Ергали БАИЛЬДИНОВ, Омар ТЕМИРТАСОВ
СЭЗы В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА
АНАЛИТИЧЕСКИЕ исследования казахстанской экономики убедительно
показывают, что развитие страны, учитывая ее геополитическое положение, скорее
всего пойдет по формуле "Евро-Азиатский транзитный мост плюс плацдарм для
иностранных инвестиций".
Отрадно, что на макроуровне правительство уже нащупало эту формулу и
движется к ней: иностранные займы и кредиты идут в основном на инфраструктурные
проекты, а акценты в прямых инвестициях медленно, но верно смещаются из сырьевых
отраслей в более технологичные. Однако в региональной политике геополитический
фактор, как правило, редко учитывается, что приводит к нежелательным
результатам. К примеру, специальные экономические зоны, кроме Акмолинской, не
работают в полном объеме, и основная причина этого - отсутствие должного баланса
между национальными интересами развития и интересами иностранных инвесторов.
Для чего создается СЭЗ? Наверное, не только для того, чтобы поднять отсталый
в экономическом отношении регион, но в первую очередь для того, чтобы в этом
регионе создать за счет иностранного капитала и передовых технологий
экспортно-технологический потенциал страны, ибо собственными силами мы, увы,
пока не в состоянии сделать этого. Следовательно, для того чтобы привлечь в СЭЗ
именно такого инвестора, нужно максимально учесть его интересы, то есть:
а) льготы в зонах должны предоставляться только такой категории инвесторов,
а не всем подряд, кто в них зарегистрирован;
б) зоны должны создаваться не просто в депрессивных районах, но прежде всего
в районах, близких географически к внешним рынкам сбыта казахстанской продукции,
т.е. в районах, которые могли бы стать своеобразным плацдармом для экспортного
десанта на соседние страны, а также иметь транспортно-транзитные возможности.
В транспортно-транзитном и географическом смысле из всех имеющихся в
Казахстане СЭЗ наибольший потенциал развития имеют пока только Лисаковская и
Акмолинская зоны. Для успешного функционирования Кзыл-Ординской СЭЗ необходимо
наличие железнодорожного участка Кзыл-Орда - Жезказган, а также высоковольтной
ЛЭП, соединяющей Кзыл-Орду с Жезказганом. Кроме этого, для развития региона не
помешал бы автомобильный выход на Узбекистан и Туркменистан, а через них - на
Иран и Турцию. На наш взгляд, очень интересным был бы проект строительства
автодороги Кзыл-Орда - Нукус - Ашгабат - Тегеран на средства займа Исламского
банка совместно с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном - каждый на своей
территории.
Все, кто побывал на Аравийском полуострове, знают, что арабы умеют строить
дороги в пустынях и могли бы построить такую дорогу , тем более, что Иран,
Турция, Саудовская Аравия и другие арабские страны очень заинтересованы в
кратчайшем выходе на рынки Центральной Азии, Китая и России, равно как и страны
Центральной Азии заинтересованы в альтернативном выходе на Европу через Иран и
Турцию. А для Казахстана такая дорога дала бы мощный импульс развитию не только
приаральского региона, но и новой столицы Казахстана - Акмолы.
Морские ворота страны - создаваемая Актауская СЭЗ - также не будут динамично
развиваться, если не будет трансказахстанской автодороги, соединяющей порт Актау
на западе страны (через Акмолу) с городом Аягузом на востоке, для увеличения
международных автомобильных перевозок через территорию Казахстана в обход
России. То, что существует проект Европейского Союза ТРАСЕКА, говорит о большой
заинтересованности Европы в расширении трансказахстанских транзитных
возможностей и готовности Европейского банка реконструкции и развития
финансировать подобные инфраструктурные проекты. Эти международные
геополитические интересы необходимо использовать и в создании и развитии
специальных экономических зон. Чтобы каждая из казахстанских СЭЗ эффективно
работала и развивалась, необходимо максимально исключить между ними конкуренцию
за привлечение иностранного инвестора и сориентировать каждую зону только на
"свои" внешние рынки. Скажем, для Кзыл-Ординской СЭЗ - это прежде всего
Центральная Азия, в меньшей степени - Россия, Китай, Индия, Пакистан, Иран,
Турция. Для Акмолинской и Лисаковской СЭЗ - это прежде всего Россия, а также
Украина, Беларусь, Прибалтика, Скандинавия, Восточная и Западная Европа. Для
Актау - это в первую очередь Закавказье, Иран и Турция, а также Россия, Украина,
страны Европы. В этом раскладе у нас выпадает восточный регион - выход на самый
важный и перспективный рынок, где также необходимо иметь экспортно-транзитный
плацдарм в виде СЭЗ для броска на рынки Китая и России.
Для создания экспортно-транзитной СЭЗ на востоке страны наилучшим образом,
на наш взгляд, подходит теперь уже бывшая Семипалатинская область (а именно -
город Семипалатинск), которая, несмотря на свою депрессивность в силу известных
причин, имеет солидный потенциал для экономического роста. Ее географическое
положение между двумя суперрынками, хорошо развитая транспортная инфраструктура,
наличие богатых природных и высококвалифицированных людских ресурсов,
исторические, внешнеэкономические и другие предпосылки создают благодатную почву
для развития международной торговли в регионе.
Исторически город Семипалатинск развивался практически только за счет
международной транзитной торговли. Сюда привозили свой товар купцы из Китая,
Центральной , Южной и Юго-Западной Азии. Русские купцы завозили свой товар и,
обменивая его на азиатский, везли его дальше в глубь России и в Европу.
Примечательно, что уже в 1728 году, то есть через 10 лет после основания
крепости Семипалатинской, в целях увеличения государственных доходов от развития
торговли, а также в целях предотвращения контрабанды, царским указом здесь была
создана таможня - первая в Степном крае. Для создания в этом регионе СЭЗ имеются
все необходимые предпосылки: развитая сеть автомобильных и железных дорог,
соединяющих Центральную Азию, Китай и Россию, аэропорт, способный принимать
широкофюзеляжные грузовые самолеты, наиболее дешевый речной транспорт, способный
осуществлять международные перевозки, жаждущие инвестиций и передовых технологий
машиностроительное производство, легкая и пищевая промышленность. Прекрасно
понимая для себя транзитные выгоды через Семипалатинск, японцы выделили льготный
займ правительству Казахстана на строительство моста через Иртыш. А ведь
льготные кредиты никто так просто не дает: Японии нужен выход через Китай и
Центральную Азию на рынки СНГ и Европы. Именно поэтому они на льготных условиях
финансируют развитие железнодорожного перехода Дружба - Алашанькоу и участка
Дружба - Актогай.
Побывавшая недавно в республике съемочная группа японской национальной
телекомпании TBS с целью снятия фильма о Казахстане снимала только то, что
связано с транзитными возможностями нашей страны, начиная с таможенного контроля
и перегрузочных терминалов на станции Дружба и далее, вдоль трансазиатской
железной дороги, а также участок от Актогая через Акмолу на Россию. Это еще один
аргумент в пользу того, как важно учитывать международные геополитические
интересы в стратегии развития страны.