинскими производителями и предприятиями новых членов ЕС на едином рынке Евросоюза. Но это коснется преимущественно предприятий сектора черной металлургии. Однако это влияние может быть ограниченным — в связи с принятием новыми членами ЕС европейских социальных стандартов и норм защиты окружающей среды. Украина может даже усилить свои конкурентные преимущества в секторах, особенно чувствительных к конкуренции по ценовым параметрам товаров, — ведь в новых странах — членах Евросоюза повысится стоимость производства. Это создает стимулы к перенесению отдельных более простых производств на территорию Украины. Но едва ли подобное развитие можно отнести к благоприятным с точки зрения долгосрочной стратегии Украины.
Позиции украинских производителей продукции с повышенным уровнем добавленной стоимости в коротко- и среднесрочной перспективе существенно не изменятся — учитывая незначительные текущие объемы подобного экспорта в страны-кандидаты. В долгосрочной перспективе они будут зависеть от достижения Украиной европейских технических стандартов и европейского уровня качества. Позиции украинских аграрных производителей на расширенном рынке ЕС будут зависеть от двух факторов:
· во-первых, от уровня их соответствия стандартам Евросоюза;
· во-вторых, от тех изменений, которые произойдут в его Общей сельскохозяйственной политике.
В этом контексте Украина должна четко определиться с приоритетными направлениями сближения украинских и европейских стандартов и технических требований, применяемых в сельском хозяйстве. Расширение ЕС активизирует продвижение своих производителей на рынки третьих стран, следовательно, можно прогнозировать усиление давления в плане открытия украинского рынка.
Расширение Европейского Союза выведет его на первое место в качестве рынка сбыта украинских товаров и на второе — в качестве источника украинского импорта. Это значит, что динамика экономических процессов в ЕС будет довольно заметно влиять на экономическое состояние Украины, учитывая высокий уровень открытости ее экономики. Высокая степень влияния потребует новых подходов к разработке и реализации экономической политики, с учетом тенденций развития мировых хозяйственных связей в целом и экономической конъюнктуры в Европе в частности. Между тем страны СНГ (прежде всего Россия) еще долго будут удерживать первенство в украинском импорте. Следовательно, внешнюю торговлю Украины будет характеризовать тенденция увеличения присутствия на рынке ЕС, а в импорте в коротко- и даже среднесрочной перспективе (пока не будут приняты меры по радикальному изменению экономической структуры и уменьшению энергоемкости производства) сохранится доминирование стран СНГ, и прежде всего — России.
В общем, корни абсолютного большинства проблем для украинских экспортеров, которые возникнут из-за расширения ЕС, в отставании Украины от стран-кандидатов в сфере рыночно ориентированных социально-экономических преобразований и по темпам экономической и технологической модернизации, влияющей на конкурентоспособность в открытой рыночной среде.
Следует отметить также и другие аспекты интеграционного процесса в Европе. Например, движение ЕС на восток будет сопровождаться введением визового режима соседними странами-кандидатами, укреплением пограничного контроля, усилением борьбы с нелегальной миграцией, что затрагивает интересы миллионов наших соотечественников. Приобретает актуальность в этом плане проблема регулирования трудовой миграции и обеспечения социальной защиты граждан Украины. Ведь введение в странах-кандидатах европейского порядка регулирования этой сферы приведет к ограничению возможностей трудоустройства граждан Украины. С другой стороны, не секрет, что львиную часть потока трудовых ресурсов Украины на Запад составляет нелегальная трудовая миграция, вызывающая, мягко говоря, проблемность в отношениях Украины со странами ЕС и государствами-кандидатами. (По разным оценкам, в 2000 г. в Польше неофициально работали 60—100 тыс. украинских граждан, в Чехии — около 100 тыс., в Словакии — около 50 тыс.) В то же время одни лишь запретительные меры со стороны стран ЕС и стран-кандидатов не разрешат проблему искоренения нелегального трудоустройства украинских граждан на их территориях. Ясно, что в ближайшем будущем Украина не сможет своими силами кардинально сократить безработицу и значительно повысить жизненный уровень населения. Поэтому предложение нелегальной рабочей силы из Украины будет существовать и будет стимулировать спрос на нее со стороны теневого сектора экономики стран ЕС.
Очевидно и то, что для преодоления нелегальной трудовой миграции недостаточно усилий Украины (хотя, бесспорно, они должны быть определяющими). Нужно совместно с ЕС и странами-кандидатами комплексно решать эту проблему: от помощи в создании рабочих мест в Украине — до легализации трудовых миграционных потоков путем увеличения соответствующих квот. В среднесрочной перспективе необходимо заключение соглашений Украины с ЕС о трудовой миграции и социальной защите украинских работников за границей. [1, 34] Усиление борьбы с нелегалами в расширенном евроклубе, установление на его границах антииммиграционных барьеров в виде жесткого пограничного и визового режимов (если не будут активизированы совместные усилия и не увеличится помощь Украине) могут в значительной степени переложить бремя этой транснациональной проблемы на нашу страну. Украина может превратиться в государство — накопитель нелегалов, что будет дестабилизировать ее внутреннюю ситуацию. Вследствие этого возникнет зона нестабильности непосредственно на границах Европейского Союза. Борьба ЕС с нелегалами требует не установления барьеров на западной границе Украины, а приведения в порядок всех границ на востоке Европы и прежде всего — восточных и северных границ Украины, через которые попадает в Украину основной транзитный поток нелегалов.
Введение визового режима может повлиять на свободу передвижения украинских граждан и на уровень их благосостояния (из-за возможного сокращения приграничной торговли) не само по себе.
Визовый режим пересечения границ, процедуры пограничного контроля, меры по ликвидации нелегальной миграции — обычная международная практика. Но в ситуации Украины введение виз сочетается с проблемами внутреннего характера: низким уровнем жизни граждан, вынуждающим их, в частности, к демпингу на рынке труда, участию в криминальном бизнесе и т.п.; недостаточной правовой культурой. В частности этим объясняется стремление стран ЕС и стран-кандидатов отмежеваться от Украины барьером виз и жестких процедур пограничного контроля. Поэтому необходимо минимизировать отрицательное влияние этих мер ЕС на украинских граждан — в первую очередь приведение в соответствие со стандартами Евросоюза внутренней социально-экономической ситуации в Украине. С другой стороны, необходимо осуществить определенные адаптационные мероприятия, прежде чем вводить визовый режим с Украиной. Среди таких мероприятий особо следует выделить расширение сети консульских учреждений, упрощение процедуры оформления документов, установления оптимальной стоимости виз. Наряду с социальными и экономическими факторами движения ЕС на восток следует отметить также и политические. По завершении нынешнего этапа расширения ЕС западные границы Украины станут восточными рубежами Евросоюза. Это качественно новая политическая ситуация, которая в значительной степени будет определять как характер контактов с нашим европейским партнером, так и перспективы дальнейшего развития Украины. В интересах ЕС — обеспечить мир и стабильность у своих границ, иметь своими соседями стабильные, демократические и экономически развитые государства с прогнозируемой и дружественной внешней политикой. Поэтому следует ожидать увеличения политического давления ЕС на Украину, прежде всего в направлении укрепления демократических институтов, обеспечения прав человека, свободы СМИ, усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией во властных структурах.
Движение ЕС к украинским границам на фоне развития Общей европейской политики безопасности и обороны позволит нашему государству принять более активное участие в укреплении безопасности на континенте. Именно в сфере безопасности Украина уже сегодня может внести реальный вклад в обеспечение стабильности в зоне интересов ЕС — по линиям миротворчества, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стратегических транспортных перевозок и т.п. Вступление в ЕС государств, с которыми Украина имеет традиционно хорошие отношения, и получение ими соответствующих квот в руководящих органах Союза может способствовать продвижению украинских интересов в ЕС, позволит использовать наработанные механизмы регионального сотрудничества для углубления контактов с Европейским Союзом. Следует подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. Расширение ЕС сопровождается углублением сотрудничества Евросоюза с Россией. Следовательно, движение Украины к Европе, кроме прочего, будет определяться уровнем и характером ее отношений с РФ. Это говорит, в частности, о необходимости углубления экономического сотрудничества с Россией для укрепления национальной экономики — как основы реализации собственных политических целей в Европе. В общем, приближение ЕС к украинским границам объективно укрепляет влияние европейского сообщества на Украину. В политическом плане этот процесс можно считать положительным, поскольку он способствует внедрению в Украине европейских стандартов. В то же время трансформация ЕС может породить немало проблем для Украины. Очевидно, что характер и уровень сотрудничества Украины с расширенным ЕС, перспектива украинской евроинтеграции будут зависеть прежде всего от внутренних трансформаций в Украине, от создания условий для стабильного демократического развития, подъема отечественной экономики.
Итак, в свете интенсивного интеграционного процесса в Европе нужно отметить, что наша страна не может оставаться в стороне от него. Однако, следует признать тот факт, что экономическое и политическое положение Украины не позволит ей в ближайшем будущем войти в состав Европейского Союза, как полноправному члену. Но, невзирая на неутешительный прогноз, весьма полезной была бы политика поддержания связи с ЕС, поскольку влияние Союза на Украину довольно ощутимо даже на теперешнем этапе евроинтеграции. Необходимо также заметить, что Россия, с которой ЕС в настоящее время углубляет связи, является ближайшим соседом Украины, а значит, целесообразным было бы партнёрство в долгосрочном периоде, что позволило бы в достаточной мере рассчитывать на членство в Союзе в будущем.